Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»
Методический семинар – описание педагогического опыта
«Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории»
Подготовила: учитель истории и обществознания
МБОУ «Школы №4»
Пухова Мария Сергеевна
2021 год.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, которые выражаются в овладении обучающимся определенным набором способов деятельности.
Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью. Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять обучающемуся оказываться адекватным типичным ситуациям. Такой набор является предметом запроса работодателей (и других заказчиков) и может корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.
Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Особое значение теперь приобретает и учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.
Поэтому целью моей педагогической деятельности является:
совершенствование преподавания истории на основе внедрения проектно-исследовательской технологии; применение метода проекта на уроках истории для формирования метапредметных результатов.
Для достижения поставленной цели обозначила задачи:
1.Проанализировать сущность метода проекта для формирования метапредметных результатов на уроках истории.
2.Использовать метод проекта на уроках истории для достижения метапредметных результатов.
3.Создать условия для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно- ориентированного подхода к обучению.
4.Формировать у обучающихся потребности к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.
Актуальность: в 2020/21 учебном году во всех школах страны появится обязательный курс, предусмотренный ФГОС среднего общего образования, — индивидуальный проект. Индивидуальный проект — это отдельный курс, который в соответствии с ФГОС среднего общего образования изучается в 10-11 классах. Выполняя индивидуальный проект, обучающийся демонстрирует предметные знания и сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией, которые получили в ходе создания проектов с 5 по 9 класс по истории.
Гипотеза: применение исследовательско-проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности приведет к повышению метапредметных результатов у обучающихся. В результате, возможно повышение успеваемости и качества обучения.
Метод проектов всегда предполагает решение обучающимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.
Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (объектом которой является обучающийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося; под проектной деятельностью обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Организация проектной деятельности обучающихся предусматривает использование самых различных средств (методов, приёмов, технологий, форм), обеспечивающих высокий уровень мотивации детей, понимание сущности деятельности, подготовку детей к её реализации, стимулирующих активность, творчество обучающихся, их самореализацию, адекватную самооценку.
В ходе проектной деятельности целесообразно использовать приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения и других технологий. Отметим наиболее важные и своеобразные педагогические средства, которые используются при организации проектной деятельности детей.
Учителю необходимо продумать запуск проекта, обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение обучающихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практических задач, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе.
Овладение новыми технологиями обучения требует от учителя внутренней готовности к самосовершенствованию, к серьезной работе по преобразованию самого себя. Практика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию деятельности творческого объединения педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе.
Я прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе «Применение современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в условиях функционирования цифровой образовательной среды», «Методика преподавания истории в условиях реализации ФГОС» участвовала в онлайн-марафоне для учителей «Современный педагог. Кто он?», «Создание онлайн-курса с нуля». Освоила технологию проектно-исследовательского обучения и ИКТ, которые применяю в своей работе. Так же мною используется следующая литература по тематике проектная деятельность: Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении., Полат Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А. Е. Новые педагогические технологии в системе образования., Выготский Л. С. Проблемы сознания. Собрание сочинений., Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения., Леонтьев А. Н. Дискуссия о проблемах деятельности.
Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером способен разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.
Уже в течение ряда лет я веду работу по использованию проектно-исследовательской технологии в обучении. Обобщая накопленный опыт, я выделяю следующие варианты применения проектно-исследовательской технологии:
Дидактическая задача: (учащимся предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей);
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Выполнение исследовательской части проекта, получение или систематизация данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
оформление портфолио проекта (Word);
создание продукта проекта – буклеты, презентации, и т. п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта.
Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
творческая деятельность (создание продукта проектной деятельности),
иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.
Таким образом, творческий подход позволяет мне максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
На уроках истории в 5 классе тематическим планированием предусмотрены проекты: «Изобретения древних охотников», «Египетские пирамиды», «Письменность древних цивилизаций», «Из истории компаса», «Театр Древней Греции», «Виртуальный музей «Обычное в необычном», «Великие сооружения древности».
Как правило, проекты выполняются по определённому образцу: обучающийся ставит перед собой цель, для выполнения цели он ставит перед собой задачи, выявляет предмет исследования. Далее занимается поиском источников информации, сбором и анализом собранной информации, подготовкой рабочего материала, изготовление проектного продукта, оформление выводов и результатов работы. На заключительном этапе обучающийся занимается оформление проекта. Выполнив все этапы в правильной последовательности, приложив свои старания и творческую активность у обучающегося получится хороший проект.
