МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 49 «ЗАГАДКА»
Доклад на тему:
«Методическое сопровождение питания детей в ДОУ»
Выполнил:
воспитатель
Виноградова Е.П.
г. Майкоп, 2020
Методическое сопровождение питания детей в ДОУ
Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в образовательном процессе. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы дошкольного учреждения вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить их этому.
Формирование культуры питания у воспитанников может быть реализовано через три основных направления:
1. Формирование представлений:
о значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов;
о роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма;
о пользе различных продуктов и блюд.
2. Воспитание культуры поведения за столом.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Вся работа строится на основе использования разнообразных методов и приемов.
Методы и формы организации работы с детьми:
1. Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)
2. Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)
3. Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)
Работа с детьми проводится в игровой, доступной форме с использованием практических заданий на темы воспитания у детей культуры питания, создания у детей положительного отношения к приему пищи. Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом, которая происходит как на специальных организованных занятиях, так и во время приема пищи. В организованно-образовательной деятельности, мы должны закреплять с детьми знания, умения и навыки организации правильного питания. Формировать у них знания о здоровом питании, о пользе овощей и фруктов, о правилах поведения за столом, элементарные знания о своем организме, проводить с детьми и практические занятия на тему воспитания у детей культуры питания и положительного отношения к приему пищи. На таких занятиях дети учатся правилам этикета за столом, у детей формируются навыки правильного пользования столовыми приборами принадлежностями, а полученные в ОД и на практических занятиях знания дети могут самостоятельно закрепить в свободной деятельности.
Для самостоятельной деятельности детей необходимо постоянно пополнять развивающую предметно-пространственную среду разнообразными материалами по данной теме: новыми наглядными материалами, играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм; картотеками речевых игр на тему «Питание», физ. минуток, пальчиковых игр. Можно оформить картотеки пословиц и поговорок, потешек «Устное народное творчество о питании», загадок на тему: «Питание», «Игры- загадки», альбомы «Беседы с детьми о питании» и «Мини-ситуации и проблемы, связанные с питанием, а также их решения». Можно использовать дидактические игры, которые будут направлены на формирование правильного питания, такие как «Овощи, Фрукты, Ягоды», «Хлеб - всему голова», «Профессии пищевой промышленности» (повар, кулинар, кондитер, «За столом», «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?», «Соберем фрукты в корзину» и другие. Так же всем известные игры, такие как «Что лишнее?», «Четвертый лишний (фрукты, овощи, посуда, ягоды)», «Домино (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)», «Этикет детям», «Классификация (Фрукты и овощи)», «Чего не стало», «Накрой на стол красиво (сервировка стола)» и другие. Во время таких игр дети самостоятельно закрепляют полученные знания по вопросам о питании.
В группе можно организовать такие сюжетно-ролевые игры как, «Семья», «Кафе», «Поварята», «Магазин (продукты, фрукты-овощи)», «День рождения», «К нам пришли гости» и другие.
В свободной творческой продуктивной деятельности дети по своему желанию могут использовать трафареты на темы «Фрукты, овощи, ягоды, грибы», «Продукты питания». А также разнообразить творчество шаблонами для обведения.
В утренние часы, пока помощник воспитателя и дежурные накрывают на стол, можно провести беседы с детьми на тему «Гигиена», «Здоровый образ жизни», «Культурно-гигиенические правила», «Правила поведения за столом». Поиграть в малоподвижные игры, пальчиковые игры, почитать книги о питании, использовать стихи, потешки, прибаутки, способствующие созданию интереса к процессу подготовки к организации питания и непосредственно приему пищи.
Можно организовать выставки творческих работ «Мы за правильное питание!», «Полезные и вредные продукты», «Книжки - малышки о еде своими руками», «Любимое блюдо нашей семьи», выставку декоративно-прикладного творчества и фотографий «Вместе на кухне».
В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.
Технологию принятия пищи в младшем и среднем возрасте педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как - со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку. Обращайте внимание на темп еды и тщательное пережевывание пищи – только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.
После еды желательно предоставить детям возможность для самостоятельной деятельности (обязательно нужно дать разъяснение, что после еды играть следует спокойно, чтобы «в животе всё улеглось на свои места»), т.е. у ребёнка закладывается стереотип на здоровое поведение.
Этикет за столом, в принципе, ничем не отличается от правил для взрослых. Не забывайте показывать на личном примере хорошие манеры.
Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ.
Преимущества совместного приема пищи педагога и детей:
- завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья;
- между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.
Помните! О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё
должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки
сложное дело.
Не забывайте! Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за
аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное, спокойное
общение во время еды. Комментируйте вслух успехи детей, а о промахах,
неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво.
Не фиксируйте! Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, у кого что не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.
В заключении хочется сказать, что только систематическая работа даст свои результаты, дети лучше будут, относятся к труду взрослых, у детей будут формироваться культурно-гигиенические навыки, они научатся красиво сидеть за столом и правильно принимать пищу, будут знать о полезных и вредных продуктах питания, снизится заболеваемость детей. И самое главное будут правильно питаться.