МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Музыкальная хоровая школа "Радуга"
Методическое сообщение на тему:
Особенности подросткового возраста
Выполнила: Шамаева Л.Ю.
Реутов
2025
Оглавление:
Социальная обусловленность и особенности развития
в подростковом возрасте …....................……………….…………..3
Советы учителям и родителям...........................................................9
Список литературы…..........................………………...…….......…11
Каждый из наших учеников достигает подросткового возраста и нуждается в особом понимании, заботе и любящем отношении не только родителей, но и преподавателей. Дети сталкиваются с разнообразными трудностями, кризисом и нам необходимо понимать, что с этим делать. Главная цель методического сообщения – совместный поиск эффективных способов взаимодействия с учеником в период подросткового кризиса.
Социальная обусловленность и особенности развития
в подростковом возрасте
Исторический анализ показывает, что понятие "подросток" далеко не всегда существовало в культуре человечества. Согласно исследованиям Ф. Ариеса, в доиндустриальной Европе не проводилось четкого различия между детством и отрочеством. Развитие ребенка рассматривалось как непрерывный процесс, находящийся под контролем родителей вплоть до заключения брака. Формирование отдельной социальной категории — подростковый возраст — началось лишь в XIX веке в связи с изменением структуры общества и усилением родительского контроля за процессами социализации.
Несмотря на кажущиеся неоспоримыми доказательства уникальности данного возрастного периода и его кризисного характера, в западной научной литературе наметилась тенденция к пересмотру этих взглядов. Если кризисные формы развития являются универсальными для подросткового возраста, они должны проявляться во всех культурах. Однако, по данным М. Мид, в культурах островов Самоа отрочество не представляет собой трудный и кризисный этап развития. Аналогичные наблюдения были зафиксированы и среди американских подростков конца XIX века, где лишь незначительная часть молодежи испытывала выраженные кризисные состояния.
Эти факты не отрицают специфики подросткового периода, но указывают на его социальную обусловленность. Л.С. Выготский, обобщая результаты отечественных и зарубежных исследований, отмечал: "Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте". Таким образом, формирование особенностей подросткового возраста обусловлено не только биологическими, но прежде всего социальными факторами.
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста, в рамках которой выделил три возможных типа развития личности:
Кризисный тип: развитие личности происходит бурно, сопровождается внутренними противоречиями и воспринимается подростком как "второе рождение", приводящее к формированию нового "Я".
Плавный тип: изменения происходят постепенно, без выраженных кризисных явлений, личностное развитие идет эволюционным путем.
Осознанный тип: подросток активно участвует в процессе собственного развития, целенаправленно преодолевает внутренние затруднения, что требует развитых навыков самоконтроля и самодисциплины.
К основным психологическим новообразованиям данного возраста Э. Шпрангер относил появление осознания "Я", развитие рефлексии и осознание собственной индивидуальности.
В свою очередь Л.С. Выготский выделял проблему интересов как ключевую для понимания развития подростка. Согласно его концепции, в этот период происходит разрушение прежних интересов и формирование новых, что приводит к изменению системы мотивов и социальной ситуации развития, формируются основные типы новых интересов:
Эгоцентрическая доминанта — повышенный интерес к собственной личности;
Доминанта дали — стремление к построению планов на будущее;
Доминанта усилия — стремление преодолевать трудности, проявлять волевые усилия;
Доминанта романтики — тяга к неизведанному, рискованному, героическому.
Изменение интересов влечет за собой смену ведущей деятельности. В подростковом возрасте на смену учебной деятельности приходит деятельность, связанная с общением. Формирование новых потребностей приводит к изменению социальной ситуации развития подростка. Возникает необходимость в новой ведущей деятельности — общении, которое становится основным механизмом развития в этом возрасте. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает приоритетное значение и становится одним из важнейших факторов личностного развития. Через общение подросток:
Осуществляет выход за рамки школьной среды;
Формирует самооценку через взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Осваивает социальные нормы и ценности;
Строит отношения равенства и взаимного уважения.
При недостаточной реализации потребности в полноценном общении подросток психологически дистанцируется от школы, смещая центр своей жизни за её пределы. Таким образом, переход от учебной к коммуникативной деятельности в подростковом возрасте закономерен и обоснован особенностями социального и личностного развития.
Неудачи в сфере общения с ровесниками вызывают выраженный внутренний дискомфорт, который не компенсируется успехами в других сферах деятельности, включая учебу и могут вести к формированию негативных самооценок. Подростки воспринимают общение как крайне значимую сферу жизни, проявляя высокую чувствительность к его форме и качеству. В процессе общения формируются их ценностные ориентации, что является показателем социальной зрелости.
