СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения родительского собрания

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Выступление на методическом объединение классных руководителей по теме: «Родительское собрание в школе: методика его проведения»

 

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения родительского собрания»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мошковская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными

возможностями здоровья» Мошковского района.



Выступление на методическом объединение классных руководителей по теме: «Родительское собрание в школе: методика его проведения»



В настоящее время современная семья претерпевает серьез­ный кризис, который вызван рядом причин: это бытовая неуст­роенность, отсутствие у многих жилья, низкие доходы, загру­женность работой или учебой, нерегистрируемые гражданские браки и многое другое. Все это, естественно, сказывается на от­ношениях между супругами. Все реже приходится видеть кар­тину сотрудничества детей и родителей.

В таких ситуациях, когда родители заняты вопросом выжи­вания, необходима помощь в возрождении семьи и тех тради­ций, когда ее нравственный облик, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности. И кто, как не мы, педагоги, сможем внести реальный вклад в развитие духов­ного мира семьи.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». СЛАЙД 2

Воспитание учащегося в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет.

Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться

определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок.

Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий.

Представления друг о друге у учителя и родителей складывается со слов ребёнка, что нередко приобретает искажённый характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам.


Избежать недопонимания, разобщённости в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные формы: Слайд 3

  • Чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

  • Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

  • Уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

  • Повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учёт этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

  • Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

  • Терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учёт их в процессе профессионального саморазвития.

вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная головная боль всех педагогов.


Сотрудничество классного руководителя с родителями может проводиться в разнообразных формах с использованием разных методов педагогической деяль­ности. В практической работе классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том, и в другом случае используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Слайд 4


Слайд 5 Родительские собрания — наиболее распространенная форма работы с родителями. На них обсуждаются проблемы успеваемости, воспитания общения классного и .......

Слайд 6 , 7, 8, 9,10,


Желательно, чтобы первые родительские собрания в учебном году классный руководитель посвятил проблеме «бумеранга» во взаимоотношениях детей и родителей. Чтобы дать родителям понять, какая долгосрочная миссия на них возложена, необходимо донести до их восприятия нижеприведенные правила благо­получных родителей.


Первые родительские собрания, как правило, являются организационными и проводятся в конце августа — в начале сентября.

Следующие несколько являются тематическими собраниями: потребности родителей, классного руководителя, школы, актуальность обсуждаемых тем.

Последнее собрание года является итоговым и проводится в конце учебного года в мае.

На протяжении учебного года классному руководителю нужно провести четыре обязательных родительских собрания.


По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическим или итоговым.

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты четверти, полугодия, проведенных мероприятий, праздников.

Тематические родительские собрания — это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания

обычно имеют просветительский характер и направлены на расширение

знаний родителей в сфере воспитания детей.


Итоговые родительские собрания — это собрания, целью которых является подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. Во время таких собраний родители имеют возможность оценить достижение всех учащихся, собственного ребенка, сравнить прежние достижения с новейшими. В зависимости от темы и цели, итоговые родительские собрания можно проводить в любой форме.


Каждое собрание требует от классного руководителя тщатель­ной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности. Слайд 11, 12, 13, 14

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к до­машнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение имеет форма приглаше­ния родителей на собрание.

Методика проведения: Слайд 15

  • Собрание проводится 2-3 раза в полугодие в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей;

  • Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Большое значение имеет оформление помещения;

  • К собраниям готовится выставка работ учащихся;

  • На парту перед каждым родителем надо положить тетради ребенка;

  • Продолжительность собрания – 1 – 1,5 часа;

  • При подготовке необходимо тщательно провести анализ успехов в обучении и поведении каждого учащегося;

  • Вторая часть собрания – обычно сообщение учителя о состоянии учебно- воспитательной работы в классе.



Какие же функции должно выполнять родительское собрание?


Среди таких функций следует указать:

  1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.) ;

  2. Психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

  3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

(внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

  1. Совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Родительские собрания должны отвечать таким педагогическим требованиям:


  • способствовать формированию сплоченного родительского коллектива, воспита­нию социально-правовой ответственности родителей за воспитание детей;

  • проводиться систематически, обеспечивать предстоящее в решении воспитательных заданий;

  • способствовать обеспечению единства воспитательных воздействий школы и семьи на воспитанников;

  • способствовать повышению авторитета учителей, школы и родителей;

  • показывать родителям успехи их детей в учебе и воспитании как результат деятельности учителей-воспитателей.


Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах.


Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Меняется в лучшую сторону настроение родителей, когда их встречает элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

Классному руководителю следует продумать свой внешний вид, который будет характеризовать его как уверенного в себе делового партнера с хорошим вкусом.


