Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
«Методический семинар»
«Развитие ассоциативного мышления школьников средствами музыки
в условиях введения ФГОС»
Автор: Багомедова А.З.,
учитель музыки
МКОУ «СОШ№12»
Избербаш 2019
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка».
В. А. Сухомлинский
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень, и чтобы реализовать поставленные задачи ФГОС, необходимо привить интерес учащихся к предмету и с этой целью я использую различные технологии :
- Здоровьесберегающие.
- Информационно-коммуникационные
- Личностно-ориентированные
- Проектная технология
- Развивающая
- Продуктивная творческая деятельность,
которые способствуют развитию ассоциативного мышления. Еще К. Паустовский отмечал, что «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций».
Правильно подобранная музыка для слушания может вылечить головную боль, снять психоэмоциональное настроение и физическую боль.
Музыкотерапия один из моих любимых здоровьесберегающих технологий, она возникла несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель, Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний.
Прежде чем перейти к теме семинара, хочу настроить и себя, и вас, дорогие коллеги, на нужный лад. Сегодня волнительный момент для нас, конкурсантов и наших болельщиков, и чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности нам поможет композиция П. И. Чайковского «Вальс цветов»
(во время прослушивания старайтесь не думать о серьезном, занимайтесь чем -нибудь приятным, и запишите свои ассоциации или устно озвучить попросить слушателей…звучит музыка 1мин.)
В последнее время, благодаря развитию психологии и других смежных наук, на первый план выдвинулся круг проблем, направленных на активизацию внутренних ресурсов ребенка, и в первую очередь, развитие творческого воображения, необходимой предпосылкой которого является развитое ассоциативное мышление.
Ассоциации непосредственным образом связаны со сферой эмоций человека. Они обладают свойством волновать, бередить душу, вызывать наплыв чувств. Особенно сильно этот процесс проявляется, если ассоциации несут в себе какой-то личностный смысл, связаны с чем-то значимым для человека. Разделы школьной программы по музыке в соответствии с ФГОС подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства: »Музыка и ты», «Россия- Родина моя», «В музыкальном театре», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», «Классика и современность…» и др.
Ассоциацию как процесс активного воображения рассматривал в своих трудах Теодюль Рибо. Авторы многих программ и методик по музыке опираются на ассоциативность музыки. Это Д.К. Кирнарская, В.Н. Петрушин, В.Д Остроменский, В.В. Медушевский.
С целью развития образно - ассоциативного мышления школьников я применяю следующие методы и приемы работы, которые можно разделить на следующие виды: связанные с вербальным и визуальным рядом, пластической передачей движений и жизненным опытом детей.
Авторы программы по музыке - Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина - предлагают задания, направленные на развитие ассоциативного мышления, но, на мой взгляд, таких заданий в этом УМК мало, и как учитель-практик стараюсь на каждом уроке использовать задания, развивающее ассоциативное мышление.
Система заданий по развитию ассоциативного мышления средствами музыки
Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом.
1. «Выражение своих мыслей и чувств звуками»
2.«Подбор эмоциональных эпитетов»
3. Подбор названия к муз. произведению.
4. Сочинение сюжетной сказки под музыку.
5. Кредо композитора.
6. Сочинение мелодии на заданный текст.
7. Создать литературный «перевод» с языка музыки на язык слов.
8. «Передай литературный образ».
Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с передачей движений.
1.Свободное дирижирование
2.Имитация игры на музыкальных инструментах
3.Подбор танцевальных движений
4.Пластические этюды
5.Свободные пластические импровизации
Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с визуальным рядом.
1. «Цветные квадраты»
2. «Палитра»
3. «Музыкальная линия»
4. «Волшебные бусы»
5. «Музыкальная живопись»
6. «Живописная музыка»
7. «Какую линию выбрать»
8. «Времена года в цвете и звуке»
9. «Волшебники»
Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей.
1. «Звуковая картина»
2.«Музыкальный портрет»
3. Задание «Если это...»
4.«Сочинение сочиненного»
1. Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом.
Вербальное мышление – речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей.
Современная методика музыкального образования предлагает следующие конкретные приемы по подбору музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом.
1. «Выражение своих мыслей и чувств звуками». Передать с помощью звука заданное учителем психоэмоциональное состояние (нежность, страх, удивление…).
2. «Подбор эмоциональных эпитетов»
+
Рис.1. «Словарь эмоций» Анисимова В.П.
3. «Ассоциативные гроздья»..
4. Подбор названия к музыкальному произведению.
5. Сочинение сюжетной сказки под музыку.
6. Кредо композитора.
7. Сочинение мелодии на заданный текст:
8. Создать литературный «перевод» с языка музыки на язык слов.
9. «Передай литературный образ».
2.Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с визуальным рядом.
Визуальное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования.
1. Задание «Цветные квадраты» и «Палитра»
2. Задание «Музыкальная линия»
3. Задание «Музыкальная живопись» и «Живописная музыка»..
4. «Времена года в цвете и звуке».
Больше всех из этих ассоциаций я применяю «Времена года в цвете и звуке». Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения предлагает педагог Е.И. Юдина. Заключается оно в следующем.
Дорогие друзья, вы прослушаете фрагмент музыкального произведения. Ваша задача-угадать и связать этот фрагмент музыкального произведения с другими видами искусства.
У вас для этого есть кейс и стенд, который нужно обклеить нужными фрагментами.
(прослушивание музыки Чайковского «Времена года» (Зима).
3. Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с передачей движений, или пластическое интонирование.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог XX века Э. Жак-Далькроз разработал целую систему ритмического воспитания, основой которой является развитие музыкальности слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой.
Свободное дирижирование .
Имитация игры на музыкальных инструментах.
Подбор танцевальных движений в различных жанрах в соответствии с характером музыки.
Свободные пластические импровизации.
4.Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей.
Педагогическая практика показывает, что одной из важнейших ценностей является информация. Поэтому организовывать обучение следует с позиций самого ребенка, его опыта.
Дорогие коллеги, давайте совершим небольшое путешествие в прошлое, где вы все ученики. Урок музыки. Задание: Звуковая картина «Ярмарка».
Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»: слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).
Затем – картина «Вот она, весёлая ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (участники разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!» и т.д. После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступление к балету И. Стравинского «Петрушка»…
Подводя итог, хочу сказать, что систематическое использование этих средств, приемов и форм работы позволяет развивать ассоциативное мышление и будить фантазию у учащихся и детей с особенными образовательными потребностями, вызывая у них эмоциональный отклик, помогающий осмыслить содержание музыки.