СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения сочинениям

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения сочинениям»

Дата













Группа














Дисциплина: МДК. 01. 02 Русский язык с методикой преподавания

Преподаватель: Даудова И.В.

Тема: Методика обучения сочинениям.

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

Планируемые результаты:

Личностные  

развитие у обучающихся:

уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; Метапредметные

 познавательные УУД

использовать наблюдения для получения информации об особенностях слова;

формулировать выводы по результатам проведенного исследования;

регулятивные УУД

понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

коммуникативные УУД

осуществлять смысловое чтение определять главную мысль, назначение текста участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);

осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание

УУД совместной деятельности

 понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;

Предметные

Осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

Методы:

- словесные (беседа), работа с учебной литературой, частично-поисковый

Формы работы: лекция,беседа

Оборудование: Учебник Е.С.Антонова Методика преподавания русского языка (начальные классы)

учебник «Русский язык» часть 1 под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М. «Просвещение». 2012, презентация.


Формируемые компетенции: ОК. 7 ПК 1.3

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Давайте проверим, как вы сидите:



Руки! На месте.



Ноги! На месте.



Локти! У края.



Спинка! Прямая.

2.Актуализация знаний

3.Работа по теме урока

План

Общее понятие о сочинении

Классификация сочинений

Роль сочинений в воспитании школьников

Методика работы над сочинением

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее

направлений – написание сочинений разных видов.

Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения

типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3

классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена

как устными рассказами, так и письменными сочинениями.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.

Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

Классификация сочинений.

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанрам и по языковым особенностям (по стилю).

В зависимости от источников материала выделяются:

во-первыхсочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;

во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;

в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников,— например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта, собственных наблюдений.

Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения—по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок и т. п. В сочинениях этого типа реализуются различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.

В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения, лишь в III классе допускаются контрольные сочинения. Однако и обучающие сочинения оцениваются учителем в целях поощрения: никакое другое упражнение по языку не выявляет так всесторонне знаний и умений учащихся, как сочинение, даже если оно написано со значительной помощью учителя (в начальных классах не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки).

Методика работы над сочинением Тема сочинения и ее раскрытие

Тема — это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

Первым по времени и по значимости шагом в работе учителя над предстоящим сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период — определение тематики устных и письменных сочинений.

Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема. Если учащимся предлагается слишком «широкая тема», например «Осень» или «Зима», школьники теряются перед ней, не могут охватить ее с достаточной полнотой; пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Тема «Осень» настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к ее раскрытию хотя бы потому, что объем его сочинения очень мал. Отбор материала не может быть целенаправленным, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.

Узкая тема приучает школьника не только к полноте, но и самостоятельности: она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его.

Полезно деление темы на более узкие. Так, из темы «Осень», темы весьма широкой, могут быть выделены частные темы, достаточно узкие для учащихся: «Уборка овощей в нашем совхозе», «Погода в октябре», «Хмурый осенний день», «Золотая осень», «Как мы помогали убирать капусту», «Поздняя осень в саду» и др.

Подводя итог работы над темой, приведем текст сочинения, которое может служить положительным примером раскрытия поставленной темы.

Поздняя осень

Золотая осень уже кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы. Утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками,— это снегири. Люди ходят в теплых пальто. Скоро придет настоящая зима. (II класс.)

Составление плана

План — необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». Обдумывая свою речь, особенно монолог, человек всегда намечает основные вехи. Следовательно, без плана не может быть монолога, и споры о том, нужен ли план сочинения, по-видимому, должны быть переведены в несколько иной план: нужно ли записывать план сочинения? Насколько подробно он составляется? Может ли он изменяться в процессе составления текста?

В начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех устных и письменных сочинений; исключение составляют зарисовки картин природы и другие сочинения-миниатюры. В то же время не следует забывать, что и эти тексты ученик проектирует в уме (например, решает, о чем сказать сначала, о чем — после).

В I классе, как правило, роль плана выполняют вопросы учителя (так называемый вопросный план); во II классе план предстоящего сочинения составляется коллективно под руководством учителя, в III классе — в основном самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план (без подпунктов) из 3—5 частей.

4.Практическая часть

Проведение фрагмента урока во 2 классе на тему:

 Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

Задачи:

1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.


Оборудование: учебник «Русский язык» часть 1 под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М. «Просвещение». 2019; репродукция картины (демонстрационный экземпляр);

Ход урока

1.Приветствие. Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы готовимся к написанию сочинения по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». И эпиграфом послужат строки Владимира Лугового: «Эта осень к нам с тобой сошла с картины…»

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, тему и эпиграф нашего урока.



Запись эпиграфа на доске

2. Слово учителя о художнике

Илья Семенович Остроухов родился 20 июля 1858 года в Москве. Его семья относилась к старинному замоскворецкому купеческому роду. Родители стремились дать сыну прекрасное образование. Илья Семенович играл на рояле, говорил на трех языках, владел обширными знаниями. В юные годы он увлекался коллекционированием образцов флоры и фауны. Живопись на протяжении всей жизни оставалась для Остроухова лишь одним из его многочисленных занятий.

Первый раз Остроухов попробовал себя в роли художника только в 1879 году. Причем познавать азы художественного мастерства ему приходилось самому. Остроухов руководствовался рекомендациями И.И. Шишкина, И.Е. Репина. Чтобы овладеть мастерством художника, он в начале восьмидесятых отправляется в Санкт-Петербург, где берет уроки у П.П. Чистякова. Большую роль в становлении Остроухова как художника сыграл кружок в Абрамцево, где собирались люди, интересующиеся культурой.

