«Для настоящей музыки не существует ничего не возможного!
Необходимо лишь желать её слушать»
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе и в жизни человека. Например, в древние века музыкально- медицинские центры лечили людей от тоски. А в Пифагорейской школе музыка звучала на уроках математики, было доказано, что музыка повышает работоспособность и умственную активность. Но главное она может влиять на эмоциональное самочувствие человека, вызывая при этом радость от общения с ней.
Для того чтобы подготовить разносторонних, развитых, духовно богатых и образованных граждан - важным предметом в школе является урок музыки, где дети соприкасаются с музыкальным искусством, которое взаимосвязано с другими видами искусства: с литературой и поэзией, с живописью, театром, драматургией, с архитектурой. Поэтому, знакомясь с музыкой, дети знакомятся с тем, что ее окружает. С жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим другим.
Существует несколько программ по музыке, каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Например, программа Д.Кабалевского составлена двадцать лет назад, естественно многие произведения, исключая классические произведения уже давно устарели и потеряли свою актуальность («Чапай остался жив», «Гимн демократической молодежи мира»).Или программа учебников ново го поколения, где делается упор на изучение только музыки Казахстана, причем к учебнику нет методического руководства, фонохрестоматии. Поэтому мне приходится находиться в постоянном поиске, для того чтобы каждый урок бил интересным, чтобы каждый ребенок испытал радость от общения с музыкой, ощутил себя творческой личностью.
За основу своей программы, я взяла материал учебников «Музыка» для школ Российской Федерации, а, также материал учебников нового поколения, в Казахстане.
Как же проходит урок музыки? Урок включает в себя различные виды деятельности: пение, музыкально ритмические движения, импровизацию, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки, игровые моменты. Все эти деятельности способствуют формированию и развитию творчества каждого ученика. Причём каждый ребенок волен, выбирать свою дорогу в творчестве – будет ли этот тот или иной жанр музыкального искусства: исполнение песни, движения или слушания.
Большое внимание на своих уроках, я уделяю музыки, потому-то очень важно, научить ребёнка слушать музыку, понимать её и оценить её красоту. На уроках звучит музыка самая разнообразная: классическая, народная, духовная, современная. Дети не только слушают, они учатся определять, количество частей образов следят за развитием музыки от начала до конца, размышляют о том, что хотел донести до нас автор. Дети охотно делятся своими впечатлениями мыслями. А ещё, они рисуют то, о чем им рассказала музыка.
Пение – это обязательный вид деятельности на уроке. Перед разучиванием или исполнением песни я провожу с детьми дыхательную гимнастику, распевку. Если только приступаем к разучиванию песни, только сначала идёт полный разбор: количество куплетов, припевов, на сколько фраз делится куплет и т.д. Часть песен мы поём под сопровождением фортепиано, но больше детям нравится петь детские песни под фонограммы. Наиболее активные дети младших классов, у них ярче проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании. И поэтому они без труда выполняют задание «Сочини мелодию» или исполни песню «сердито», «с юмором», «надоедливо». Обычно творческие задачи я даю в форме игр – это активизирует детей, создаём на уроке атмосферу непринуждённости и эмоциональной отзывчивости. Игры подбираю в соответствии с темой урока. Игра на музыкальных инструментах это любимое занятие ребят. К сожалению инструментов не так много и для того, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя участником большого оркестра, я использую вот такие «шумовые коробочки». Игра на этих инструментах развивает чувство ритма, навыки коллективной игры, а так же моторику. Для проверки и закрепления знаний провожу музыкальные викторины, тестирование, а так же дети с большим удовольствием составляют и решают музыкальные кроссворды и ребусы.
Рекомендации по проведению уроков музыки в средней школе.
Вход под музыку. (1-3 классы)
Четкая организация начала урока (приветствие, посадка, внимание, настрой на урок в музыке)
Обсуждение домашних впечатлений детей, если было такое задание.
Объявление темы урока (в удобном месте урока).
Оформление доски:
Термины, фамилии, даты, ритмические или нотные упражнения, иллюстрации.
Компоновать урок в зависимости от материала, уметь вести урок к кульминации, которая может в середине или в конце урока. Варианты:
пение слушание пения
слушание пение слушание
пение слушание
слушание пение
Распевание в характере песни и на основе темы урока. Если песня в быстром темпе – упражнения на дикцию, скороговорку, артикуляцию. Если песня в медленном темпе – вокализ, кантилена, звукообразование. Для распевания используют фрагменты разучиваемой песни.
Ритмическая слуховая зарядка.
Организация разучивания песен:
показ песни качественный, выразительный
отметить построение, характер (сколько было припевов, куплетов, повторов, характер).
запись песни с четвертого класса по строчкам (одну записали – пропели и т.д.).
исполнение учителем первой строки.
проигрывание мелодии (дети поют про себя).
исполнение с учащимися.
работа над интонированием, фразировкой, дикцией, звукообразованием.
исполнение учителем второй фразы и т.д.
исполнение всего куплета.
песня в быстром темпе разучивается более медленно и когда выровненная интонация, дикция, дыхание – доводят темп до заданного.
разучивание ведется в характере на основе текста (дробление на строчки в младших, средних классах, в старших следят по тексту).
словарная работа:
при разучивании фразы несколько раз повторяется, но всякий раз с новым заданием.
трудные места пропиваются вокализом, прохлопываются, отдельно повторяются. аккомпанемент подключают когда выровнена интонация и ритм.
работа над песней ведется от одного до трех уроков, затем контрольное исполнение на оценку (хоровое, индивидуальное).
Организация слушания музыки.
настрой на слушание (обязательно тишина и внимание).
продуманные четкие вопросы о том, что следует услышать, на что обратить внимание (не более трех заданий, без заданий слушать музыку нельзя).
если произведение большое, то слушать в начале фрагмент.
