| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
| | ПРОВЕРИЛ ________/_________/ «___»_________20___г. |
Методика изучения числительных в начальной школе
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Лучкина София
Ейск, 2023г.
Система изучения имени числительного
1.Подготовительный (пропедевтический) этап заключается в том, что учащиеся знакомятся с именами числительными практически, т.е. они узнают, что в русском языке существуют слова, которые обозначают числа и выраженные в числах количества, счёта. Этот этап начинается ещё с периода обучения грамоте, т.к. учащиеся используют в своей речи числительные, произнося цифры и числа, на уроках математики уже с первого класса; а заканчивается к концу 3 – началу 4 класса.
II. Основной этап
Цель основного этапа – познакомить учащихся с именем числительным (не только на практическом уровне, но и на теоретическом), как с частью речи, её грамматическими признаками, разрядами по значению; закрепить первоначальное умение распознавать имя числительное среди других частей речи; обогатить лексику учащихся словами со значением числа; показать сферу употребления этих слов в считалках, загадках, пословицах; показать важность умения правильно строить речевое высказывание с использованием в нём числительных.
III. Заключительный этап
На заключительном этапе работы над именем числительным учащимся предлагаются упражнения на закрепление полученного материала и проверку знаний о данной части речи. Основной и заключительный этапы разграничены условно. На заключительном этапе школьникам даются задания, с видами которых они познакомились на основном этапе, отличие заключается лишь в том, что на данном этапе учащиеся выполняют упражнения самостоятельно, без помощи учителя.
Числительное как часть речи вводится только в 4 классе.
Постоянные морфологические признаки имени числительного
1. Простые и составные числительные
ПРОСТЫЕ числительные — это слово с одним корнем: два, первый, четыре, сорок, сто, второй и др.
СЛОЖНЫЕ числительные — слово с несколькими корнями: пятьдесят, девяносто, одиннадцать, двухтысячный.
СОСТАВНЫЕ числительные — из двух и более слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: двадцать два; тридцать первый, сто пятьдесят четыре; сорок восьмой.
2. Количественные и порядковые числительные
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные обозначают количество предметов (два ученика, пять тетрадей, три березы) или отвлеченное число (три, двадцать один, сто), отвечают на вопрос СКОЛЬКО?
ПОРЯДКОВЫЕ числительные обозначают порядок предметов при счёте, отвечают на вопрос КОТОРЫЙ?: второй, тридцатый. Порядковые числительные, кроме слов первый и второй образуются от количественных: три -третий; четыре — четвертый, пять — пятый; сто -сотый.
3. Разряд (только у количественных числительных)
ЦЕЛЫЕ количественные числительные обозначают целые числа и количество целых в единице: три стола.
ДРОБНЫЕ количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество: две третьих стола.
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ количественные числительные обозначают количество предметов как совокупность: двое друзей. Включают 9 слов: двое,
трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро; оба, обе.
Непостоянные морфологические признаки имени числительного
1. Падеж
И. п. один первый ученик
Р. п. одного первого ученика
Д. п. одному первому ученику
В. п. одного первого ученика
Тв. п. одним первым учеником
П. п. (об) одном первом ученике
2. Число (только для порядковых)
Ед. ч. — первый (ученик)
Мн. ч. — первые (ученики)
3. Род (только для порядковых)
М. р. — первый (ученик)
Ж. р. — первая (ученица)
С.р. — первое (событие)
При склонении количественных числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых – только последнее слово: пятьсот шестнадцать – пятьюстами шестнадцатью – пятьсот шестнадцатого.
Порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные, – по числам, родам и падежам.
Морфологический разбор имени числительного
1. Часть речи. Общее значение.
2. Начальная форма (именительный падеж).
3. Постоянные признаки: простое или составное; количественное или порядковое; разряд (для количественных).
4. Непостоянные признаки: число (если есть), род (если есть), падеж.
4. Роль в предложении.
ПРИМЕР:
Мы вернулись через десять лет.
Десять — числит.
1. Вернулись (когда?) через десять лет.
2. Н.ф. — десять.
3. Пост.: простое, количест., целое количество.
4. Непост.: В.п.
5. Второст. член (обстоятельство).
Дидактические игры, упражнения, головоломки,
которые можно использовать на уроках русского языка.
1. (Спишите стихотворение в тетрадь, заменяя цифры соответствующими числительными.)
2гнома. Ночью шум стоял в по2ле,Там 2 гнома побывали. Залезали на весы,Часто морщили носы,Но без гирь они е2ли На весах свой вес узнали! 2. Вспомните как можно больше пословиц и поговорок (загадок, скороговорок, фразеологизмов, считалок), в которых употреблены имена числительные.
3. Грамматические задачи
а) В каких сложных словах вместо трех пишется тре-? (Треглавый, трегубый, трезубец, тренога, треножник, треугольник, треух и др.) и.т.п.
4. Кто больше? За условленное время надо записать наибольшее количество пословиц, поговорок, строк из известных песен и стихотворений, содержащих в себе количественные числительные.
5. Будь внимателен! Учитель записывает на доске имена числительные с существительными в скобках. Задача учащихся – написать числительные прописью, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные..