СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения сочинениям

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения сочинениям»

Тема: Методика обучения сочинениям Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания  Преподаватель:Даудова И.В.

Тема: Методика обучения сочинениям

Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания

Преподаватель:Даудова И.В.

 Орфографическая разминка

Орфографическая разминка

План План Общее понятие о сочинении Классификация сочинений Методика работы над сочинением

План

План

Общее понятие о сочинении

Классификация сочинений

Методика работы над сочинением

Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

Классификация сочинений.   В зависимости от источников материала выделяются: во-первых ,  сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта; во-вторых ,  сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта; + в-третьих,  сочинения, где используется материал разных источников,— например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта, собственных наблюдений.

Классификация сочинений.

В зависимости от источников материала выделяются:

во-первых сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;

во-вторых ,  сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;

+ в-третьих,  сочинения, где используется материал разных источников,— например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта, собственных наблюдений.

В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения, лишь в III классе допускаются контрольные сочинения. Однако и обучающие сочинения оцениваются учителем в целях поощрения: никакое другое упражнение по языку не выявляет так всесторонне знаний и умений учащихся, как сочинение, даже если оно написано со значительной помощью учителя (в начальных классах не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки).

В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения, лишь в III классе допускаются контрольные сочинения. Однако и обучающие сочинения оцениваются учителем в целях поощрения: никакое другое упражнение по языку не выявляет так всесторонне знаний и умений учащихся, как сочинение, даже если оно написано со значительной помощью учителя (в начальных классах не рекомендуется ставить за сочинения отрицательные оценки).

 Методика работы над сочинением Тема сочинения и ее раскрытие   Тема — это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

Методика работы над сочинением Тема сочинения и ее раскрытие

Тема — это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.

Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема. Если учащимся предлагается слишком «широкая тема», например «Осень» или «Зима», школьники теряются перед ней, не могут охватить ее с достаточной полнотой; пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Тема «Осень» настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к ее раскрытию хотя бы потому, что объем его сочинения очень мал. Отбор материала не может быть целенаправленным, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.

Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема. Если учащимся предлагается слишком «широкая тема», например «Осень» или «Зима», школьники теряются перед ней, не могут охватить ее с достаточной полнотой; пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Тема «Осень» настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к ее раскрытию хотя бы потому, что объем его сочинения очень мал. Отбор материала не может быть целенаправленным, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.

Подводя итог работы над темой, приведем текст сочинения, которое может служить положительным примером раскрытия поставленной темы. Поздняя осень + Золотая осень уже кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы. Утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками,— это снегири. Люди ходят в теплых пальто. Скоро придет настоящая зима. (II класс.)

Подводя итог работы над темой, приведем текст сочинения, которое может служить положительным примером раскрытия поставленной темы.

Поздняя осень

+ Золотая осень уже кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы. Утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками,— это снегири. Люди ходят в теплых пальто. Скоро придет настоящая зима. (II класс.)

Составление плана План — необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». Обдумывая свою речь, особенно монолог, человек всегда намечает основные вехи. Следовательно, без плана не может быть монолога, и споры о том, нужен ли план сочинения, по-видимому, должны быть переведены в несколько иной план: нужно ли записывать план сочинения? Насколько подробно он составляется? Может ли он изменяться в процессе составления текста?

Составление плана

План — необходимая ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». Обдумывая свою речь, особенно монолог, человек всегда намечает основные вехи. Следовательно, без плана не может быть монолога, и споры о том, нужен ли план сочинения, по-видимому, должны быть переведены в несколько иной план: нужно ли записывать план сочинения? Насколько подробно он составляется? Может ли он изменяться в процессе составления текста?

Практическая часть Фрагмент урока во 2 классе на тему: Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».

Практическая часть

Фрагмент урока во 2 классе на тему:

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».

Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».

Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».

План I. Вступление. Что изображено на картине? II. Основная часть. Что изображено на переднем плане? Что изображено на заднем плане? Цветовое решение картины. III. Заключение. Моё отношение к картине.

План

  • I. Вступление. Что изображено на картине?
  • II. Основная часть.
  • Что изображено на переднем плане?
  • Что изображено на заднем плане?
  • Цветовое решение картины.
  • III. Заключение. Моё отношение к картине.
Текст для проверки: На картине художник изобразил золотую осень. На лесной поляне стоят красивые деревья. Они нарядились в ярко-жёлтые платья. Холодный ветер срывает с них золотые листочки. На земле лежит разноцветный ковёр из листьев. На лесной тропинке сидят белобокие сороки. На репродукции мне понравился тихий осенний лес.

Текст для проверки:

На картине художник изобразил золотую осень.

На лесной поляне стоят красивые деревья. Они нарядились в ярко-жёлтые платья. Холодный ветер срывает с них золотые листочки. На земле лежит разноцветный ковёр из листьев. На лесной тропинке сидят белобокие сороки.

На репродукции мне понравился тихий осенний лес.

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей   (В. Вильсон) Спасибо за внимание!
  • Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей

(В. Вильсон)

Спасибо за внимание!