руку поднять только после окончания слушания.
выяснить характер, общую ситуацию, т.е. ответы на поставленные вопросы.
по ходу обсуждения постоянно напоминать необходимые фрагменты (наигрывать или прослушивать), т.к. дети с одного прослушивания мало что запоминают).
когда выяснена общая ситуация – слушание всего произведения целиком. Задания перед прослушиванием:
или увидеть необходимую картину.
или почувствовать настроение, характер. Обратить внимание на нужные детали (в старших классах в трехчастной форме).
Обсуждение и комментарий.
1.При обсуждении стараться поговорить как можно с большим кол-вом детей, внимательно выслушать их мнения, обязательно реагировать на любой ответ.
2. Из ответов детей собственных дополнений делается вывод, о прослушанном музыкальном произведении. Выясняется и закрепляется в памяти детей фамилия композитора.
3. Постоянно ставить детей в поисковую ситуацию:
а. почему?
в. как это удалось композитору?
с. какими «красками» т.е. средствами выразительности это достигнуто?
д. зачем?
Научить детей следить за сменой регистров, лада, инструментов, и.т.д.
4. Как итог после повторного прослушивания:
а. кому понравилось произведение?
в. почему?
с. чем?
5. Факты биографии и история создания музыкального произведения – даются по ситуации:
если знакомятся – то в начале если интересные факты – то после прослушивания, факты должны быть интересными с учетом возраста и подготовки детей.
6. Смысл бесед о музыке это заинтересовать личностью композитора, а отсюда и более глубокое понимание музыки.
7. Учить слушать вдумчиво, грамотно, анализировать. Слышать особенности музыкального языка.
8. Учить любоваться красотой музыки.
9. Некоем случае, не показывать свое видение музыки, но умело и тактично вести в нужном направлении. Главное сделать слушание интересным, творческим, где главным является музыка, а не разговор с ней.
10. Весь урок подчинен одной теме, все этапы урока, все виды деятельности должны быть логично связанны с основной темой, и раскрывать суть.
11.Обязательны игровые моменты.
Типы уроков
Урок формирования знаний.
Постановка цели
Введение новых знаний и творческое их усвоение
Обобщение знаний и оперирование ими
Контроль усвоения
Урок закрепления и совершенствования знаний.
Постановка цели, проверка домашнего задания (если оно есть)
Воспроизведения учащимися ранее полученных знаний, и способов деятельности
Оперирование знаниями и овладение способами деятельности в новых ситуациях
Обобщение и систематизация знаний
Контроль усвоения изученного, и овладения способа деятельности (например: дыхания)
Урок повторения и систематизации
Урок анализа качества знаний
Урок применения знаний на практике
Комбинированный урок
Итоговый урок
Методы обучения
Персептивный (словесный) – словесная передача и слуховое восприятие
Наглядный (иллюстрации, демонстрации)
Практический метод
Репродуктивный метод (запоминание учениками сообщенной учителем информации)
Проблемно-поисковый метод (60% времени урока. Создание учителем проблемной ситуации, на этой основе самостоятельное продвижение и усвоение знаний)
Типы опроса
Фронтальный (каждый ребенок отвечает на вопрос)
Индивидуальный метод
Групповой метод (письменный)
Развивающие цели:
Развитие речи (главное на уроке обогащение и усложнение слуховой функции речи), овладение художественными образами
Развитие мышления (сравнение, выделение главного, анализ, синтез, обобщение, систематизация)
Развитие сенсорной сферы. Различие форм, цвета, звука, наблюдательности, эстетическое восприятие природы искусства.
Развитие двигательной сферы (развитие моторики, умение управлять своими двигательными мышцами)
Воспитательные цели
Формирование нравственных, трудовых, эстетических качеств
Обучение общению и сотрудничеству
Формирование мировоззрения (видеть понимать красоту, смотреть чистыми глазами)
Воспитание интереса к предмету, увлеченности к знаниям
Учить отстаивать свою точку зрения (мнения детей)
Формировать чувства собственного достоинства
Цели и задачи уроков музыки
Воспитание интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке. Способность оценить ее красоту.
Вызывать чувства сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства
Добиться музыкально-эстетического отклика на произведения искусства, неутилитарного (примитивного) отношения к нему.
Постижения закономерности искусства: 1-частная, 2-частная, 3-частная формы, форма рондо, вариация, соната.
Развитие музыкально-образного мышления; восприятия музыки, способности размышлять о ней в связях с жизнью, с другими искусствами;
Развитие творческих способностей, практических умений, навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизация), пластического интонирования, музыкально-ритмического движения
Становления музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высоко-художественной музыкой в музыкальном самообразовании
Рекомендации по проведению уроков музыки
(Младшие классы)
Формирование-умение слышать музыку, интонационно- образного мышления богатое воображение, фантазию и интуицию.
Развитие навыков грамотности, выразительного хорового пения, содержащего в себе достижение гармонии в коллективном взаимодействии детей.
Создание художественных образов, через движение, с попытками вокальных и инструментальных импровизаций.
Исполнительские навыки способствуют яркому творческому самовыражению ребенка, чувству сопереживания, соучастия.
Цели и задачи уроков музыки
(Среднее звено)
Воспитание жанровой основы искусства:
Жанр песни: романс, опера.
Инструментальный жанр: пьеса, соната, сюита.
Симфоническая музыка: симфония, симфоническая картина.
1. Постижение музыкального образа, нравственно-эстетического потенциала в музыке.
2. Развитие музыкально-познавательных способностей.
3. Формирование интереса к высшим достижениям мирового музыкального искусства,
чувств стиля в музыке.
4. Познание особенностей современного музыкального языка, связи музыки с историей, худ. литературы, изо. И на этой основе развитию культуры чувств и эстетического вкуса
.
