
Ходьба и бег
(методическое пособие для учителей физической культуры начальной школы)

Ходьба и бег
Обучение этим естественным видам движений – сложная двигательная задача. Упражнения в ходьбе и беге включены в программу I – IV классов, где в основном происходит начальное обучение правильной технике. В дальнейшем навыки ходьба совершенствуют на уроках физической культуры при выполнении различных строевых приёмов, а навык бега – на всём протяжении обучения в школе. Ходьба и бег оказывают большоё тренирующее воздействие на мышцы всего тела (особенно ног), способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем. При ходьбе и беге чередуются движения разноимёнными руками и ногами. Делаются они свободно и естественно. При ходьбе туловище и голова держаться прямо, плечи разведены. Нога ставится на пятку, перекатом переходит на носок, а при толчке до отказа выпрямляется. При движении вперёд рука сгибается в локте и поднимается выше пояса на ширину ладони (на расстоянии ширины ладони от тела), при движении назад – выпрямляется и отводится назад до отказа. С возрастом длина шага увеличивается. У девочек длина шага меньше, чем у мальчиков. Стопа при постановке на землю слегка разворачивается наружу (угол разворота ног 10º), расстояние между ногами равняется 2 – 3 см.
Вначале обучают ходьбе каждого из учеников в отдельности и только после этого добиваются чётких коллективных действий в строю.
Последовательность обучения ходьбе
1. Имитационная ходьба. Широко применяется в начальной школе. Детям предлагают подражать походке медведя, кошки, гуся и т.д.
2. Ходьба обычная, на носках, на наружной и внутренней стороне ступни с различным положением рук (на поясе, за спиной, за головой и др.). Фиксированное положение рук помогает учащимся сосредоточится на правильных движениях ногами и туловищем.
3. Раздельное изучение правильных движений ногами и руками, на месте и в движении.
4. Ритмическая ходьба (под счёт учителя, под коллективный счёт).
5. Освоение начала движений с левой ноги.
6. Ходьба обычная и на носках в «коридоре» шириной 20 см (границы коридора обозначают линиями, начерченными мелом, или тонкими верёвками).
7. Ходьба перешагивая через мелкие различные предметы (мячи, палки) с высоким подниманием бедра.
8. Ходьба в ногу в равномерном и изменяющемся темпе (с замедлением и ускорением) под счет или хлопки учителя или магнитофонную запись.
Бег, как и ходьба, это циклическое упражнение динамического характера. Цикл движений в беге состоит из двойного шага, который подразделяется на два периода одиночной опоры, и двух периодов «полёта». Безопорная фаза обеспечивает расслабление мышц ног. В нервных центрах создаются благоприятные предпосылки для восстановления функционального потенциала нервных клеток: возбуждение их сменяется торможением, обеспечивающим отдых.
Во время бега в работу вовлекаются почти все группы мышц. В зависимости от скорости и длительности бега степень изменения функций внутренних органов различна. Максимальная скорость бега зависит от частоты и силы пусковых импульсов, возбудимости и функциональной подвижности нервно-мышечного аппарата.
Формирование технически совершенного бега проходит со значительными трудностями, которые встречаются на практике у каждого педагога, работающего с младшими школьниками.
Фаза полёта – непременное условие правильного бега. Туловище при беге слегка наклонить вперёд, голову держать прямо, плечи не поднимать, стопы ставить параллельно друг другу (разворот стоп наружу не допустим). Ногу на опору ставить с носка, держа её слегка согнутой. С момента толчка ноги полностью выпрямлять. После толчка ногу сгибать в колене и выносить вперёд. Наибольшая высота выноса бедра достигается в момент толчка другой ногой.
Движения руками, согнутыми в локтях (около 90º), делать свободно, в том же темпе, пальцы полусогнуты.
При непродолжительном и спокойном беге дышать через нос, при продолжительном и быстром – через нос и рот. Важно дышать глубоко и ритмично. Задержка дыхания во время бега недопустима.
Последовательность обучения бегу
1. Движения руками, стоя на месте (бег на месте).
2. Бег по прямой в «коридоре» или по начерченной прямой линии. Вначале ширина «Коридора» может быть равна 60 – 70 см, а затем30 – 40 см.
3. Бег по «кочкам», через набивные мячи или по размеченным участкам дорожки (расстояние между разметками 60 – 80 см).
4. «Семенящий» бег вначале разучивать у опоры, затем на месте. После этого переходить к медленному продвижению. Ноги ставить параллельно и при толчке полностью выпрямить.
5. Бег с изменением направления движения (обегая препятствия, по кругу, «восьмёрке», за учителем и др.)
6. Бег с различными положениями рук ( на поясе, к плечам, с палкой за спиной на локтевых сгибах и др).
7. Бег высоко поднимая бедра, прыжками, сгибая голень назад.
8. Бег с изменяемой скоростью передвижения, с ускорением, на скорость.
9. Бег, чередуемый с ходьбой.
Комплекс упражнений «Весёлый дождик»
1. Ученики идут (бегут) в колонне по одному по залу. У впередиидущего в руках ленточка. На сигнал учителя: «Дождик!» - все останавливаются, учитель называет любого из учеников по имени. Этот ученик становится впереди колонны, и ходьба (бег) продолжается.
2. «Тучка». Ученики бегут в колонне по одному. Дойдя до условленного места (стол или стул – «Тучка»), впередиидущий ученик останавливается и ведет колонну в обратном направлении.
3. «Весёлый дождик». На полу по кругу раскладываются мешочки с песком. Ученики строятся в круг, идут друг за другом. А по сигналу учителя: «Весёлый дождик!» - бегут по кругу, обегая «змейкой» каждый мешочек.
4. «По тучкам». По залу раскладываются кружки – «тучки». Ученики идут друг за другом, ставя ногу в середину «тучки». По сигналу «Бегом!» ходьба «по тучкам» заменяется бегом.
5. «Солнышко!»Ученики парами бегут друг за другом. По сигналы учителя «Солнышко» поворачивают в противоположную сторону.
6. «Радуга»
Ученики идут парами друг за другом. По сигналу учителя: «Радуга!» останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх. Последняя пара пробегает под образовавшимся «воротиками-радугой» и становится вперёд всех.