Известность приходит к художнику уже в середине восьмидесятых. Он работает в духе Левитана над «пейзажами настроения». Появляются картины «Первая зелень», «Золотая осень». От работ Левитана эти полотна отличаются тем, что драматизм бытия не пронизывает весь пейзаж, напротив, они показывают всю красоту жизни.

Настоящим триумфом Остроухова стала картина «Сиверко», написанная в 1890 году. Она представляет собой панорамный пейзаж. Эта работа отличается повышенной степенью обобщенности, в ней выражается вся та гамма чувств, которые волнуют человека при взаимодействии с природой. Полотно приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков, назвав картину «Сиверко» лучшей в ряде пейзажей галереи.

К несчастью, эта картина так и осталась единственным полотном Остроухова, которое имело большой успех. Почти все его время занимало коллекционирование. Остроухов собирал иконы, живопись. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова». Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России.

Портрет художника выведен на экран

3. Подготовка к восприятию картины

Игровая ситуация «Помещение детей в картину»

Молчаливое рассматривание картины.


-Представьте себе, что вы попали в место, изображенное на картине. Осмотритесь вокруг, что вы видите? (осенний парк. Мы видим деревья, покрытые желтой листвой, вся земля в осенних листьях).

-Какое настроение создается у вас в этом парке? (создается хорошее, приятное настроение, от картины веет спокойствием).


4. Беседа по картине

Сбор материала к сочинению

1. Что с первого взгляда поражает вас в картине? (крупные и яркие клиновые листья. Два дерева, освещенные лучами солнца).


2. Какие цвета преобладают на картине? (преобладают теплые цвета: желтый, золотой, охра, янтарный, оранжевый, красный, коричневый, фисташковый).


3. Что нам дают эти цвета, какие ощущения создают? (передают ощущение спокойствия, тепла и уюта)


4. Какая погода встречает вас? Какой осенний день изобразил художник? (ранняя осень, тепло, свежо и безветренно)


5. Что можно сказать о воздухе? (чистый, свежий, теплый, обволакивающий, дышится легко, хрустальный)


6. Если мы прислушаемся, то в парке тихо, а если прислушаемся получше, что услышать можно? (шорох листьев, слегка колышущихся легким дуновением ветерка, хруст ветки, стрекотание сорок, пение птиц, шелест опавшей листвы под ногами).


7. Что изображено художником на первом плане? (два дерева, освещенных лучами солнца). Опишите их, подобрав эпитеты (величественные деревья возвышаются в центе, стройные клены, золотое убранство деревьев, золотые ветви). Опишите их стволы и листья (стволы деревьев темно-коричневые с желтым оттенком, который появился от ярких солнечных лучей, на деревьях еще много листьев, потому что стоит ранняя осень; пестрый ковер из листьев накрыл землю).


8. Подберите глаголы, которыми можно описать листву (светится, горит, шумит, ослепляет, греет, лопочет).


9. Что изобразил художник на заднем плане? (на втором плане мы видим деревья необычайной формы, дорожку (тропинку), по которой, видимо, часто прогуливаются люди). Опишите эти предметы (позади мы видим дорожку, залитую светом, по ней гуляют две сороки; еще одна сорока сидит на одном из удивительных деревьев (на заднем плане), с поразительными стволами, похожими на сказочные короны).


-Рассмотрим, как передано пространство картины.

Посмотрите, у самого ли края полотна стоят клены? (художник помещает деревья отступив от края полотна, таким образом мы чувствуем присутствие на картине).

-Как художник использует цвет, чтобы предать ощущение солнечного дня? (контраст между яркой, теплой листвой деревьев и темными стволами деревьев на заднем плане, темными и густыми зарослями парка)

-На что похожи крупные листья клена? Какие диковины вы увидели? (на короны, большие лапы сказочного зверя, звезду, человеческую ладонь с широко разведенными пальцами, на зонтики)

Выделение элементов картины и записывание материалов к каждому элементу в тетрадях.

Дети стараются говорить не отдельными фразами или словами, а цельными словосочетаниями

Анализ композиции полотна

Рассмотрение колорита

Развитие творческого воображения детей

5. Работа со словарем

-Какое настроение передает картина? (легкое, хорошее настроение, уютное)

В словарике эпитетов найдите такие определения к слову осень, которые наиболее точно передают настроение картины ( багряная, желтая, золотая, золотистая, златая, нарядная, теплая, сухая, мягкая, царственная, цветная, янтарная, яркая, ясная, первоначальная, ранняя, благодатная, нежная, прекрасная, задумчиво-яркая, рыжая, терпкая).

Самостоятельное выполнение работы классом, после чего обсуждение подобранных материалов

6. Развитие метапредметных связей

- Давайте посмотрим, как изображали осень в своих стихотворениях русские поэты.

Выразительное чтение стихотворения

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.


Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

( И. Бунин)

- Какие слова помогают автору нарисовать осеннюю картину? (точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, пестрая стена, желтая резьба, блестят, сквозная листва, пестреет терем, тихая вдова).

-Среди них найдите сравнения, эпитеты, метафоры.

текст на экране

7. Составление плана


8. Итог. Обобщение

Обобщение, уточнение темы и идеи будущего сочинения.

-Мы рассмотрели с вами картину И.С.Остроухова «Золотая осень». Что изобразил на ней художник? (тихий осенний парк – тема).

- Каким изображен этот парк? (как красив парк осенью – главная мысль)

-Какой тип речи в вашем сочинении будет ведущим? (описание). Почему? (описание природы и осеннего парка)

9. Выполнение работы

Написание сочинения


4.Итог урока. Рефлексия


Чтение сочинений

-Все ли удалось, что задумали?

-Где испытывали затруднения?

5. Домашнее задание

Учебник Е.С.Антонова Методика преподавания русского языка (начальные классы) стр.144-Составить фрагмент урока сочинения –миниатюры по картине ( класс и тема –по вашему усмотрению)


10