5. Постижение лучших образцов классической духовной и современной музыки, знаний раскрывающих прежде всего интонационную жанровую и стилевую природу музыкального искусства и музыкального творчества.
Вывод:
Весь искусно сочетаемый спектр форм и видов музыкальных занятий должен быть направлен на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как притягательное, обладающее собой эмоциональной силой искусство. Целесообразна активная работа, связанная с движением детей под музыку, с созданием художественных образов через движение, с попытками вокальных и инструментальных импровизаций.
Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Детский возраст – период становления способностей и бурных интегрированных процессов в психике. Что бы обеспечить поступательный характер развития одаренности, необходимо внимание к ребенку на протяжении всего периода становления и развития его способностей.
Обучение одаренных детей в обычной массовой школе без сомнения, является одной из важных проблем, поставленных в настоящее перед системой образования. Одаренные дети ничем не отличаются от обычных детей в младшем возрасте, но они обладают рядом психологических особенностей, позволяющих утверждать, что становление нравственной самостоятельности и освоение нравственных ценностей у них более быстрыми темпами. Они остро воспринимают общественную несроведливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду гармонию и природу одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающей среде, мире и чрезвычайно любознательны.
Термин «одаренность», будучи производным от слова «дар», позволяет рассматривать его как результат некого дара, данному человеку Природой, Богом, Судьбой. Одаренные дети – это дифференцированное понятие. Одни исследователи считают, что все дети одаренные, другие, что только 3%, которые определяют динамику общества. Это будущие лауреаты Нобелевской премии.
Дети редко одарены в нескольких областях, и уровень одаренности распределяется по видам деятельности неравномерно, иногда можно замечать «выпадение» ее в какой то сфере. К примеру, музыкальная одаренность, где:
Проявляется интерес к музыкальным занятиям, пению.
Чутко реагирует на характер и настроению музыки
Хорошо поет
Вкладывает много энергии и чувств в игру на инструменте, в пение, танец.
Любит музыкальные записи.
Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
Огромную роль в развитии способностей играет роль учителя. Если учитель принимает каждого ребенка тепло и доброжелательно к нему относится, замечает любое продвижение на пути к успеху, то беспокойства, страхи, защитные реакции ученика заметно снижаются. Он открыто говорит о своих чувствах, проявляет свои творческие способности, поет и танцует с более открытыми эмоциями и настроением. Здесь и проявляется одаренность ученика, необходимо поддержать и создать условия для дальнейшего развития таланта.
Критерием эффективности деятельности учителя в развитии личности могут выступать:
Организация активной деятельности ученика.
Формирование мотива предстоящей деятельности.
Использование различных (технических) ИСТОЧНИКОВ ЗНАНИЙ.
Обучение учащихся различным способам переработки информации.
Опора на самостоятельность и самодеятельность ученика.
Лично-ориентированный подход.
Опора на сильные стороны ученика
Для разработки программ необходимо придерживаться следующих принципов:
очень важно верить в способности ребенка, для ребенка должна быть создана благоприятная обстановка, способствующая развитию талантов, быть примером для подражания, вдохновлять детей своей любовью к творчеству.
Развитие творческих способностей на уроках музыки
Исследование известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у мышления, воображения с раннего возраста. Не исключаешь возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройствах, заболеваний сердечно - сосудистой системы.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активировать энергические процессы организма и направлять их на физическое оздоровление. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обострённое слуховое восприятие окрашивает эмоциональное проживания в яркий тон.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущее.
Педагоги музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого, об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому и педагогу, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как сможет распорядиться своим природным даром.
Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника. Основное средство достижения этой цели – систематические встречи учащихся с музыкой, знакомство с высокими образцами художественного творчества. На уроке музыки учащиеся учатся петь, понимать, слушать музыку, кроме того, в урок вводятся движение под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.
Для включения детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при слушании или при исполнении произведений можно использовать на уроке ряд примеров:
Движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться в её настроение.
Игра в оркестр. Данный метод создания созданием у детей впечатление участие в исполнение музыки. Это очень активирует их, позволяет проявить творческие способности.
Импровизация мелодий. Собственная мелодия, сочинённая на грустный текст или весёлый, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкального проведения, проявить индивидуальные способности.
Рисование картинок. Когда ребёнок запомнит произведение, после нескольких раз прослушивания, можно предложить нарисовать картину, которая возникла в его воображении при восприятии музыки.
Урок «Гармония звуков музыки» - путешествие в страну Звукляндию
Цель: обобщенные темы четверти.
Оборудование: иллюстрация, изображающая страну Звукляндию, эмблемы команд, иллюстрации скрипичного басового ключа, 2 карточки с записью песен (на доске), фрагменты песен, фишки-«нотки» (которые раздаются за участие в конкурсе).
Главные герои на уроке – лад МАЖОР и лад МИНОР (два участника).
ХОД УРОКА:
(Выходят Мажор и Минор и поют песенку на мелодию песни «Улыбка» В. Шаинского.)
МАЖОР: Мы зовем вас всех, друзья, с собой
В страну нашу,
Нашу милую Звукляндию.
Но туда дорога не легка,
Ждут вас все, ребята, испытания!
МИНОР: И помогут вам в пути
Ваши знания идти.
Ваши знания хорошие, немалые.
С ними вы наверняка
С зданьем справитесь шутя,
И откроется вам страна
ЗВУКЛЯНДИЯ.
МИНОР: Путь нелегкий, на пути встретятся трудности, и вам надо будет с ними
справиться. Вы готовы?
МАЖОР: Возьмемся за руки, друзья! Все в путь!
Смелее в даль глядите!
Вперед нас путь ведет.
А как зовется он, скажите?
Помогут вам этот путь музыкальные ключики. Какие? (Скрипичный и
басовый.)
