Просмотр содержимого документа
«Методика проблемного обучения на уроках математики (презентация)»
Методика проблемного обучения на уроках математики
Учитель математики
МАОУ «Светлинская СОШ №2»
Жуматаева Екатерина Сергеевна
Приёмы создания проблемной ситуации
- Создание проблемной ситуации на основе домашнего задания
Пример. Урок алгебры в 10 классе.
Тема урока: Арксинус. Решение уравнения sin x= а.
А) sin x= ½
Б) sin x= 1
В) sin x= 0
Г) sin x= 2/7
Приёмы создания проблемной ситуации
2. Создание проблемной ситуации на основе постановки предварительных заданий на уроке
Тема урока: Числовые и буквенные выражения
78+37 17 – а 23 + с
127-63 а + в 71 - 18
Приёмы создания проблемной ситуации
3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью
Тема урока: Задачи на части
Для приготовления варенья из ягод используют классический рецепт: на 3 части ягод берут 2 части сахара. Сколько килограммов сахара надо купить, чтобы сварить варенье из 9 килограммов ягод?
Приёмы создания проблемной ситуации
4. Создание проблемных ситуаций при решении занимательных задач
Тема урока: Линейная функция (7 класс)
Приглашаем одного ученика к доске, даём ему карточку, на которой написано у = х + 5. На доске заготовлена таблица.
Ребята из класса называют разные значения Х, ученик записывает его в таблицу; подставляет это значение и находит У.
Возникает проблема: «угадать» формулу, записанную на карточке.
Гипотеза: для того чтобы угадать формулу, надо найти какую-то закономерность.
Приёмы создания проблемной ситуации
4. Создание проблемных ситуаций при решении занимательных задач
Тема урока: Сумма n-первых членов арифметической прогресии.
Рассказать ребятам о задаче Гаусса, предложить им быстро найти сумму первых 100 натуральных чисел.
Проблема: найти формулу для быстрого счёта.
Приёмы создания проблемной ситуации
5. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
6. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
28k + 30n +31m =365
Приёмы создания проблемной ситуации
7. Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.
8. Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи.
Достоинства и недостатки
- Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
- Недостатки проблемного обучения:
слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Технологическая схема проблемного обучения
Новые ЗУН, СУД
(способы умственных действий)
Информация
Новые ЗУН, СУД
Решение проблемы
Учитель
Помощь
поиск
Проблема
(осознание неизвестного)
Педагогическая
проблемная
ситуация
ученик
анализ
Психологическая
проблемная ситуация