Самым интересным для ребят является проект «Письменность древних цивилизаций», они сами пробуют писать, как это делали люди, жившие очень давно. Интерес возникает в первую очередь потому, что это не привычное письмо ручкой в тетради, они пробуют писать кистью с черной краской, стилусом на глиняной табличке. Дети находят новую информацию о письменности, которая им интересна.
Задачами этого проекта являются: формирование у обучающихся представления о письменности древних народов; установление взаимосвязи между общественной жизнью древних народов и их культурой; развитие мышления детей путем сравнения, обобщения, наблюдения; развитие творческого воображения, актерских способностей, навыков импровизации при защите проекта; стимулирование творческой активности. С поставленными задачами ребята очень хорошо справляются.
Результатом их работы становиться копия древнего письма, например глиняная табличка, сверток, очень похожий на египетский папирус, китайская древняя книга. Помимо расширения кругозора, обучающиеся повышают свои творческие способности ведь нужно найти материал похожий на древний.
Во внеурочной деятельности мы с ребятами выполняем проект «На примере героев учимся». Целью данного проекта является: создание условий для формирования у обучающихся бережного отношения к культурному и историческому наследию своей семьи, страны, родного края. Задачами проекта: привлечь учащихся к формам поиска, обработки и анализа информации по истории своей семьи; развивать аналитические навыки и навыки критического мышления, публичного выступления; формировать чувство гражданской ответственности за сохранение исторического и культурного наследия. Итогом данного проекта является школьная книга памяти.
Ученица Цыплова Ульяна с проектом написанном в 5 классе и дополненным в 6 классе заняла на муниципальном конкурсе «Имя на обелиске» второе место. Сейчас мы готовимся к сьемке сюжета по данному проекту, который покажут по каналу ННТВ. В ходе своего проекта Ульяна нашла информацию о своем прадедушке на сайте память народа, также информацию ей рассказали родственники. Она узнала, что прадедушка был награждён медалью «За оборону Москвы» и медалью «За победу над Германией», и другими медалями. В 1942 году прадед был ранен. За время Великой Отечественной войны дед прошёл: Москву, Белоруссию, Украину и закончил в Польше.
У других участников проекта были не менее интересные работы.
Нам удалось увековечить подвиг многонационального народа в Великой Отечественной Войне. Наша Память — живая, действующая, борющаяся. Наша Память — это верность славным традициям народа-победителя. Наша память — в поисковой работе. Собирая материал о земляках, ветеранах ВОВ и ветеранах трудового фронта, мы испытали лучшие гражданские качества, чувство гордости за свою Родину, чувство сопричастности времени, отечественной истории и любовь к Родине.
Результаты выполненных проектов, которые получают обучающиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению.
Интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности вполне понятен. Этот вид школьной работы позволяет развивать специфические умения:
-распознать проблему и преобразовать её в цель предстоящей работы;
- определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
- найти и привлечь нужные ресурсы;
- точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;
- оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки;
- осуществить презентацию результата своей работы и самореализацию своей компетентности.
Диагностика наглядно показала, что в классах (5 «А», 5»Б», 5 «В») где активно применялась проектная деятельность в течение 2019-2020 учебного года прослеживается неуклонный рост качества знаний, это можно увидеть посмотрев отчеты из дневника ру. Учащиеся более заинтересованы в предмете, проявляют инициативу и активный познавательный интерес к предмету.
4. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует обучающийся в ходе проектной деятельности. Также создана методическая копилка:
КТП с указанием проектов.
Картотека памяток (буклетов)
Список тем проектов с указанием классов
Паспорта проектов
Библиотека накопленного материала
Опыт своей работы по теме «Проектная деятельность как метод формирования метапредметных результатов на уроках истории» был представлен на различных уровнях:
Школьный:
2019 г. - открытый урок "Путешествие в древнюю Азию", 5 класс,
2020 г. - открытый урок "В Афинских школах и гимнасиях", 5 класс,
2021г. – создание школьной электронной книги памяти.
Муниципальный:
2015 год – участие в творческом-исследовательском проекте «Семеновцы на защите нашей Родины»
2015 год – создание публикации творческая работа «Мы помним их имена»
2020 год – II место в муниципальном исследовательском конкурсе по истории «История одного музейного экспоната, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне».
2021 год – II место в муниципального этапа регионального конкурса медиапроектов «Имя на Обелиске».
2020-2021 год – сертификаты об публикациях по теме проектная деятельность.
В ходе работы над данной темой я пришла к выводам:
- Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности;
- Проектная технология одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников;
- Проектная деятельность обеспечивает высокую активную позицию школьников. Это содействует формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в основе проектной технологии лежит формирование метапредметных результатов.
Метапредметные результаты изучения истории включают:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
-владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;
-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
-владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.