МИНОР: Но как узнать, кто с каким ключом пойдет? Давайте поиграем. Вы
видите на доске нотные записи двух песен – одна в басовом (песни
берутся на усмотрение учителя.) (каждому раздается фрагмент записи этих песен количество фрагментов по числу учащихся)
МАЖОР: На одной из парт лежит скрипичный ключ, на другой басовый – это
начало нотной записи. Вам необходимо подобрать фрагменты так,
чтобы получилась песня (Образец на доске.)
(Таким образом, учащиеся разделятся на две команды.)
МИНОР: (детям): Вы собрались в команду скрипичного ключа и будете
называться «Скрипики». Вторая команда во главе с басовым ключом
будет называться «Басики».
МАЖОР И МИНОР: Кто же из вас быстрей попадет в страну Звукляндию?
(Вопросы располагаются в конвертах на дорожке к замку; победившей команде предоставляется возможность очередной конверт.)
РАЗМИНКА
Вопросы зачитываются поочередно командам:
Что такое октава?
Темп?
Мелодия?
Ритм?
Динамика?
Тембр?
Гармония?
Тоника?
За каждый правильный ответ команда получает одну ноту.
МАЖОР: Я веселый лад мажор
Друга верного нашел
Он «Веселый старичок»
И пришел к нам на урок.
(Входит «старичок» (можно пригласить выступить ученика старшего класса, желательно переодетого в старичка) и просит исполнить про него песню.)
( Во время исполнения инсценируются события, происходящие в песне.)
МИНОР: Весело вы пели, поиграть пора.
ИГРА «Музыкальная эстафета».
ЦЕЛЬ: закреплять и совершать ритмические навыки.
Методика проведения игры: пример показывают МАЖОР и МИНОР: один хлопает ритм, второй повторяет его ритм и добавляет свой. Первый участник эстафеты (представитель команды МИНОРА) повторяет ритм последнего участника (т.е МАЖОРА) и добавляет свой, следующий участник хлопает ритм первого участника (из противоположной команды) и добавляет свой...
За правильное повторение ритма участник получает фишку-«нотку». После проведения этой игры подсчитывают «нотки», находящиеся у каждой команды, и подводятся итоги разминки.
МАЖОР: (обращаясь к Минору):
Я песню пел мажорную,
Теперь зови минорную.
МАЖОР: Ребята, какую минорную песню вы знаете?
(«Ябеда-корябеда, муз. Е. Крылатова, сл. Ю Энтина»).
(Выходит мальчик, исполняющий роль Миши-ябеды).
МИША: Я всем расскажу, что вы не знаете следующего задания (снимает конверт, открывает, там картинки). Я очень люблю их рассматривать. Я сейчас вас запутаю. Вот картинки, посмотрите на них, а потом выберите ту, которая будет подходить к музыкальному отрывку.
3. Конкурс «Гармония рисунка и музыки».
Начинает команда, победившая в предыдущем этапе. Игроки каждой команды подходят по одному к Мише и, прослушав музыкальный отрывок, подбирают иллюстрацию. Подобрав правильный рисунок, участник второй команды.
МАЖЕР и МИНОР: подводят итоги - та команда, у которой больше рисунков, побеждает.
МАЖОР: (предлагает): Миша перестань жаловаться, «ведь все сбывается на свете, стоит только захотеть...».
Исполнение песни «Все сбывается на свете», муз. Е. Крылатова, сл. М. Плятсковского.
МИНОР: Вот и следующее задание (победившая команда открывает конверт).
Чтобы продолжить путь, нам нужны разведчики. Кто такие разведчики?
4. ИГРА «РАЗВЕДЧИК».
Цель игры: закрепление знаний нотной грамоты, развитие ладового чувства и музыкальной памяти школьников.
Дидактический материал: карточки с « музыкальным кодом»
Методика и техника игры. Учитель раздает карточки с «музыкальным кодом», в котором цифры обозначают определенную ступень лада.
Музыкально-дидактическая игра с элементами драматизации проводится на скорость. Каждая команда выступает в роли «дешифровальщика», т.е. дети должны уметь «раскодировать» мелодию услышать мелодию по ступеням, узнать песню и спеть ее в слух. Игрок команды, которые первый правильно спел «заколдованную» мелодию становится «разведчиком». Перед ним ставится новая задача – запомни «пароль», не записывая его (дается новая мелодия из 2-4 тактов). Послать в «разведку» - это, значит, запомнить новый «пароль» и уметь его спеть.
МИНОР: Вот вы перед дверью встану Звукляндию, открыть вам поможет дирижер.
(Выходит ученик с дирижерской палочкой.)
Дирижер: Эта палочка на память
Мне волшебницей дана,
Каждый может догадаться,
Что волшебная она.
Только палочкой волшебной я взмахну...
И желание любое исполняется всегда
А желание простое-
Звуки все оледенить
И в гармонии прекрасной слить.
Мне подвластны музыканты симфонического оркестра, артисты балета и оперы. Те, кого коснется моя палочка, стану героями песни «Тень, тень»
(Дирижер выбирает лису, ежей, блох, медведя, козу. Всем раздаются шапочки с изображением героев.)
После исполнения раздается волшебная музыка, двери страны открываются, и детей встречают Королева Мелодия и Король Гармоник.
МАЖОР И МИНОР: Поздравляем вас друзья, вы попали в волшебную музыкальную страну. Здесь все живут в гармонии.
МАЖОР: Как вы думаете, кто важнее: ключ басовый или скрипичный?
(Звучит любой музыкальный отрывок)
МАЖОР: Они живут в отличной гармонии. И у нас тут побежденных, Пусть согласие – гармония – царит в вашем классе.
МИНОР: Все вы сегодня стали нотками, поднимите их, Вот вас сколько, у каждого сой голос, свой тембр, и, когда зазвучат ваши голоса, запоют мелодию в созвучии с гармонией – аккордами, тогда зазвучит вся наша страна Звукляндия. Пусть вам в работе помогают Король и Королева этой страны!
