Активные методы обучения
Методический семинар
Руководитель МО учителей начальных классов: Тарасова Е.И.
2020 – 2021 учебный год
Как сделать эффективным процесс обучения?
Новые образовательные стандарты
- Системно-деятельностный подход развитие личности учащегося
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
- Универсальные учебные действия
- «Выпускник умеющий, творческий »
Проблемы:
- Низкая учебная мотивация.
- Неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой.
- Отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.
Приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
- умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- осуществлять действия, направленные на учёт позиции партнера по деятельности.
Активные методы обучения (АМО) :
Активные методы обучения – это способы активизации учебно - познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.
Отличительные особенности активного обучения
- Принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания.
- Желание ученика выразить в полной мере свое индивидуальное «Я». Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
- Достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.
Классификация АМО в рамках системно-деятельностного подхода:
- Активные методы начала образовательного мероприятия.
- Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.
- Активные методы презентации учебного материала.
- Активные методы релаксации.
- Активные методы самостоятельной работы над темой.
- Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.
Критерии при выборе АМО:
- соответствие целям и задачам, принципам обучения;
- соответствие содержанию изучаемой темы;
- соответствие возможностям обучающихся: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания;
- соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
- соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам .
Роль учителя при использовании АМО:
- наставник;
- старший партнёр .
АМО начала образовательного мероприятия
Эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
- «Поздоровайся локтями».
- «Поздоровайся глазами».
- «Добро в ладошке».
- «Индейское имя».
- «Поздоровайся ладошками».
- «Расскажи о себе».
- «Круг дружбы».
- «Познакомься с игрушкой».
- «Любознательная Людмила».
- «Фруктовая корзина».
АМО начала образовательного мероприятия
«ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛАДОШКАМИ»
Цель: создание доброжелательной, веселой обстановки.
Проведение:
Пожелаем друг другу здоровья.
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь.
Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь.
Теперь соединяем пальцы со словами:
желаю (большой),
успеха (указательный),
большого (средний),
всегда (безымянный),
во всем (мизинец),
здравствуй (всей ладонью), … (имя).
АМО выяснения целей, ожиданий и опасений
Методы выяснения целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
- «Что у меня на сердце»
- «Поляна снежинок»
- «Солнышко и туча»
- «Лицензия на приобретение знаний»
- «Мишка боится, что …»
- «Воздушные шарики»
- «Голуби»
- «Дерево ожиданий»
- «Разноцветные листы»
- «Список покупок»
АМО выяснения целей, ожиданий и опасений
«Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу.
Оценка результата : по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;
по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве
усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят спланировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата : преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
АМО презентации учебного материала
Активные методы презентации учебного материала позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
- «Написание синквейна»
- «Написание эссе»
- «Лекция со стопами»
- «Ковер идей»
- «Мозговой штурм»
- «Составление кластера»
- «Пометки на полях»
- «Верные и неверные утверждения»
АМО презентации учебного материала
Метод «Мозговой штурм»
Цель: организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Проведение: работа построена в малых группах (4-5 чел.)
Участникам предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе и фантастических.Затем из общего числа высказанных идей, отбирают самые удачные, которые могут быть использованы на практике.
АМО презентации учебного материала
Например, по теме: «Какова роль прилагательных в речи?»
Учащиеся разделены на группы, у каждой группы свой текст.
1 группа:
Лиса - осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
2 группа:
Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.
Вопрос ко всем:
«Для чего в этих текстах нужны имена прилагательные?»
АМО организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать учебный материал.
- «Визитные карточки»
- «Экспертиза»
- «Карта группового сознания»
- «Парный выход»
- «На ошибках учатся»
- «Cветофор»
- «Приоритеты»
- «На линии огня»
Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу. Иногда достаточно 1-2 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят вам это сделать, не выходя из класса.
- «Постройся по росту»
- «Пантомима»
- «Земля, воздух, огонь и вода»
- «Домик, мышки, землетрясение»
- «Лимон»
- «Переполох на заднем дворе»
- «Роботы»
- «Красная Шапочка и Серый Волк»
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Активные методы релаксации
Упражнение «Лимон»
• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак.
Почувствуйте, как напряжена правая рука.
• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.
Выполните это же упражнение левой рукой.
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрести уверенность и бодрость .
АМО подведения итогов образовательного процесса
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока и говорит хорошие слова ребятам .
- «Ромашка»
- «Мудрый совет»
- «Итоговый круг»
- «Комплименты»
- « Письмо автору»
- «В кафе»
Результативность:
Активные методы обучения обеспечивают реализацию ФГОС в разных аспектах:
- Формирование положительной учебной – познавательной мотивации.
- Стимулирование самостоятельной деятельности.
- Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления.
- Развитие творческих способностей и нестандартности мышления.
- Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося.
- Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика.
- Развитие навыков самостоятельного умственного труда.
- Развитие универсальных навыков.
Плюсы и минусы активных методов обучения
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ АМО помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Подведем итог семинара.
АМО «Светофор»
( зеленый свет – согласен, красный свет – не согласен)
Вопросы для обсуждения:
- Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
- АМО можно применять на всех этапах урока.
- Для каждого этапа урока используются свои методы обучения.
- АМО строятся в основном на монологе.
- АМО строятся в основном на диалоге.
- Учение – объект обучения.
- Учитель – наставник, модератор, консультант.
Вывод:
АМО позволяют эффективно осуществлять не только учебный процесс , но и воспитательный процесс.
Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры обучающегося, отвечающие современным потребностям общества.
Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков.
К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
Сегодня многие понимают, что эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал.