Преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области Жиленков Андрей Николаевич
Методика проведения Дня защиты детей
в общеобразовательном учреждении.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе завершается проведением Дня защиты детей.
Перед этим мероприятием поставлены следующие цели и задачи:
- проверка уровня готовности обучающихся и персонала школы к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера, а также при возможной угрозе совершения террористического акта;
- отработка руководящим составом школы, ответственными и уполномоченными лицами гражданской обороны навыков управления и действий в условиях возникновения чрезвычайной ситуации на территории учебного заведения;
- практическая отработка и совершенствование навыков и умений, полученных обучающимися в ходе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
Так как День защиты детей имеет практическую направленность, то для успешной реализации поставленных целей и задач, необходимо тщательно продумать ход мероприятия, подготовить материально-техническую базу, отработать необходимые документы и распоряжения.
Организация данного мероприятия в школе определяется приказом директора и положением о Дне защиты детей. Наиболее подходящим временем для его проведения является середина мая. К этому времени большая часть материала курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уже изучена и есть необходимость закрепить полученные знания и необходимые навыки поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях на практике.
Разработка и проведение Дня защиты детей не является исключительно обязанностью преподавателя-организатора ОБЖ. Подготовка плана мероприятия осуществляется непосредственно под руководством директора школы с привлечением заместителей директора по УВР и ВР, старшей вожатой, учителей физической культуры, представителей отделов ГО и ЧС, представителей МЧС, полиции, Росгвардии и т.д.
При подготовке ко Дню защиты детей мы стараемся учитывать специфику нашей школы, её месторасположение, количественный состав обучающихся и персонала школы, наличие соответствующих материально-технических средств и оборудования.
Подготовка ко Дню защиты детей начинается заблаговременно, на неё отводится на неё не менее одного-двух месяцев. В этот период проводятся совещания при директоре по вопросам организации и ведения ГО в школе, на которых заслушиваются отчеты уполномоченных лиц о работе по профилактике ЧС на территории школы, информация преподавателя-организатора ОБЖ о вопросах, рассмотренных на уроках и качестве изучения программного материала обучающимися. В рамках совещаний распределяются обязанности между организаторами Дня защиты детей, изучается состояние материальной базы, которая будет использована для проведения теоретических занятий и практических тренировок. В результате этой работы разрабатывается План проведения Дня защиты детей. В период подготовки к мероприятию в школе проводится активная работа по пропаганде безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, освещаются вопросы соблюдения правил безопасности при возникновении ЧС различного характера, в т. ч. и при угрозе террористического акта, безопасного поведения на дороге, вопросы оказания первой помощи. Для этого используются информационные ресурсы школы. Большой эффект даёт применение современных образовательных технологий, в частности интерактивных. Обучающиеся создают и демонстрируют презентации, видеоролики, выпускают стенгазеты и боевые листки, посвященные целям и задачам Дня защиты детей, пропаганде Всероссийского движения школьников «Школа безопасности». Это лишь некоторые формы работы в рамках подготовки к проведению Дня защиты детей. В эту деятельность активно вовлекаются классные руководители, учителя-предметники, руководители школьных детских общественных объединений и родители.
Важно понимать, что День защиты детей – это, в первую очередь, мероприятие для школьников. Следовательно, успешность его проведения зависит от многих факторов.
Мероприятия, проводимые в рамках Дня защиты детей в нашей школе, носят в большинстве своем практический и соревновательный характер. Для их проведения используются разнообразные формы и методы: теоретические занятия, практические тренировки, викторины, конкурсы, спортивные соревнования, тренировочные полигоны, демонстрации и т.д. Обязательно учитывается возраст участников. Поэтому соответствующим образом подбираются задания и упражнения, время их выполнения. Для достижения наибольшего эффекта школьники разбиваются на три возрастные группы:1-4 класс, 5-7 класс, 8-9 класс. Обучающиеся 10-11 класса, как наиболее подготовленные, осуществляют судейство на учебных точках или оказывают помощь в проведении теоретических и практических занятий.
В качестве учебных площадок используются школьные кабинеты, спортивный зал, спортивный городок, прилегающая к школе роща и участки с изрезанным рельефом. Особое внимание при проведении практических занятий на местности (туристской или топографической подготовке) уделяется обеспечению безопасности детей. Для этого места практических занятий обследуются на предмет возможных травмирующих факторов, проверяется состояние естественных опор, склонов и т.д.
На разнообразие практических и теоретических занятий существенно влияет материально-техническое обеспечение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и предмета «Физическая культура». Для наиболее интересного проведения соревнований «Школа безопасности» и туристской подготовки в школе имеются веревки различного диаметра и длины, механические и автоматические карабины, устройства спуска («восьмерка») и подъема (жумар), универсальные страховочные системы, каски, компасы, командное снаряжение (палатки, костровое оборудование и т.д.). Учебные места по РХБ защите комплектуются ОЗК, костюмами Л-1, противогазами ГП-5 и ГП-7, респираторы. Для организации практических занятий по огневой подготовке используются макет АК-74, пневматические винтовки, переносные пулеуловители.
Перечень мероприятий, проводимых в рамках Дня защиты детей в школе, очень обширный. Вот лишь некоторые из них:
- тренировочная эвакуация, отработка действий по сигналу «Внимание всем!»;
- изготовление простейших средств защиты органов дыхания (ватно-марлевых повязок);
- практические занятия по использованию индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (противогазов ГП-5, ГП-7, ОЗК, Л-1);
- практические занятия по оказанию первой помощи пострадавшим;
- творческие конкурсы (выступление агитбригад, демонстрация видеороликов, конкурс детского рисунка на асфальте и т.д.);
- викторины по правилам поведения в ЧС различного характера;
- встречи с работниками по делам ГОЧС, ОМВД, ГИБДД, представителями аварийно-спасательных служб;
- демонстрация аварийно-спасательной техники, вооружений, систем самоспасения, приборов радиационно-химического и дозиметрического контроля подразделениями пожарной охраны МЧС РФ, сотрудниками полиции, представителями воинских частей;
- соревнования по прикладным видам физической культуры;
- проведение соревнований «Школа безопасности», «Безопасное колесо».
Младшие школьники наиболее активно участвуют в различных викторинах и конкурсах, спортивных соревнованиях «Веселые старты». Для ребят постарше планируются как теоретические, так и практические занятия. Итогом проделанной работы могут стать соревнования «Школа безопасности».
Ниже представлено примерное содержание Плана подготовки и проведения Дня защиты детей в МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа».
№ п/п | Проводимые мероприятия | Место проведения | Кто проводит |
I. Подготовительный период |
1 | Проведение педагогического совета (совещания при директоре) по вопросу подготовки к проведению Дня защиты детей, определение состава участников, приглашенных гостей, распределение обязанностей между организаторами и членами педагогического коллектива школы | | Директор школы, зам. директора школы по УВР и ВР |
2 | Разработка необходимого перечня документов по организации и проведению Дня защиты (приказ о проведении, план проведения, положение о соревнованиях «Школа безопасности», инструкции по технике безопасности и т.п.) | | Ответственные должностные лица |
3 | Отработка порядка и последовательности проведения Дня защиты детей с руководящим составом | | Директор школы, преподаватель-организатор ОБЖ |
4 | Анализ качества обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» | | Зам. директора по УВР |
5 | Организация и проведение занятий и тренировок по отработке практических этапов Дня защиты детей с обучающимися 10-11 классов и учителями - предметниками | Учебные классы, спортзал, спортивная площадка | Преподаватель- организатор ОБЖ, учителя физической культуры |
6 | Изготовление и обновление наглядной агитации, уголка гражданской обороны, оформление стендов и выставок, посвященных Дню защиты детей | | Зам. директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ, зав. библиотекой |
7 | Подготовка мест проведения теоретических занятий (классные кабинеты, актовый зал) и практических тренировок (спортивный зал, спортплощадка, участок лесного массива и т.д.) Дня защиты детей | Учебные классы, спортзал, спортивная площадка | Ответственные должностные лица, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физической культуры |
2. Основной этап мероприятия (День защиты детей) |
1 | Сбор руководящего и преподавательского состава школы, доведение плана проведения ДЗД, заслушивание докладов о готовности постоянного состава и обучающихся к проведению мероприятий. | Кабинет директора школы | Директор школы |
2 | Подача сигнала оповещения «Внимание всем!» | Пульт управления пожарной сигнализацией | Преподаватель-организатор ОБЖ |
3 | Проведение эвакуационных мероприятий (эвакуация из здания школы, построение, проверка списочного состава, доклад об итогах эвакуации, краткий разбор действий обучающихся и персонала школы при эвакуации) | Здание школы, площадка перед школой | Преподаватель-организатор ОБЖ, дежурный администратор |
4 | Торжественное открытие Дня защиты детей (исполнение Гимна РФ, приветствие директора школы , гостей, оглашение плана мероприятия, получение маршрутных листов) | Площадка перед школой | Зам. директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ |
5 | Викторина «Безопасность дома и на улице» для обучающихся 1-2 классов | Классные кабинеты | Классные руководители начальных классов |
6 | Викторина по правилам пожарной безопасности для обучающихся 3-4 классов | Классные кабинеты | Классные руководители начальных классов |
7 | Занятия по использованию средств индивидуальной защиты с обучающимися 1-4 классов | Классные кабинеты | Обучающиеся 10-11 классов |
8 | Соревнования «Веселые старты» для обучающихся 1-2 классов | Спортивный зал | Учителя физической культуры, старшая вожатая |
9 | Соревнования «Безопасное колесо» для обучающихся 3-4 классов | Площадка перед школой | Обучающиеся 10-11 классов |
10 | Встреча с инспектором ГИБДД для обучающихся 5-6 классов | Актовый зал | Зам. директора по ВР |
11 | Занятие по оказанию первой помощи пострадавшим с обучающимися 7-8 классов | Кабинет ОБЖ | Медицинский работник |
12 | Викторина по теме «Здоровый образ жизни» для обучающихся 9 класса | Классный кабинет | Преподаватель-организатор ОБЖ |
13 | Соревнования «Школа безопасности» среди обучающихся 5-7 и 8-9 классов | Классные кабинеты, спортивный зал, спортивный городок | Преподаватель-организатор ОБЖ, медицинский работник, обучающиеся 10-11 классов |
14 | Торжественное закрытие Дня защиты детей, награждение победителей и призеров соревнований и конкурсов | Площадка перед школой | Зам. директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ |
3. Заключительный этап (подведение итогов) |
1 | Подведение итогов Дня защиты детей на совещании при директоре (отчет организаторов и ответственных лиц о ходе мероприятия, анализ положительных и отрицательных моментов, определение лиц для объявления благодарности и т.д.) | | Директор школы |
2 | Подготовка и издание приказа об итогах Дня защиты детей | | Директор школы, преподаватель-организатор ОБЖ, зам. директора по УВР и ВР |
Наиболее интересным этапом Дня защиты детей являются соревнования «Школа безопасности». В ходе них обучающиеся имеют возможность, как получить, так и применить необходимые навыки в различных ситуациях. Соревнования проводятся в двух возрастных группах: 5-7 класс и 8-9 класс. Они могут включать в себя следующие этапы:
- использование средств пожаротушения (использование огнетушителя, пожарного рукава, подручных средств);
- безопасность на дороге (знание Правил дорожного движения);
- РХБ защита (надевание противогаза, ОЗК, костюма Л-1, преодоление зараженного участка местности);
- огневая подготовка (стрельба из пневматической винтовки, неполная разборка и сборка АК-74);
- медицинская подготовка (оказание первой помощи при травмах);
- топографическая подготовка (определение азимута);
- действия в ситуации автономного существования (знаки международной кодовой таблицы сигналов бедствия, установка палатки и бивака, укладка рюкзака);
- туристическая полоса (спуск и подъем по склону, навесная переправа, переправа по бревну, параллельные веревки, переправа по кочкам, «бабочка», переправа по жердям, траверс склона с альпенштоком и т.д.)
- силовые упражнения (подтягивания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа на спине, комплексное силовое упражнение).
Этапы соревнований должны соответствовать возрастным особенностям участников, их физической и технической подготовленности. При определении этапом необходимо учитывать и наличие необходимого оборудования.
Примерные этапы для возрастной группы 5-7 класс:
- использование средств пожаротушения (виды, назначение и применение огнетушителей);
- тестирование на знание ПДД;
- стрельба из пневматической винтовки;
- первая доврачебная помощь (наложение жгута, изготовление закрутки);
- сигналы бедствия;
- определение азимута на объект;
- туристическая полоса (по наведенным перилам без использования туристского снаряжения): спуск и подъем по склону спортивным способом, параллельные веревки, переправа по кочкам, переправа по жердям, переправа по неподвижному бревну любым способом).
Примерные этапы для возрастной группы 8-9 класс:
- использование средств пожаротушения (виды, назначение, устройство и применение огнетушителей, использование пожарного рукава);
- тестирование на знание ПДД;
- стрельба из пневматической винтовки;
- неполная разборка и сборка АК-74;
- первая доврачебная помощь (первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и кровотечениях, переноска пострадавшего);
- сигналы бедствия;
- определение азимута на объект;
- туристическая полоса (по наведенным перилам с использованием туристского снаряжения): спуск по склону с помощью «восьмерки», подъем по склону с использованием жумара, преодоление параллельных веревок, переправа по кочкам, переправа по жердям, переправа по неподвижному (качающемуся) бревну, преодоление навесной переправы.
Этапы проводятся либо отдельно друг от друга, либо в виде преодоления учебной полосы.
Порядок проведения мероприятий, их количество, направленность могут быть различными. Главное, чтобы они позволяли в полном объеме выполнить требования по защите обучающихся и персонала школы в условиях ЧС мирного и военного времени, давали возможность школьникам получить необходимые теоретические знания и практические навыки поведения в экстремальных ситуациях.