СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения решению задач в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под задачей в начальном курсе математики подразумевается специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами.

Задача состоит из :

  • Условия – та часть текста, в которой задана сюжетная ситуация, числовые компоненты: этой ситуации и связи между ними.
  • Требования – та часть текста, в которой указана искомая величина. Обычно выражено вопросом, начинающимся словом «Сколько…?»

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения решению задач в начальной школе»

1 Сюжетная задача как цель и средство обучения

Под задачей в начальном курсе математики подразумевается специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами.

Задача состоит из :

  • Условия – та часть текста, в которой задана сюжетная ситуация, числовые компоненты: этой ситуации и связи между ними.

  • Требования – та часть текста, в которой указана искомая величина. Обычно выражено вопросом, начинающимся словом «Сколько…?»

2 Подготовительная работа к обучению детей решению задач

В связи с тем, что необходимое для самостоятельной работы над текстом задачи умение хорошо читать формируется у многих детей не в полной мере даже к концу первого класса, педагогам, при обучении таких детей приходится целиком и полностью работать с ними «на слух»

В этой ситуации важнейшее значение приобретает умение ребёнка не только внимательно слушать предлагаемый текст, но и правильно представлять себе ситуацию, заданную условием.



Важнейшим умением, необходимым ребенку для правильного решения простых задач, является умение правильно выбирать арифметическое действие в предложенной ситуации.

Первым необходимым условием является обучение ребенка моделированию различных ситуаций (объединение совокупностей, удаление части, увеличение на несколько штук, сравнение и т.д)

Второе накомство с арифметическими действиями следует разделить на два этапа:

  1. Подготовка к правильному пониманию различных сюжетных ситуаций, соответствующих смыслу действий – организовывается через систему заданий, требующих от ребенка адекватных предметных действий с различными совокупностями;

  2. Знакомство со знаком действия и обучение составлению соответствующего математического выражения.



Третье необходимое условие – следует убедиться, что ребенок достаточно уверенно пользуется приемом присчитывания и отсчитывания, поскольку для получения результата арифметического дуйствия следует это действие выполнять.









3 Знакомство с простой задачей

В зависимости от характера и качества подготовительной работы, знакомство с задачей может происходить различными способами. Например педагог может выбрать объяснительно-иллюстративный метод с опорой на учебник.





Учитель: То, что я вам сейчас рассказала – это задача. Задачу можно разделить на две части: условие и вопрос. Послушайте условие (читает). Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос? (учащиеся отвечают)

Учитель: Это решение. Какое число мы получили? Педагог показывает, как записать решение и ответ задачи.



4 Семантический анализ текста задачи

Под семантическим анализом текста задачи понимается процесс прочтения задачи с последующим выделением основных понятий, связанных со специфическим названием частей этого текста: условие, вопрос, известные данные неизвестные искомые элементы задачи. Предполагается, что в результате осуществления семантического анализа ребенок осознает и представит себе ситуацию, данную в тексте задачи, и сумеет установить связи между данными и искомым.







МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Традиционно все методические школы разделяют процесс обучения решению задач на две ступени: решение простых задач и решение составных задач.

1 Методика работы с простыми задачами

Цель: обучение ребенка самостоятельной работе над текстовой формой простой задачи с применением на практике всех приобретенных ранее умений:

  1. Моделироване ситуации

  2. Составление математического выражения

  3. Оформление записи в равенство с наименованием

  4. Запись ответа в краткой форме



Этапы работы над задачей на уроке:

  1. Подготовительная работа

  2. Работа по разъяснению текста задачи

  3. Разбор задачи (анали), поиск пути решения и составление плана решения.

  4. Запись решения и ответа.

  5. Проверка или работа над задачей после её решения.

Найдите, номер 10, на странице 41.

Что нужно сделать в этом задании? (решить задачу).

Ира, прочитай задачу. (В одной группе детского сада было 20 детей,  а в другой — на 3 ребенка  меньше. Сколько всего детей было в двух группах?)

Что мы найдем первым действием? (сколько во второй группе детей)

Что мы найдем во втором действии? (сколько всего детей в двух группах).

Приступим, для начала запишем краткую запись.

Кто хочет поработать у доски? Остальные работают в тетради.

Дано:

1 гр. - 20 д.

2 гр. - ? д. На 3 больше, чем в 1 гр.

Всего - ?

  1. 20+3 = 23 (реб.) во второй группе.

  2. 20+23 = 43 (реб.) всего.

Ответ: всего 43 ребенка в двух группах.

- Проверим в парах.



2 Приемы знакомства с составной задачей

При знакомстве с составной задачей могут быть использованы различные методические приёмы.

  1. Рассмотрение двух простых задач с последующим объединением их в составную

Например:

Ежик нашёл 2 белых гриба и 4 подосиновика. Сколько он нашёл грибов?

2+4=6 (гр.)

Ёжик нашёл 6 грибов. 3 гриба он отдал белочке. Сколько грибов у него осталось?

6-3=3 (гр)



  1. Рассмотрение простой задачи с последующим преобразованием её в составную путем изменения её вопроса



  1. Прием рассмотрения задач с недостающими или лишними данными