МАЖОР:С улыбкой отправляемся в путешествие по стране Звукляндии, которое начнется во второй четверти и будет продолжаться всю жизнь.
(Дети поют песню «Улыбка» из м.ф. «Крошка Енот» и выходят из класса.)
Интеграция на уроках музыки.
Понятие интеграции вошло в нашу жизнь не сегодня. Если обратиться к истории, можно вспомнить об интеграции экономики социалистических стран в Совете Экономической Взаимопомощи, капиталистических стран — в блоке Общего рынка. Интеграция имела место также в политической, духовной и других сферах. Сегодня, по определению, общество из индустриального становится информационным, то есть основным продуктом производства и потребления становится информация. По этой причине в теории и практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе, о формировании нового способа
Интегрированные уроки являются одной из форм обобщения знаний и зачастую являются прямым продолжением параллельной системы обучения, которая как бы вынесена на один урок. Интегрированные уроки, если они не выходят за рамки традиционной структуры, как правило, бывают малоэффективными. В этом случае не происходит концентрации (систематизации, обобщения) учебного материала, а «втиснутый» в рамки традиционного урока материал двух (а то и трех) предметов являет собой не органическую систему, а конгломерат отрывочных знаний параллельной системы обучения.
Интегрированные уроки проводятся в течении целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведение целой серии уроков в рамках целой темы. Ведут урок 2-3 педагога. 60-80 процентов урочного времени отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используются различные способы воздействия на учащегося: видео-художественный, музыкальный ряд, телевидении, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.
Гораздо более удачной формой концентрации являются интегрированные дни. «В школьной практике — это такие школьные дни, когда происходит интеграция естественнонаучных знаний, полученных на уроках различных предметов. В этот день уроки физики, химии, биологии ставятся один за другим и ведут их практически сразу три учителя. Готовятся к такому дню ученики также под руководством трех предметников, оценки за урок получают по трем предметам. Говоря об интегративных днях, необходимо заметить, что подготовка к каждому из них начинается за 2-3 недели до него. Заблаговременно работают межпредметные консультации, где учащимся указывается какой объем работы необходимо выполнить непосредственно перед «днем».
Проводя интегрированные уроки можно отметить следующие положительные моменты:
Они позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний.
Интегрированные познавательные задачи помогают в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным моментом при обучении.
Учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, шедеврах литературы и искусства, природного явления и. т. д. мышления характерного для современного человека.
Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе
Тема: Весна в литературе и в музыке.
Цели урока: Систематизировать знания учащихся, развить чувство прекрасного, показать, как весенняя природа служит источником вдохновения писателям и поэтам, композиторам и художникам. Развить творческие способности учащихся. Закрепить знания по теории литературы и музыки.
Оборудование: Портреты писателей, композиторов, магнитофон с кассетными записями, картины и репродукции картин с весенними пейзажами, выставка книг, рисунки детей на весеннюю тематику
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
А. Толстой
Ход урока
I. Дети входят под музыку Бобеску «Лес», садятся за парты.
II. Слово учителя литературы.
Сегодня у нас, дети, необычный урок. И вести его будет не один учитель, как это бывает всегда, а два учителя: учитель пения и учитель литературы. Вы знаете, что литература – это вид искусства и, музыка – это тоже вид искусства. А сегодня мы объединим литературу и музыку, и у нас получится урок искусств, по-другому – интегрированный урок. А разговор у нас пойдет о прекрасной поре года – весне. Мы с таким нетерпением ждем ее прихода после холодной зимы. Природа вся оживает после зимней спячки и преображается. И, согласитесь, что весной природа особенно прекрасна и неповторима. Во все времена она служила источником вдохновения писателям и поэтам композиторам и художникам. Со стихами о природе поэтов XIX и XX вв. вы уже знакомились на уроках литературы. Вы много читали стихов и о весне. Назовите поэтов, которые писали о весне и их стихотворения.
Дети называют следующие стихотворения: А. Фет «Рыбка», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Люблю грозу в начале мая», «Весенние воды», А. Блок «На лугу», Заболоцкий «Оттепель», А. Толстой «Звонче жаворонка пенье».
III. Слово учителя литературы.
Именно стихотворение А. Толстого и послужило эпиграфом к нашему уроку. (Учитель читает эпиграф)
- Ребята, а как иначе называются стихи о природе? (Пейзажная лирика)
- Что характерно для пейзажной лирики? (Используются эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение)
- Читая стихи пейзажной лирики, мы не только видим природу, но и слышим звуки, т. к. поэт путем подбора определенных слов, звуков вызывает в нашем представлении зримую картину пейзажа того или иного времени года.
IV. Слово учителя музыки.
Какие звуки композитор слышит или представляет, когда сочиняет музыку? (Пение птиц, ветер, дождь, ручей журчит и т. д.) Значит, музыка рождается из окружающих нас звуков: не только природы, а и индустриальных звуков тоже. Но особенно звуки природы всегда вдохновляли поэтов, музыкантов, художников. Композитор П. И. Чайковский сочинил цикл «Времена года», где каждому месяцу соответствует определенное произведение. Мы послушаем апрель - «Подснежник». - После прослушивания мне расскажете, какие звуки природы вы услышали в этой музыке? (Звучит «Подснежник» Чайковского. В средней части – звон ручейка, капель).
- В начале произведения мелодия проходила в каком голосе? (В верхнем, потом в нижнем, потом опять в верхнем).
- Что бы это могло означать? Напоминаю название – «Подснежник». (Цветок пробивается из-под снега и распускается. Некоторые цветы уже пробились из-под земли, а некоторые еще стремятся вверх. Последние такты произведения «рисуют» раскрывшийся, распустившийся цветок.)
