СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика. Приёмы обобщения знаний при изучении темы «Система частей речи в русском языке».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика. Приёмы обобщения знаний при изучении темы «Система частей речи в русском языке».»

Источник: https://content.edsoo.ru/case/item/97/

Приемы обобщения знаний при изучении темы «Система частей речи в русском языке»




ЧАСТИ РЕЧИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

СЛУЖЕБНЫЕ

имя существительное

имя прилагательное

имя числительное


местоимение


глагол


наречие


предлог


частица


союз

Вопросы










Грамматическое

значение











Постоянные признаки











Непостоянные признаки










Синтаксическа я роль











Примеры











САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

имя существительное


имя прилагательное


имя числительное


местоимение


глагол


наречие


Вопросы








Грамматическое значение








Постоянные признаки








Непостоянные признаки









Примеры








ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Задание 1. Письменно ответьте на вопросы.

  1. Что изучает наука морфология?





  1. Какие части речи вы знаете?

Самостоятельные:



Служебные:



  1. Что такое лексическое и грамматическое значение слова?







Задание 2. Что объединяет слова следующих групп? К какой части речи относится каждое слово?

плыть, плавание, пловец, плавучий





кривой, криво, искривить, кривизна





три, тройка, тройняшки, троиться, тройной







Задание 3. Какие части речи «спрятались» за этими схемами?

1. 2. 3.







Задание 4.
  1. Составьте три предложения, в которых имя существительное является подлежащим, обстоятельством и дополнением.

1.

2.

3.

  1. Составьте три предложения, в которых имя прилагательное употребляется два раза.

1.

2.

3.

  1. Составьте три предложения, в которых употребляется два глагола.

1.

2.

3.



Задание 5.
  1. Распределите слова по графам таблицы.



САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

имя существительное

имя прилагательное

имя числительное

местоимение

глагол

наречие
































Морфология, разбежаться, перекрестный, русский, мы, улететь, книга, теплый, глушь, напечатать, озеро, двадцать два, капитанский, компьютерный, ручка, наш, светло-серый, одиннадцатый, сто, она, рассказать, наизусть, одна вторая, я, вчера, они, приплыть, вы, медленно, вверх.

  1. Выпишите по одному слову с: проверяемой гласной в корне:



непроверяемой гласной в корне:



удвоенной согласной:



непроизносимой согласной в корне:



Графически объясните их правописание.

  1. Разберите по составу (два из предложенных по выбору): Имя существительное:



Имя прилагательное:



Глагол:



Задание 6. Распределите слова по графам таблицы.



СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

предлог

частица

союз

















Над, и, не, около, но, да, а, после, в, ни, от.



Задание 7. Прочитайте стихотворение, напишите над каждым словом часть речи. Выполните морфологический разбор выделенных слов.

Я понял роль твою,

родной язык,

Твое великое предназначенье!

Язык наук

и вольного труда,

Язык страны, достойной уваженья, Других не унижавший никогда, Язык сближенья

И язык общенья!

(А. Парпара «Родной язык»)























Задание 8.
    1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите части речи выделенных слов.

З_ма пр_шла в г_род в сер_дине д_кабря. В тот вечер на улице бушевала м_тель, дул сильный ветер. От ветра др_жали стекла в око(н,нн)ых рамах.

Пока мама не вернулась с работы, Антошка с папой решили приготовить «сладкую картошку». Г_товить ее было просто. Надо перем_лоть п_ченье в мяс_ру(б,п)ке. В ж_лезной миске раз_греть сливоч(?)ное масло.

В большую с_латницу высыпать п_ченье, туда же н_лить масло, ра(з,с)бить два яйца и добавить вареную

сгущенку. Потом все это перем_шать, нал_пить к_ртошек и засунуть в м_р_зилку…

Мама очень (не)любила, когда папа и Антошка сами готовили «к_ртошку». Она ругалась и г_ворила, что п_том приходит(?)ся отмывать не только мужа и сына, но и всю кв_ртиру. Потому что, куда бы она ни п_см_трела, везде были ж_рные пятна — на полу, на руч(?)ках дв_рей, на ст_лах в кухне и в комнатах. И даже на в_лосипедах в к_ридоре.

(По А. Турханову)



























    1. Выпишите из первого абзаца все имена существительные, определите их склонение.





    1. Выпишите из второго абзаца все имена прилагательные, определите их род и падеж.





    1. Выпишите из третьего абзаца все глаголы, определите их спряжение.







СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Алексеева О.В. Современный урок морфологии (К проблеме реализации приоритетных подходов к обучению) // Русский язык в школе. 2010. — № 4. — С. 3–9.

  2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии / Л.Л. Буланин. — М., 1976.

  3. Грамматика русского языка: в 2 т. — М., 1960.

  4. Грамматика современного русского литературного языка: в 2 т. — М., 1970.

  5. Диневич И.А. Морфология русского языка: учебное пособие / И.А. Диневич; ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». — М.: РУДН, 2019. — 129 с.

  6. Колодезнев В.М. Морфология русского языка: практ. курс. — М.: Владос, 1999. — 263 с.

  7. Львова С.И. Морфемика и словообразование в 5 классе: материалы для учащихся // Рос. акад. образования, Ин-т общеобразоват. шк., лаб. обучения рус. (родному) яз. — М.: Ин-т общеобразоват. шк., 1993.

  8. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 5 класс. — М.: Просвещение, 2006. — 240 с.

  9. Львова С.И. Русский язык. Лингвистические игры: [5–11 классы]. — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.

  10. Морфология современного русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / С.И. Богданов, В.Б. Евтюхин, Ю.П. Князев и др. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 634 с.

  11. Морфология современного русского языка: хрестоматия / М-во образования и науки РФ, СПбГУ; [сост.: С.И. Богданов и др.]. — СПб.: Фил. фак. СПбГУ, 2013. — 454с.

  12. Панова Г.И. Морфология русского языка: энциклопедический словарь-справочник. — М.: URSS, 2010. — 444 с.

  13. Плотникова Е.И. Теоретические основы изучения морфологии русского языка: учебное пособие / Уральский гос. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии детства, Каф. русского яз. и методики его преподавания в начальных классах. — Екатеринбург: УГПУ, 2015. — 170 с.

  14. Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / Ускова И.В., Шамчикова В.М., Макаров М.И.; под ред. И.В. Усковой. [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/GOTOVITSYa_K_PUBLIKACII_Prepodavanie_russkogo_yazika_i_literaturi_v_usloviyah_obnovl

eniya_soderzhaniya_shkolnogo_obrazovaniya.htm — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. — 200 с.

  1. Работа с текстом на уроке русского языка: пособие для учителя. 5–11 классы. / О.М. Александрова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева [и др.]. — М.: Изд-во «Экзамен», 2019. — 159 с.

  2. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе / М.М. Разумовская. — М., 1992.

  3. Розенталь Д.Э. Русская орфография / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. — М., 2010.

  4. Русская грамматика: в 2 т. — М., 1980.

  5. Русский язык: морфология: учебник для вузов. / Под ред. Г.Г. Инфантовой. — М., 2010.

  6. Скрябина О.А. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении морфологии русского языка // Русский язык в школе. 2021. — Т. 82. — № 6. — С. 7–15.

  7. Современный русский литературный язык. / Под ред. Е.И. Дибровой. — М., 2001.

  8. Современный русский литературный язык. / Под ред. П.А. Леканта (любое изд.).

  9. Современный русский язык. / Под ред. В.А. Белошапковой (любое изд.).

  10. Соловейчик М.С. Словеснику, принимающему 5 класс: пособие для учителя / М. С. Соловейчик.

— М.: Просвещение, 2021.

  1. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — М., 1991. — 576 с.



Интернет-ресурсы
  1. http://www.gramota.ru/ Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ» — русский язык для всех.

  2. http://www.textologia.ru/ Образовательный журнал «Teкcтoлoгия.py».

  3. http://dic.academic.ru/ Наиболее полная коллекция словарей и энциклопедий на «Академике».

  4. http://gramma.ru/ Портал «Культура письменной речи. Русский язык и литература» содержит учебно-справочный, нормативный и методический материал по русскому языку и литературе, а также собрание типичных ошибок.

  5. http://www.slovari.ru/ «Словари.ру» — ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайн-словарей русского языка.

  6. https://therules.ru/ Правила русского языка — справочный сайт, на котором собраны грамматические правила.

  7. https://russkiiyazyk.ru/ Сайт для тех любознательных, на котором собраны правила и интересные факты о русском языке.