СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Активные методы обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар – это одна из форм обучения, в которой теория опирается на практику. Цель проведения методического семинара «Активные методы обучения» заключается в следующем: определить сущность АМО и необходимость их применения учителем в учебно-воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Активные методы обучения"»

Активные методы обучения Методический семинар Руководитель МО учителей начальных классов: Тарасова Е.И. 2020 – 2021 учебный год

Активные методы обучения

Методический семинар

Руководитель МО учителей начальных классов: Тарасова Е.И.

2020 – 2021 учебный год

 Как сделать эффективным процесс обучения? Новые образовательные стандарты  Системно-деятельностный подход развитие личности учащегося  Личностные, метапредметные и предметные результаты  Универсальные учебные действия «Выпускник умеющий, творческий »

Как сделать эффективным процесс обучения?

Новые образовательные стандарты

  • Системно-деятельностный подход развитие личности учащегося
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты
  • Универсальные учебные действия
  • «Выпускник умеющий, творческий »
 Проблемы: Низкая учебная мотивация. Неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой. Отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.

Проблемы:

  • Низкая учебная мотивация.
  • Неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой.
  • Отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.
 Приёмы формирования  коммуникативных универсальных учебных действий: умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять действия, направленные на учёт позиции партнера по деятельности.

Приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

  • умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • осуществлять действия, направленные на учёт позиции партнера по деятельности.
Активные методы обучения (АМО) : Активные методы обучения – это способы активизации учебно - познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся. Отличительные особенности активного обучения  Принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания.  Желание ученика выразить в полной мере свое индивидуальное «Я».  Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.  Достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.

Активные методы обучения (АМО) :

Активные методы обучения – это способы активизации учебно - познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.

Отличительные особенности активного обучения

  • Принудительная активизация мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания.
  • Желание ученика выразить в полной мере свое индивидуальное «Я». Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.
  • Достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.
Классификация АМО  в рамках системно-деятельностного подхода:  Активные методы начала образовательного мероприятия.  Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.  Активные методы презентации учебного материала.  Активные методы релаксации.  Активные методы самостоятельной работы над темой.  Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.

Классификация АМО в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Активные методы начала образовательного мероприятия.
  • Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.
  • Активные методы презентации учебного материала.
  • Активные методы релаксации.
  • Активные методы самостоятельной работы над темой.
  • Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.
Критерии при выборе АМО:  соответствие целям и задачам, принципам обучения;  соответствие содержанию изучаемой темы;  соответствие возможностям обучающихся: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания;  соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;  соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам .

Критерии при выборе АМО:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;
  • соответствие содержанию изучаемой темы;
  • соответствие возможностям обучающихся: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания;
  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
  • соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам .
Роль учителя при использовании АМО:  консультант;  наставник;  старший партнёр .

Роль учителя при использовании АМО:

  • консультант;
  • наставник;
  • старший партнёр .
  АМО начала образовательного мероприятия   Эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.  «Подари подарок другу».  «Поздоровайся локтями».  «Поздоровайся глазами».  «Добро в ладошке».  «Индейское имя».  «Поздоровайся ладошками».  «Расскажи о себе».  «Круг дружбы».  «Познакомься с игрушкой».  «Любознательная Людмила».  «Фруктовая корзина».

  АМО начала образовательного мероприятия  

Эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

  • «Подари подарок другу».
  • «Поздоровайся локтями».
  • «Поздоровайся глазами».
  • «Добро в ладошке».
  • «Индейское имя».
  • «Поздоровайся ладошками».
  • «Расскажи о себе».
  • «Круг дружбы».
  • «Познакомься с игрушкой».
  • «Любознательная Людмила».
  • «Фруктовая корзина».
  АМО начала образовательного мероприятия   «ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛАДОШКАМИ» Цель: создание доброжелательной, веселой обстановки. Проведение: Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:  желаю (большой),  успеха (указательный),  большого (средний),  всегда (безымянный),  во всем (мизинец),  здравствуй (всей ладонью), … (имя).

  АМО начала образовательного мероприятия  

«ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛАДОШКАМИ»

Цель: создание доброжелательной, веселой обстановки.

Проведение:

Пожелаем друг другу здоровья.

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь.

Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь.

Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

успеха (указательный),

большого (средний),

всегда (безымянный),

во всем (мизинец),

здравствуй (всей ладонью), … (имя).

 АМО выяснения целей, ожиданий и опасений Методы выяснения целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.  «Фруктовый сад»  «Что у меня на сердце»  «Поляна снежинок»  «Солнышко и туча»  «Лицензия на приобретение знаний»  «Мишка боится, что …»  «Воздушные шарики»  «Голуби»  «Дерево ожиданий»  «Разноцветные листы»  «Список покупок»

АМО выяснения целей, ожиданий и опасений

Методы выяснения целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

  • «Фруктовый сад»
  • «Что у меня на сердце»
  • «Поляна снежинок»
  • «Солнышко и туча»
  • «Лицензия на приобретение знаний»
  • «Мишка боится, что …»
  • «Воздушные шарики»
  • «Голуби»
  • «Дерево ожиданий»
  • «Разноцветные листы»
  • «Список покупок»
 АМО выяснения целей, ожиданий и опасений «Солнышко и туча» Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Проведение:   дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу. Оценка результата : по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят спланировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме. Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока) Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. Оценка результата : преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

АМО выяснения целей, ожиданий и опасений

«Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Проведение:   дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу.

Оценка результата : по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве

усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят спланировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата : преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

  АМО презентации учебного материала   Активные методы презентации учебного материала   позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.  «Инфо-угадай-ка»  «Написание синквейна»  «Написание эссе»  «Лекция со стопами»  «Ковер идей»  «Мозговой штурм»  «Составление кластера»  «Пометки на полях»  «Верные и неверные утверждения»

  АМО презентации учебного материала  

Активные методы презентации учебного материала   позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

  • «Инфо-угадай-ка»
  • «Написание синквейна»
  • «Написание эссе»
  • «Лекция со стопами»
  • «Ковер идей»
  • «Мозговой штурм»
  • «Составление кластера»
  • «Пометки на полях»
  • «Верные и неверные утверждения»
  АМО презентации учебного материала     Метод «Мозговой штурм» Цель: организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Проведение: работа построена в малых группах (4-5 чел.) Участникам предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе и фантастических.Затем из общего числа высказанных идей, отбирают самые удачные, которые могут быть использованы на практике.

  АМО презентации учебного материала  

  Метод «Мозговой штурм»

Цель: организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Проведение: работа построена в малых группах (4-5 чел.)

Участникам предлагается высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе и фантастических.Затем из общего числа высказанных идей, отбирают самые удачные, которые могут быть использованы на практике.

  АМО презентации учебного материала    Например, по теме: «Какова роль прилагательных в речи?» Учащиеся разделены на группы, у каждой группы свой текст. 1 группа: Лиса - осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами. 2 группа: Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму. Вопрос ко всем: «Для чего в этих текстах нужны имена прилагательные?»

  АМО презентации учебного материала 

 

Например, по теме: «Какова роль прилагательных в речи?»

Учащиеся разделены на группы, у каждой группы свой текст.

1 группа:

Лиса - осторожный и хитрый зверь. Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.

2 группа:

Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговика. В-третьих, зимой бывает праздник - Новый год. Вот почему я люблю зиму.

Вопрос ко всем:

«Для чего в этих текстах нужны имена прилагательные?»

 АМО организации самостоятельной работы над темой При организации самостоятельной работы важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать учебный материал.  «Ульи» «Визитные карточки» «Экспертиза» «Карта группового сознания» «Парный выход» «На ошибках учатся» «Cветофор» «Приоритеты» «На линии огня»

АМО организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать учебный материал.

