СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика преподавания литературы как научная дисциплина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи курса методики преподавания литературы в педагогическом университете в значительной степени определяются своеобразием общекультурной ситуации в нашем обществе

Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания литературы как научная дисциплина»

ЛЕКЦИЯ 1

Тема: Методика преподавания литературы как научная дисциплина

План

  1. Предмет методики, содержание, методы исследования.

  2. Составные части методики.

  3. Цели литературного образования.

  4. Теоретические проблемы современнойметодической науки.


Вопрос о том, что составляет основу содержания методикипреподавания литературы, давно является объектом пристального внимания не только педагогов-словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин,вызывает оживленные споры.

Для одних методика преподавания литературы – это прикладное литературоведение; другие называют ее искусствомучить; третьи ищут в ней лишь советы, помогающие в проведении уроков; четвертые ценят в методике прежде всего такую организацию процесса обучения, которая опирается наданные психологии о читателе-школьнике, о периодах егоразвития и особенностях восприятия им произведений художественной литературы. Проблемы образования в XXI в. интересуют ученых и учителей, родителей и учащихся. Особое значение приобретает идеяфундаментальных знаний, преодоление разрыва между традиционными и современными методологиями, проблемы диалога культур, усвоение знаний в обобщенном виде и поиск системообразующих принципов для программ и учебно-методических комплексов, воспитание системы нравственных координат личности.

Задачи курса методики преподавания литературы в педагогическом университете в значительной степени определяются своеобразием общекультурной ситуации в нашем обществе. Возрастает интерес ко многим утраченным духовным ценностям, отрицаются сложившиеся стереотипы и оценки фактов художественного и педагогического творчества.

Особое значение имеет формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка к творческому поиску, к самостоятельности суждений. Это тем более необходимо, что налицо многозначность процессов в литературе. Преждевсего возрождается целостная картина развития литературы, кчитателю приходит «возвращенная» литература, литература русского зарубежья. В таких условиях любая наука, в том числе методика преподавания литературы, утрачивает какую бы то ни былооднозначность и законченность позиций. Все большее значениеприобретают альтернативность концепций и наличие программынаучно-практической деятельности учителя, методиста, ученого.

Будущему учителю важно не только осознать специфику преподавания литературы в современной школе, но и приобрестиопределенное представление о возможных путях деятельности вшколах различного профиля. В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе. Можноназвать сторонников этического, идеологического, эстетическогоили этико-эстетического направления. Некоторые проповедуютидейно-эстетический, иные – эмоционально-эстетический подход к школьному анализу художественного произведения при различных его основаниях: литературоведческом или лингвостилистическом. Нередко встречается разумное взаимодействие позицийили – напротив – неразумное разведение их. Всех волнует опасность отчуждения молодежи от многих художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.

Можно обозначить следующие теоретические проблемы современной методической науки:

1. Проблема чтения, восприятия художественной литературыкак искусства слова; формирование читателя, его духовного мира.Здесь нельзя не заметить опасности своеобразной инерции, неполноценности восприятия, свойственной значительной частимолодежи, выражающейся и в выборе книг для чтения, и в оценках прочитанного, и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин. Не следует забывать и осуверенности читательского восприятия.

2. Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы.

3. Углубление связей между восприятием произведения, егоинтерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся.

4. Проблема изучения литературного развития учащихся, причем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, выбора программ, концепций,технологий уроков на разных этапах литературного образованияшкольников.

5. Историческая смена методов и приемов изучения литературы,конструирование новых, опора на традиционные.

6. Формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности.

7. Поиск новых структур уроков и моделирование других формпроведения занятий.

Особое место в психологическом обосновании обучения литературе по справедливости принадлежит Л.С. Выготскому. Будучиприверженцем идеи развития, Л.С.Выготский исследовал отношение мысли к слову, «зоны ближайшего развития», то есть различие между тем, что ребенок может сам и что под руководствомвзрослого. В лаборатории Л.С. Выготского изучался процесс образования понятий. Ему принадлежит следующая мысль: «Обучениетолько тогда хорошо, когда оно идет впереди развития».

Л.С.Выготский много пишет о воображении и эмоциях, о «загадочном» отличии художественного чувства от обычного, о том, что эмоции искусства – это умные эмоции, разрешающиеся преимущественно в образах фантазии.Все чаще учитель-словесник прислушивается к словам психологов о теории установки, о формировании личности ученика,об искусстве общения, о личностно-ориентированном обучении

Художественная литература призвана сыграть особую роль вформировании самосознания современного общества, вегогуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую памятьнарода, нравственные установки.

Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуреурока литературы.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдаетсяприемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, пониманиепоэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

В последнее время наметился интерес к вопросам поэтики в литературном образовании школьников, хотя ученые занимались им ещев XVIII в. В начале XIX в. поэтика представляла собой руководстводля написания сочинений и сочеталась с чтением и разбором образцов. В середине XIX века в старших классах гимназий изучаласьтеория поэзии и краткий курс русской литературы. Постановка вцентре внимания преподавателя и методиста проблемы чтенияпринадлежит Ф.И. Буслаеву. Утвердив чтение основой преподавания словесности, ученый отдает предпочтение риторике, а непоэтике.

В.И. Водовозов подчеркивает значение «живого впечатления»при первом чтении и отмечает особенности поэтики произведений различных родов литературы, он стремится к «идеальномуанализу произведения» и часто использует прием сопоставления.

В научном наследии В.Я. Стоюнина мы видим концепцию, согласнокоторой важна «связь частей с целым при развитии идеи в поэтическом произведении». В своих аналитических беседах В.Я. Стоюнин создал систему анализа художественных произведений, находя в каждом конкретном случае свой «тон анализа».

Поиск приемов работы, обеспечивающих целостность восприятия текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтикипроизведения характерны для методической науки XX столетия.Стилистика и композиция художественного текста постоянноинтересуют М.А. Рыбникову.

В.В. Голубков очертил вопросы поэтики художественного текста в школьном литературном образовании: автор и его позиция,тема и идейная направленность, портрет, пейзаж, диалог, вводные эпизоды, стиль, значение творчества писателя.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова обозначены такиеварианты понятия поэтики: теория литературы; учение о поэтическом творчестве; часть теории литературы, изучающая строение художественных произведений и используемые в них эстетические средства; поэтическая манера, свойственная данному направлению, эпохе.

В кратком историческом экскурсе В.В. Виноградов отмечает, чтов самом термине «поэтика» объединились «практика и теория поэзии», и знакомит с концепциями С.П. Шевырева (изучение законов, управляющих поэтической деятельностью человека); А.А. Потебни (растворение поэтики в сфере семантики поэтического слова); А.Н. Веселовского (задачи изучения «эволюции поэтическогосознания и его форм», сущность поэзии выясняется из ее истории;неразличение категорий «поэтического языка», «поэтического стиля» и «стилей литературы»). В 30-е г. XX столетия, по мнению В.В. Виноградова, возникает замысел — «растворить поэтикув общей концепции теории литературы».

Т.А. Калганова отмечает важнейшие тенденциисовершенствования школьного литературного образования в связи с введением государственных образовательных стандартов: этопробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и непреходящегообщечеловеческого значения произведений», выбор различныхметодов обучения и форм урока.

Читательская культура школьников является существеннымпоказателем духовного потенциала общества. Так желаемое многими расширение круга чтения ученика связано с истоками духовной культуры и обогащением гуманитарных знаний. У анкетируемых на первом месте по количеству любимых книгстоит зарубежная литература. На второе место следует поставитьпроизведения русской литературы XX в. Самыми любимыми писателями являются Булгаков, Есенин, Пикуль (старшие классы),Николай Носов (средние классы). Лишь на третьем месте оказались произведения русской классической литературы. Предпочтения таковы: Пушкин (и средние, и старшие классы), Лермонтов(старшие классы), Гоголь, Чехов (средние и старшие классы),JI.Толстой (старшие классы), Тургенев (средние и старшие классы).

Раскрывая свое понимание прочитанного, учащиеся в ответахна вопросы анкеты о любимых занятиях, авторах, о личных впечатлениях от художественных текстов выбирают, как правило, тексты, изучавшиеся в школе, и чаще всего говорят о сюжете («особенно с неожиданными поворотами»), о героях («нравится следить за героями»), пишут о стиле писателей и поэтов («люблюклассическое искусство, где все прямо, без всяких символическихштучек» – XIкласс), («стиль легкий и тяжелый одновременно» – X класс — о «Войне и мире» Л. Толстого), («стиль увлекающий,легкий, заинтересовывающий в чтении» – X класс – о «ЕвгенииОнегине» Пушкина). Отдельные замечания могли бы составить честьи литературоведу. Многие недочеты ученического восприятия объясняются не возрастом и индивидуальными склонностями ученика, а недочетами школьного преподавания литературы, которое не должно разрушать природу художественного текста, того неуловимого «легкого дыхания», о которомписал Л.С. Выготский.

Развитие читательской активности – одна из важнейших задачшколы. Не следует забывать о влиянии книжного рынка и языка телевидения на характер восприятия литературы и переработку художественной информации. Налицо и позитивные, и негативные тенденции. Поэтому многие учителя озабочены преодолением разрыва между изучением литературы подруководством преподавателя и самостоятельным чтением ученика.Представление о необходимости совершенствования школьноголитературоведения на основе целостного изучения поэтики художественного текста, знания читательского восприятия, психологии школьника и мотивации его деятельности начинает утверждаться в теории и практике преподавания литературы.

Существование различных программ и учебных пособийпри наличии государственных стандартов литературного образования помогает установить содержание предмета «литература», егоинвариантное ядро, которое сохраняется при многообразии вариантов обучения. Оно включает в себя характеристику уровнейлитературного развития школьников по окончании девятилетнейи одиннадцатилетней школы и средства, с помощью которых этиуровни могут быть достигнуты.

Художественная литература формирует самосознание современного общества. Начало всему – в школе. Особенно важнопреодоление своеобразного отчуждения от системы нравственныхи эстетических ценностей, которые раскрываются для школьникачерез приобщение к художественному миру литературного произведения. Не случаен интерес к расширению литературного образования в начальной школе на основе интеграции русского языка илитературного чтения, формирования навыков письма, чтения иговорения, а также приобщения к самостоятельной деятельности.

Рекомендованная литература

  1. Богданова О.Ю.Методика преподавания литературы : учеб.для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2. изд., стер. – М. :Academa, 2002. – 397 с.

  2. Лавлинский С.П.Технология литературного образования : Коммуникативно-деятельностный подход : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 032900 «Рус. яз. и лит.» / С.П. Лавлинский. – М. : Прогресс-Традиция : ИНФРА-М, 2003. – 381 с.

  3. Ляпина А.В. Методика преподавания литературы : учебно-методическое пособие / А.В. Ляпина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. – Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2014. – 203 с.

  4. Пешикова Л.В.Методика преподавания мировой художественной культуры в школе :пособие для учителя / Л.В. Пешикова. – М. : Гуманитар.-издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 92 с.

  1. Сомова Л.А.Введение в методику преподавания литературы : коммуникативный аспект : учебное пособие / Л.А. Сомова ; Федеральное агентство по образованию Тольяттинский гос. ун-т, Каф.литературы. – Тольятти : ТГУ, 2007. – 121 с.