КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Семинар
«Методика проведения подвижных игр
с обучающимися, воспитанниками начального
звена школы»
Подготовила
Свиридова Л.Л., воспитатель
первой квалификационной категории
Новоалтайск, 2019
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приёмов, направленных на формирование личности ребёнка, умелое педагогическое руководство ею.
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
Выбор игры;
Сбор детей на игру;
Создание интереса;
Объяснение правил игры;
Распределение ролей;
Руководство ходом игры;
Подведение итога.
Выбор игры
Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями обучающихся, воспитанников, их состоянием здоровья, подготовленностью. Воспитанники проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения с лазанием и д.р.) Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего, попадать мячом в цель, перепрыгивать через препятствие. Однако не рекомендуют проводить подвижные игры со сложными видами движений до тех пор, пока дети не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 10-12 минут.
Также при выборе игры принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить её в кругу.
Сбор детей на игру
Собрать детей на игру можно при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть»); использовать звуковые и зрительные ориентиры. Собирать детей надо быстро (1-2 мин.), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса к игре.
Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят её правила, более чётко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъём. Подвести к игре нередко удаётся путём вопросов, загадывания загадок.
Объяснение правил игры.
При объяснении игры, дети встают полукругом, лицом к воспитателю. Важна последовательность объяснений: назвать игру и её замысел, кратко изложить её содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила игры. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.
Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным.
Распределение ролей
Роли определяют поведение детей в игре. Важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели исполнять эти роли
Существует несколько способов выбора входящего:
назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор;
с помощью считалки (предупреждают конфликты);
при помощи «волшебной палочки»;
с помощью жеребьёвки;
водящий может выбрать себе замену.
Все названные приёмы используются, как правило, в начале игры. Новый водящий выбирается тот, кто качественно выполнил движения и правила игры.
Руководство игрой
Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подаёт сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания нужно в доброжелательной форме.
Подведение итога
При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушил правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведённой игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.