После беседы по прослушанному произведению ученица читает произведение Аполлона Майкова «Подснежник» под музыку Чайковского «Подснежник».
V. Слово учителя литературы.
Весна! Обычно поэты, описывая приход весны, используют яркие краски, восклицательные предложения, и стихи звучат эмоционально и восторженно. Но не всегда весна приходит к нам с солнцем, с теплом, с пением птиц. Бывает и другая весна. Какая? Вы мне ответите, прослушав два стихотворения, которые дома подготовили. Эти стихотворения совершенно отличаются по выражаемым чувствам, по эмоциональной окраске. Вы мне и должны найти эти отличия.
Учащиеся читают стихи: А. Н. Плещеев «Птичка», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…».
Беседа по прослушанным стихам.
- Какое настроение вызывает у вас первое стихотворение и второе стихотворение?
- Отличается ли пейзаж, описанный в первом и во втором стихотворении?
- Какие краски использует автор в каждом стихотворении?
- Какая картина соответствует первому, а какая второму стихотворению? (Картины Левитана «Март», Саврасова «Грачи прилетели», Юона «Мартовское солнце»)
VI. Слово учителя музыки.
- С какими элементами музыкальной речи ассоциируются два разных настроения этих стихов? (Мажор и минор)
Дети озвучивают эти стихи с помощью шумовых предметов и инструментов.
- Издавна люди любили слушать голоса птиц и насекомых. Однажды ученые записали пение птиц на магнитофон и прокрутили запись на медленной скорости. В результате все услышали мелодии народных песен того края, где живут эти птицы. Значит, люди подражают птицам, и птицы подражают людям своим пением. Вспомните, какие произведения, передающие птичьи трели и переливы мы знаем? («Жаворонок»)
Вывод: Первый слог – ударный, два остальных – безударные.
VII. Слово учителя музыки.
- Выстучите этот ритм.
- Какой это размер? (3/4)
- Какие произведения пишутся в музыке в размере ?? (Вальс)
Дома ученица сочинила мелодию на весеннюю тему в ритме вальса. Под эту мелодию, которую девочка исполняет сама на фортепиано, ученик поет стихотворение Заболоцкого «Оттепель».
VIII. Слово учителя литературы.
- Но, конечно, не только поэты писали о весне. И писатели посвящали свои произведения этой поре года. Сейчас ученица прочтете наизусть рассказ Ушинского «Ласточка». Но она не дочитает рассказ до конца, а концовку вы должны будете придумать сами. Придумывают окончание рассказа под музыку. Читают свои варианты. Потом ученица читает вариант концовки рассказа Ушинского.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
IX. Выводы из урока.
- Понравился ли вам такой урок? Чем?
- Связана ли природа с искусством?
- Из каких звуков рождается музыка?
- Почему многие стихи становятся песнями?
Ученики уходят из класса под музыку Чайковского.
Интегрированный урок валеология и музыка
во 2 классе
ТЕМА: ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ. ЭПИГРАФ: Не привыкайте к чудесам - Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам Прикладывайтесь к родникам, - Ничто не повторится… (В. Шефнер) ЦЕЛЬ: Формирование экологических знаний детей, воспитание любви к природе, Родине, самому себе, развитие наблюдательности, внимания. Формировать чувство ответственности за свои Поступки по отношению к окружающему. ПРОБЛЕМА: Земля - наш дом? ХОД УРОКА: Организационный момент. "Возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке" Зарядка. Целевая установка. Дом (кластер). Когда видишь эти слова - Земля и дом, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своём крохотном астероиде. Их только двое , в бесконечном звёздном пространстве: Маленький принц и его планета. А какой величины была планета Маленького принца? "Я сделал ещё одно важное открытие; его родная планета вся-то величиной с дом!"- написал однажды о Маленьком принце Антуан де Сент-Экзюпери. А вы хотели бы стать Маленьким принцем? А какой он, Маленький принц? Какие черты характера присуще ему? Какими качествами он обладает? Закончите предложение: "Чтобы меня могли назвать Маленьким принцем, я должен быть… " Ребята, а вы хотели бы открыть свою планету? А как выбрать свою планету? Так, чтобы принести пользу и этому участку, и Своей огромной планете Земля, так, чтобы на нашей Земле стало ещё одним уголком краше: так, чтобы и растения и животные твоей планеты почувствовали, что на ней появился Маленький принц, и сказали бы спасибо своему хозяину, помощнику. Чтобы открыть свою планету и лучше её узнать, надо отправиться в разведку. Постарайся услышать и записать сигналы бедствия, поступающие от растений и животных. Во дворе, на улице, в парке. А на нашем уроке вашей планетой будут воздушные шары. Давайте откроем вашу планету и постараемся её Заселить. (надувают шары, рисуют-заселяют.) А теперь отправимся в путь, чтобы поближе познакомиться с вашей планетой. Песня: "Музыкант - турист". (1 куплет) Первая остановка: "Определи дерево". (Предлагается гербарий) Песня: "Это называется природа". Отправляемся дальше. Песня: "Музыкант - турист." ( 2 куплет) Следующая остановка: Привал. Оглядитесь. Сколько знакомых и неизвестных Растений вокруг? Сколько ягод? (Гербарий.) Лес - бесценная кладовая. Какие вкусные, питательные блюда можно приготовить из лесных даров: ягод, грибов, орехов? Аукцион блюд. А каких вы знаете лесных животных? А сейчас конкурс. Один из участников команды, подходит к черному ящику и на ощупь определяет, какой зверёк там находится. Затем не называя его рисует. (Если правильно отгадано команда выигрывает.) Какой же привал без отдыха, песен, игр? Пока наши художники рисуют, мы споём. Песня: " Луг - лужок". Игра: " Этажи". (Дерево, кустарник, трава.) А вот что может произойти, если мы не научимся разбираться в растениях, грибах… Частушки. Ребята, как вы думаете, мухоморы приносят какую - нибудь пользу? Белые поганки и мухоморы вбирают в себя из Разложившихся листьев ядовитые вещества. Эти Вещества вредны белым грибам и другим растениям. Уничтожать их - значит вредить себе и природе. А теперь немного потанцуем. Игра: "Зеркало". А сейчас посмотрим, что получилось у наших художников. "Сделал дело - гуляй смело". Когда туристы снимаются с привала, Что нужно сделать? "Девочка в лесу". (Разбор ситуации.) А теперь, за 5 минут, из пластмассовых бутылок попробуйте сделать полезные вещи для леса, для проходящих по тропинке туристов. А пока наши мастера делают полезные вещи, мы с вами нарисуем запретные знаки на всё то, что, по - вашему, угрожает вашей планете. Ну, а теперь, пора отправляться домой. Песня: "Музыкант - турист". ( 3 куплет) Ребята, кем или чем ещё, вы бы заселили вашу " планету" воздушный шарик? А что бы вы добавили ещё к нашему кластеру? Можно ли сказать, что Земля - наш дом? А теперь вспомните, какое правило было у Маленького принца? "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету" Ребята, как вы понимаете это правило? Сделайте и вы это своим правилом. Домашним заданием у вас будет эссе, на тему "Я - земля" Песня: "Лесной марш." Coda: "Берегите эти земли, и воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!" |
Тест по теме:
«Формирование культуры казахской профессиональной музыки».