Для старшеклассников особое значение приобретает общение с представителями противоположного пола, а также развитие неформальных отношений с педагогами и другими взрослыми. Уважительное и равноправное отношение со стороны взрослых способствует формированию у подростков чувства собственной значимости и самоценности. Однако в реальности наблюдается дефицит личностного общения между подростками и взрослыми, что может привести к формированию недоверия к взрослым, к стремлению к автономии и к разрыву поколений в духовной сфере.
Таким образом, неудовлетворённость подростков в сфере общения со взрослыми негативно сказывается на их личностном развитии и социализации.
В межличностных отношениях подростков наблюдается сочетание противоположных тенденций: стремление к конформности, к полному соответствию нормам и ожиданиям группы и потребность в индивидуализации и выделении себя среди сверстников.
Подростковый возраст является одним из критических периодов в онтогенезе человека. В социальной структуре подросток продолжает занимать положение ребенка, однако психологически он переживает внутренние изменения, приводящие к росту противоречий между притязаниями и реальными возможностями. Педагогическая практика показывает, что поведение подростков часто оценивается через призму бытовых стереотипов, что приводит к искажению понимания их истинных мотивов. Для эффективного взаимодействия с подростками необходим высокий уровень социальной перцепции и осведомленность о возрастных психологических особенностях.
В настоящий момент в научной литературе наблюдается эклектический подход к изучению подросткового возраста. С одной стороны, накоплен обширный и разнообразный эмпирический материал, с другой — отсутствие единой концептуальной основы затрудняет систематизацию данных и формирование стройной психологической теории. Это приводит к тому, что научные исследования оказываются разрозненными и противоречивыми, а их практическое применение в педагогике и воспитании подростков — существенно затруднено.
Анализ социальной организации процесса социализации показывает, что в современных культурных условиях подростковый возраст выполняет функцию психосоциального моратория — временного периода, в рамках которого личность имеет возможность экспериментировать с разными моделями поведения и формировать свою идентичность без немедленного профессионального или социального самоопределения. Однако в существующей системе образования и социальной организации отсутствует институционально закрепленный период внешкольной подготовки. Вследствие этого после окончания средней школы подросток вынужден практически сразу принимать решения о профессиональной траектории, зачастую без необходимой психологической готовности.
Нельзя забывать, что подростковый возраст сопровождается позитивными изменениями: ростом самостоятельности, обогащением межличностных связей, расширением сферы деятельности и выходом на качественно новый уровень осознания собственной социальной роли. Ключевым результатом этого переходного периода становится постепенный отход подростка от прямого копирования оценок взрослых в пользу формирования собственной системы самооценки на основе внутренних критериев. Основной механизм развития самосознания в данном возрасте — это сравнение себя с другими людьми: взрослыми и сверстниками.
К началу подросткового возраста учебная деятельность утрачивает статус ведущей в психическом развитии учащихся. Несмотря на это, она сохраняет значение основной общественно одобряемой формы организации активности подростков. В младшем школьном возрасте основное внимание уделяется овладению структурными компонентами учебной деятельности, а в подростковом возрасте акцент смещается на развитие самостоятельной интеллектуальной активности и познавательной инициативы.
Если педагогический процесс не адаптируется к данным изменениям (в частности, если ученик не становится субъектом собственной учебной деятельности), мотивация к учению резко снижается. Без решения личностных проблем, стоящих перед подростком, повышение учебной успеваемости становится затруднительным. Важно понимать, что восстановление интереса к учебе возможно только через поддержку развития внутренней мотивации и позитивной самооценки.
Сочетание обвиняющей позиции взрослых и склонности подростков к самообвинению приводит к следующим негативным последствиям:
Формированию у подростков чувства неполноценности;
Подавлению их познавательной мотивации;
Снижению уверенности в своих возможностях.
Отсутствие конструктивной обратной связи, основанной на выявлении и поддержке сильных сторон подростков, препятствует развитию их внутренней мотивации к обучению и саморазвитию. Современная система обучения часто акцентирует внимание на формальных результатах — успеваемости, оценках — в ущерб развитию познавательной мотивации. Как следствие у учеников снижается интерес к самому процессу познания, учеба воспринимается исключительно как обязанность, а не как средство саморазвития и падает общий уровень личностной включенности в учебную деятельность.
Формирование устойчивой познавательной мотивации требует переориентации образовательных стратегий на создание условий для активного поиска знаний, развития самостоятельности и творчества учащихся.