  • «Ульи»
  • «Визитные карточки»
  • «Экспертиза»
  • «Карта группового сознания»
  • «Парный выход»
  • «На ошибках учатся»
  • «Cветофор»
  • «Приоритеты»
  • «На линии огня»
  Активные методы релаксации  Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу. Иногда достаточно 1-2 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят вам это сделать, не выходя из класса.  «Четыре стихии»  «Постройся по росту»  «Пантомима»  «Земля, воздух, огонь и вода»  «Домик, мышки, землетрясение»  «Лимон»  «Переполох на заднем дворе»  «Роботы» «Красная Шапочка и Серый Волк» Примечание:  Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

  Активные методы релаксации 

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу. Иногда достаточно 1-2 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят вам это сделать, не выходя из класса.

  • «Четыре стихии»
  • «Постройся по росту»
  • «Пантомима»
  • «Земля, воздух, огонь и вода»
  • «Домик, мышки, землетрясение»
  • «Лимон»
  • «Переполох на заднем дворе»
  • «Роботы»
  • «Красная Шапочка и Серый Волк»

Примечание:  Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Активные методы релаксации  Упражнение   «Лимон» •  Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. •  Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. •  Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой. Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрести уверенность и бодрость .

Активные методы релаксации 

Упражнение   «Лимон»

•  Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

•  Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак.

Почувствуйте, как напряжена правая рука.

•  Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрести уверенность и бодрость .

 АМО подведения итогов образовательного процесса Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока и говорит хорошие слова ребятам .   « Ресторан»  «Ромашка»  «Мудрый совет»  «Итоговый круг»  «Комплименты»  « Письмо автору»  «В кафе»

АМО подведения итогов образовательного процесса

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока и говорит хорошие слова ребятам

  • « Ресторан»
  • «Ромашка»
  • «Мудрый совет»
  • «Итоговый круг»
  • «Комплименты»
  • « Письмо автору»
  • «В кафе»
  Результативность:   Активные методы обучения обеспечивают реализацию ФГОС в разных аспектах:  Формирование положительной учебной – познавательной мотивации.  Стимулирование самостоятельной деятельности.  Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления.  Развитие творческих способностей и нестандартности мышления.  Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося.  Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика.  Развитие навыков самостоятельного умственного труда.  Развитие универсальных навыков.

  Результативность:

Активные методы обучения обеспечивают реализацию ФГОС в разных аспектах:

  • Формирование положительной учебной – познавательной мотивации.
  • Стимулирование самостоятельной деятельности.
  • Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления.
  • Развитие творческих способностей и нестандартности мышления.
  • Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося.
  • Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика.
  • Развитие навыков самостоятельного умственного труда.
  • Развитие универсальных навыков.
Плюсы и минусы активных методов обучения   Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы. + АМО помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. - Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Плюсы и минусы активных методов обучения

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ АМО помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

  Подведем итог семинара.   АМО «Светофор» ( зеленый свет – согласен, красный свет – не согласен) Вопросы для обсуждения: Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО можно применять на всех этапах урока. Для каждого этапа урока используются свои методы обучения. АМО строятся в основном на монологе. АМО строятся в основном на диалоге. Учение – объект обучения. Учитель – наставник, модератор, консультант.  

  Подведем итог семинара.

АМО «Светофор»

( зеленый свет – согласен, красный свет – не согласен)

Вопросы для обсуждения:

  • Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
  • АМО можно применять на всех этапах урока.
  • Для каждого этапа урока используются свои методы обучения.
  • АМО строятся в основном на монологе.
  • АМО строятся в основном на диалоге.
  • Учение – объект обучения.
  • Учитель – наставник, модератор, консультант.

 

  Вывод:

АМО позволяют эффективно осуществлять не только учебный процесс , но и воспитательный процесс.

Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры обучающегося, отвечающие современным потребностям общества. 

Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков.

К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.

Сегодня многие понимают, что эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни. 

Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности АМО, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал.