Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»
Методическое сообщение
«Педагогические способности»
преподаватель фортепиано М.В. Зрянина
г. Ивангород
2023 год
«Начало – это дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее»,- писал И. Гофман.
Для начала обучения на инструменте нужен учитель основательный, внимательный, доброжелательный, бдительный и опытный, «…можно взять какого-нибудь исключительно искусного учителя с отличной репутацией, который будет превосходным преподавателем для подвинутого ученика, но может оказаться неспособным заложить доброкачественный фундамент у начинающего», «не виртуозность нужна учителю для начинающих, а глубокая музыкальность и понимание детской психологии».
На вопрос, «Что является необходимым условием воспитания пианиста?» Гофман отвечает: «Прежде всего хороший руководитель, который сумеет и сможет наблюдать за первыми этапами развития молодого музыканта».
Подчеркивая значение первоначального этапа обучения, приходится обращать внимание на большую ответственность преподавателя, работающего с детьми. Педагог детской музыкальной школы должен обладать самыми разнообразными способностями: быть психологом, любить детей, уметь на них воздействовать, заинтересовать их, привить любовь к музыке, заставить работать и т.д.
«…Под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого,- утверждает Б.М. Теплов…- а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития». Подобное определение способностей дает С.Л. Рубинштейн: «Способности образуют собою сплав исходных природных данных человека и результатов его деятельности». Развитие способностей тесно связано с развитием всей личности, ее характерологических качеств: прилежания, терпения, настойчивости.
Способности рассматриваются психологией в единстве с другими проявлениями личности. Установлены взаимосвязи между способностями и характером человека. Способности и характер подкрепляют друг друга и обеспечивают необъятные возможности для активной деятельности человека. Для развития способностей необходимы целеустремленность, умение упорно работать. Талант – это не только любовь к делу, но и любовь к самому процессу работы – труду.
По вопросу специальных педагогических способностей работ не так много. Наиболее интересны из них: доклад Ф.Н. Гоноболина « Психологический анализ педагогических способностей», работа Н.В. Кузьминой «Формирование педагогических способностей» и капитальный труд Н.Д. Левитова « Детская и педагогическая психология».
В работе Гоноболина привлекает внимание его вывод о том, что педагогические способности неотделимы от других качеств личности. Взаимосвязь способностей подчеркивается и у Кузьминой. Среди педагогических способностей они выделяют: наблюдательность, тактичность, внимательность и вместе с тем требовательность к ученику. Основной трудностью педагогической работы является то, что объект ее – живое существо- ребенок, часто обнаруживающий стремление к самостоятельности и независимости. Вместе с тем ребенок ищет опоры в личности самого педагога, и поэтому педагогу чрезвычайно важно суметь стать этой опорой, завоевать доверие ученика.
В труде Левитова указывается, что для успешной педагогической деятельности необходимы три фактора: педагогическая направленность, педагогические способности и педагогическое мастерство.
Педагогическая направленность (призвание) выражается в любви к педагогической деятельности, что тесно связано с любовью к детям. Композитор А. Гретри утверждает, что «основное качество учителя, в какой бы области он не работал, заключается в умении расположить к себе ученика» и что « без дара снискать любовь последнего все остальные его таланты окажутся бесполезными».
Любовь к педагогической деятельности состоит в том, что человек рассматривает ее как смысл жизни, знает и любит свой предмет, остро переживает успех и неуспех в работе, постоянно стремится совершенствовать ее (следит за специальной литературой, изучает и использует опыт коллег, обобщает собственный опыт). Любовь к детям проявляется в чутком, внимательном отношении к детям ( даже к не очень успевающему ребенку), в искреннем, простом, сердечном обращении с ним.
Подлинный педагог должен обладать еще одним качеством – педагогическим оптимизмом. Верой в успех ученика.
Педагогические способности, как и всякие другие не прирожденные качества, развиваются в процессе практической работы. Они включают умение ясно, кратко, интересно и увлекательно передавать детям свои знания: понимание психологии ученика, наблюдательность, чуткость, самостоятельность, творческий склад мышления, позволяющий избегать штампов, умение анализировать, критиковать свой опыт. Педагогу необходимы также и организаторские способности: умение планировать работу, учитывая конкретную обстановку, возможности ученика, организовать коллектив учащихся класса, наладить индивидуальную работу ученика в классе и дома. Большое значение имеют черты характера педагога. Педагогу необходима воля, целеустремленность, требовательность, умение довести дело до конца и в срок, настойчивость в преодолении трудностей. Работа педагога очень сложная, направленная на трудную задачу – формирование личности, невозможна без настойчивости, которая требует порой больших усилий воли, выдержки, терпения, владения своими чувствами, настроениями.
Педагогическое мастерство связано в первую очередь со знанием своего предмета. Нельзя научить тому, чего не знаешь сам. Знания должны быть глубокими и разносторонними. Обычно наиболее яркими педагогами бывают люди, обогащающие свой предмет материалом, из книг, нот, жизненных наблюдений, имеющие разностороннюю теоретическую и практическую подготовку. Необходимо все это применять на практике.
Педагогическое мастерство теснейшим образом связано с педагогическим творчеством- умением подобрать материал сообразно со склонностями ученика, продумать упражнения, дать яркие сравнения, будить творческое воображение ученика.
Чрезвычайно важно вызвать у ученика интерес к работе. Интерес- лучшее средство сосредоточить внимание ученика, собрать волю, усилить слуховой контроль. Очень важно умело подобрать репертуар.
В общении с учениками нужна твердая уверенность в себе. Преподавателю необходимо хорошо разбираться в типах характера учеников. Каждому типу – свой подход. Всегда еще учитываются возрастные особенности учеников. Авторитет педагога складывается из уважения ребенка к педагогу.
Хорошим педагогом можно считать того, кто любит и ценит свою работу, стремится к совершенствованию педагогического мастерства. Умеет критически подходить к своему поведению, интересуется жизнью коллектива школы, того, кто воспитывает ученика, увлеченного музыкой любящим ее саму и работу над ней, кто учит маленького музыканта осознанно и самостоятельно разбираться в музыке, подготавливает его к возможности доставлять через музыку радость себе и обществу.
Используемая литература:
С.С. Ляховицкая – «О педагогическом мастерстве» Ленинград 1963 год