Подростковый возраст сопровождается интенсивными физиологическими изменениями, включая неравномерный рост тела, что нередко приводит к нарушению координации движений, угловатости и неуклюжести. Осознание собственной физической нескладности нередко вызывает у подростков стеснительность, стремление скрыть внешние недостатки, а также повышенную чувствительность к оценкам окружающих. Даже незначительные насмешки могут вызывать бурные эмоциональные реакции, что связано с повышенной уязвимостью самооценки в этот период.
Одной из центральных характеристик подросткового возраста является чувство взрослости. Подростки начинают требовать отношения к себе как к равным, стремятся к самостоятельности и автономии в решении личных вопросов, включая внешний облик, выбор круга общения и даже вопросы учебной деятельности. Невозможность реализовать потребность во "внутренней взрослости" через участие в реальной общественно значимой деятельности приводит к акцентуации внешних признаков взрослости (следование взрослой моде, интерес к курению, употреблению алкоголя и пр.).
Педагогическая задача в этом контексте состоит в поддержке формирования социальной взрослости — через включение подростков в реальные виды социальной активности и самоуправления.
Советы учителям и родителям
Учителям важно понимать, что учебная деятельность для подростка теряет свою ведущую роль, уступая место общению со сверстниками. Поэтому образовательный процесс должен строиться с учетом новых психологических потребностей подростков:
- Включайте подростков в совместную работу, используя проекты, исследования и дискуссии, стимулирующие их самостоятельность и креативность.
- Создавайте условия для открытого диалога и неформального общения, что позволит подросткам почувствовать признание и уважение.
- Проявляйте искренний интерес к личным переживаниям учеников, избегая формализма и жесткого авторитарного контроля.
- Будьте справедливы и последовательны в оценках и поощряйте личные достижения подростков, не ограничиваясь исключительно учебными успехами.
Родителям следует учитывать, что подростки стремятся к самостоятельности и равенству во взаимоотношениях:
- Избегайте чрезмерного контроля и давления, предоставляйте подросткам возможность самим принимать некоторые решения.
- Поддерживайте открытость в обсуждении сложных тем и будьте готовы искренне отвечать на вопросы подростков.
- Не реагируйте остро на эмоциональные перепады подростка, старайтесь сохранять терпение и выдержку.
- Создавайте атмосферу доверия и взаимного уважения, не навязывайте подростку свое мнение, а мотивируйте его к самостоятельным размышлениям и выводам.
Практические примеры решения проблем общения с подростками:
- Проблема снижения мотивации к учебе: создавайте условия для мотивации через интересные, практические задания и совместное решение задач.
- Конфликты на почве стремления подростка к независимости: четко обозначайте границы дозволенного, объясняя их необходимость, при этом избегайте лишнего давления и угроз.
- Тревожность и неуверенность подростка: оказывайте эмоциональную поддержку, акцентируя внимание на сильных сторонах и успехах ребенка, помогайте справляться с неудачами конструктивно.
Заключение
Эффективное взаимодействие с подростками требует глубокого понимания возрастных особенностей, терпения и последовательности действий. Важнейшая задача родителей и учителей — создание благоприятных условий для личностного и социального развития подростка, способствующих его становлению как зрелой и ответственной личности.
Список литературы:
Выготский Л.С. Психология подростка: учебное пособие / Л.С. Выготский. — Москва: Просвещение, 2000. — 320 с.
Джинн Илг, Луиза Эймс Подросток: трудный возраст или время возможностей?: учебное пособие / Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс. — Москва: Речь, 2008. — 256 с.
Крайг Г. Психология развития: учебное пособие / Грэйс Крэйг; пер. с англ. Н. Мальгиной и др.; авт. предисл. А.А. Алексеев. — 7‑е изд., междунар. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 992 с. — ISBN 5‑314‑00128‑4
Шнейдер Л.Б. Возрастная психология: учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. — Москва: Академический проект, 2005. — 512 с.
Шнейдер Л.Б., Титова А.И. Подростки и взрослые: мосты взаимопонимания: учебное пособие / Л.Б. Шнейдер, А.И. Титова. — Москва: Академический проект, 2012. — 280 с.
Эльконин Д.Б. Психология развития школьника: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. — Москва: Институт практической психологии, 1995. — 230 с.
Психологические особенности подросткового возраста. URL: https://okt.edu.27.ru/files/documents/2030_psihologicheskie_osobennosti_podrostkovogo_vozrasta.pdf (дата обращения 28.04.2025)
Родительское собрание: профилактика подросткового кризиса. URL: https://урок.рф/library/roditelskoe_sobranie_profilaktika_podrostkovogo_191538.html (дата обращения 29.04.2025)