6 класс
1. В какое время начался первый этап развития казахской профессиональной музыки?
а. В30-х годах ХХ столетия
в. В 90-х годах ХIХ столетия
с. В 20-х годах ХХ столетия
2. Кто является автором пьесы «Енлик-Кебек»
а. А, Жубанов
в. М, Ауэзов
с. Б Ерзакович
3. В чем состояла задача формирования профессиональной музыкальной культуры нового типа?
а. В организации музыкального образования
в. Возродить национальное искусство
4. В каком городе был организован слет народных талантов?
а. Актау
в. Верный.
с. Каракол
5 .Как называют сочинителей и исполнителей эпоса?
а. Акын
в. Жырау
с. Кюйши
д. Жыршы
6. Какие музыкальные инструменты являлись любимыми игрушками казахских детей, сделанные в форме животных?
а. шершер
в. ускирик
с. дабыл
д. тастаук
7.Кто внес особый вклад в станоаление новой культуры?
а. А, Затаевич, А. Жубанов
в. Абай, Даулеткерей
с. Е. Брусиловский
8. Как назывались первая поставленная пьеса М.Ауэзова?
а. Кыз-Жибек
в. Айман-Шолпан
с. Енлик-Кебек
9. В каком году был сформирован казахский драматический театр?
а. в1934г
в. в1925г
с. в1905г
10. Кто является автором эпопеи «Путь Абая»?
а. Д, Мацунин
в. М, Жубанов
с. М.Ауэзов
11. В каком году был открыт музыкально-драматический техникум?
а. в1940г в Уральске
в. в 1950г в Орске
с. в1932г в Алма-Ате
12. Кто является первым руководителем оркестра казахских народных инструментов?
а. А,Хамеди
в. Ф, Мансуров
с. Н,Тлентиев
д. А, Жубанов
13. Какя певица спела 20 оперных партий, оставила неизгладимый след в искусстве Казахстана ХХв
а. К,Байсеитова
в. Г, Жубанова
с. Д, Нурпеисова
14. Какому композитору принадлежат первые обработки народной музыки?
а. Затаевич
в. Ж. Шанин
с. Ш. Айманов
15. Крупный казахский композитор, автор симфонических сочинений, симфонической поэмы «На джайляу»
а. С. Мухамеджанов
в. К. Кужамьяров
с. К. Мусин
Тест по теме: «Профессиональная музыка Европы 17-18вв»
6 класс
1. К какому веку относится начало развития новой эпохи в музыке Западной Европы ?
а) ХХв. б) ХVIв .с) ХVIIв
2.Что такое жанр?
а) скорость движения в музыке; б) разновидность музыкальных произведений; с) вступление к опере;
3. В каком веке появилась опера?
а) ХVIIв; б) ХIХв; с) ХХв;
4. Благодаря каким композиторам оперу услышали во многих странах Европы?
а) Моцарт; Шуберт; Гайдн;
б)Бах; Григ; Моцарт;
с) Монтеверди; Люли; Гендель;
5. Для какого инструмента было написано большое количество произведений композиторами Ж Рамо, Л. Деканом?
а )клавесина; б) скрипки; с) органа;
6. А. Вивальди – музыкант и композитор, который покорял всех своей музыкой для:
а) скрипки; б) органа; с) фортепиано; д)виолончели;
7. Что такое капелла?
а) место, где располагается оркестр; б) профессиональный хор; с) коллектив бродячих артистов;
8. Что такое сюита?
а) музыкальный номер в опере; б) произведение из нескольких частей, которые отличаются содержанием и характером; с)старинный танец;
9. Что звучит в начале оперы?
а) каватина; б) алеманда; с) увертюра;
10.Какого композитора называли отцом симфонии?
а) И. С. Баха; б)И. Гайдна; с) А. Вивальди;
11. Как называется ансамбль из пяти музыкантов?
а) дуэт; б) квартет; с) квинтет; д) терцет;
12. Что означает слово капельмейстер?
а) служитель церкви; б) руководитель оркестра; с) руководитель танцевального коллектива;
Тест по темам: «Оратория», «Кантата», «Романс», «Баллада».
6 класс
1. Родиной романса является
а. Италия
б. Венеция
с. Испания
2. Назовите композиторов-песенников Казахстана
а. М. Тулебаев
в.Л. Хамеди
с. Е. Брусиловский
3. Кто является автором оратории «Голос веков»
а. Е. Брусиловский
в. Б. Байкадамов
с.С. Мухамеджанов
4. Кантата и оратория зародилась на рубеже
а. ХVI-ХVII вв
в. ХIХв
с. ХVII-ХVIIIвв
5. Баллада это произведение
а. Комического содержания
в. Исторического содержания
с. Романтического содержания
6. Баллада «Лесной царь» принадлежит композитору
а. Ф. Листу
в. Ф. Щуберту
с. И. Брамсу
7. Кто является автором и исполнителем первых рапсодий?
а. Тристан
в. Гомер.
с. Орфей
8. Исполнение рапсодий сопровождалось игрой на
а. гуслях
в. лире
с.кифаре
9. Гордостью, какого народа является танец чардаш
а. Румынов
в. Итальянцев
с. Венгров
10. Назовите композитора, автора «Венгерских рапсодий», человека, который всю свою жизнь занимался благотворительностью?
а. Ф. Лист
в. Ф. Шуберт
с. Римский-Корсаков
Тест по теме: «Опера»
6 класс
В каком городе родилась опера?
а) Афины; б) Флоренция; с) Вена; д) Париж;
2.Назовите авторов первых опер
а) И. С. Бах; б) Ж. Бизе; с) К. Монтеверди; д) Г. Гендель
3. Какие искусства объединяет в себе опера?
а) музыку; б) драматургию; с) литературу; д) живопись;
4. Как называется произведение с комедийным содержанием, где есть вокально-танцевальные сцены и разговорные эпизоды?
а) ариозо; б) оперетта; с) каватина;
5. Как называется небольшая ария?
а) ариозо; б) сонатина; с) речитатив
6. Как называется ансамбль из двух, трех, четырех, пяти музыкантов?
7. Как называется перерыв в опере?
а) пауза; б) антреприза; с) антракт; д) гардероб;
9. Какая из опер принадлежит М. И. Глинке?
а) « Иван Сусанин»; б) «Пиковая дама»; с) «Руслан и Людмила»;
10. Какому композитору принадлежат оперы: «Дон Жуан»; «Волшебная флейта»;
а) Д. Верди; б) В. Моцарту; с) М. Глинке; д) М. Мусоргскому;
11.Какого композитора считают мастером музыкальной живописи, он является автором оперы «Садко»?
а) Брусиловский; б) Мусоргский; с) Римский-Корсаков;
12.Назовите композиторов, авторов оперы о великом акыне казахского народа.
а) Кужамьяров; б) Брусиловский; с) Хамеди и Жубанов.
Тест по темам:
«Оперное искусство Казахстана», «Балетное искусство Казахстана»
6 класс
1. Музыкальное драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра
а) кантата, в) оратория, с) опера
2. Составная часть оперы – форма монолога
а) куплет, в) ария, с) экспромт
3. С премьерой какой оперы, связанно открытие Казахского драматического театра?
а) «Абай в) «Кыз Жибек» с) «Карагоз»
4. Какие композиторы являются авторами первой национальной оперы?
а) Е. Брусиловский, Г. Мусрепов
в) С. Мухамеджанов
с) А. Жубанов, Л. Хамеди
5. В основу какой оперы, лег сюжет из народного эпоса?
а) «Алпамыс» Е. Рахмедиева
в) «Енлик- Кебек» Г. Жубановой
с) «Назугум» К. Кужамьярова
6. Самый высокий по звучанию певческий голос?
а) бас, в) тенор, с) баритон
7. Искусство, без которго балет не стал бы балетом?
а) литература, в) поэзия, с) хореография
8. Назовите самый первый балет созданный в Казахстане
а) «Карагоз» М. Ауэзова
в) «Каламкан и Мамыр» В. Великанова
с) «Козы- Корпеш – Баян-сулу» Е. Брусиловского
8. Кто является автором балета М. Ауэзова «Карагоз»?
а) А. Жубанов, в) М. Сагатову,с)Г. Жубановой
Творческие задания на уроках музыки в начальных классах
Использованная литература:
Ю. Алиев, «Настольная книга учителя-музыканта», Владос, М., 2000 г.
Н. Бергер, «Современная концепция и методика обучения музыке», Каро, СПб., 2004 г.
Н. Долманова, «Музыкальное воспитание», Творческий центр, М., 2001 г.
З. Бугаева, «Веселые уроки музыки в школе и дома», Издательство АСТ, Донецк, 2002 г.
Ю. Изместьева, «Методические рекомендации для учителей уроков музыки», Учитель – АСТ, Волгоград, 2002 г.
В. Миненко, П. Толмыков, «Музыкальная литература Казахстана», Жалык, Алматы, 1978 г.
Т. Науменко, «Дневник музыкальных размышлений», Дрофа, М., 2001 г.
Е. Крицкая, Г. Сергеева, Т. Шмагина, учебник «Музыка 1-4 классы», Просвещение, М., 2002 г.
Т. Науменко, В. Алиев, учебник «Музыка 5-8 классы», Дрофа, М., 2001 г.
А. Саильянс, А. Жайэмов, Б. Исаков, Ж. Инсепов, Ж. Жарсенбаев, Хрестоматия к учебнику 5-6 классов, Атамура, Алматы, 1998 г.
Г. Левашова, «Музыкальные вечера», Дет.изд., М. 1983 г.
Г. Левашова, «Рассказы музыкальной шкатулки», Дет. изд., М., 1970 г.
Е. Крицкая, Г. Сергеева, Т. Шмагина, Фонохрестоматия для 1-4 классов, Просвещение, М., 2000 г.
3
46
4
45
5
44
6
43
7
42
8
41
9
40
10
39
11
38
12
37
13
36
14
35
15
34
16
33
17
32
18
31
19
30
20
29
21
28
22
27
23
26
24
25
47
49