2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей его класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители так же, как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализаций, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем знания. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».

3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания;

Например, с родителями старшеклассников необходимо обсуждать не только учебные вопросы, но и взрослые проблемы: служба в армии, ранние и гражданские браки, национальные взаимоотношения и т. п. Это и многое другое следует обсудить с родителями предварительно, чтобы подготовить их к будущим трудностям.

Приглашая специалистов.

Видеоматериалы, слайды, статистические материалы разнообразят процесс просвещения родителей по вопросам педагогики и психологии,

предоставят ему наглядность, убедительность и достоверность.

Уместным будет любой аспект психолого-педагогичного просвещения родителей завершать разнообразными рекомендациями и консультациями по актуальным вопросам, нельзя оставлять вне поля зрения ни одного вопроса. Такое просвещение предоставит родителям возможность увидеть себя и других во время обсуждения проблемы, сравнить средства ее решения, сделать соответствующие выводы.


4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».


Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно – воспитательного и организационного характера

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием

собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав школы, Правила учащихся).

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором

происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.


3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Для классного руководителя очень важным является мнение родителей о проведенных собраниях.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д.


Родители отдают ребенка в школу с надеждой, что он попадет в руки умного, чуткого, гуманного учителя, который обеспечит его воспитание. Но этого мало. Лишь во время совместной согласованной деятельности учителей и родителей можно говорить об успехе воспитательной работы.

Поскольку подавляющее большинство родителей не имеют надлежащей психолого-педагогической подготовки, классный руководитель должен выступать, с одной стороны, соединительным звеном между школой и семьей, а с другой — организатором роста педагогической культуры родителей.

Успехи учителей, классных руководителей в работе с родителями во

многом зависят от умения организовывать и проводить родительские собрания, придавая им педагогическую целесообразность.

В организации и проведении классных родительских собраний необходимо решительно избегать существенных ошибок, которые еще, к сожалению, имеют место в прак­тической деятельности части классных руководителей. В частности, идет речь о таких недостатках: приглашение родителей на собрания через обязательные записи в ученичес­ких дневниках; назначение собраний на неудобное для родителей время; превращение собраний на своеобразный «суд» над отдельными родителями; избыточное внимание на собраниях к негативным сторонам поведения отдельных учащихся; отсутствие системы педагогического просвещения родителей.

Многие учителя, особенно начинающие, могут чувствовать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью принимать участие в родительских собраниях, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.

От родителей очень часто можно услышать: «В начальной школе учитель зани­мался нашим классом, а нынешнему классному руководителю до наших детей нет никакого дела». Да, в начальной школе классный руководитель уделяет учащимся больше внимания, ведь именно он создает как коллектив класса, так и колек­тив родителей, которые в дальнейшем будут помогать новому классному руководителю сохранить и преумножить заложенные в начальной школе традиции коллектива.

Конечно, классному руководителю не осилить эту проблему самому. К психолого-педагогическому просвещению родителей следует привлекать специалистов разных отраслей.

Известно, что даже для тех учителей, которые работают в школе много лет, могут устанавливать тесный контакт с учащимися, дружеские отношения с коллективом, серьезной проблемой могут стать родительские собрания. А для молодых малоопытных учителей это вообще может стать причиной отказа от классного руководства.

Для того, чтобы успешно справиться с данной задачей, нужно тщательно готовиться к собраниям, уделять их подготовке не меньше внимания, чем подготовке урока.


Выводы.


К сожалению сейчас не стоит удивляться тому, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно.

Еще одна ситуация, когда на родительском собрании в классе присутствует 5-6 родителей с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, а педагог с удовольствием констатирует негативные факты из жизни класса. Это приводит к тому, что уже в начальной школе родители испытывают чувство тревожного ожидания перед посещением родительского собрания, а на средней ступени обучения просто перестают ходить на родительские собрания.

Поэтому я считаю, что важным в проведении родительского собрания является позитивное психологическое настроение, установка на успех. Нужно рассматривать родительские собрания как тот же урок, где учащимися являются не дети, а их родители, которые пришли за информацией об их детях, пришли за консультацией , а иногда и за помощью.


Формулировать свои мысли, коротко, логично, проявлять доброжелательность, тактичность, деликатность.

Приветствуя родителей, демонстрирую им свою радость от их присутствия на собрании, искренне благодарю их за их приход в школу. Веду беседу так, как будто в классе находятся только единомышленники, которые помогут решить все проблемы. Никогда не начинаю с негативной информации. Сначала найдите хорошие слова о классе в целом и о каждом учащемся отдельно. Такое вступление помогает установить контакт с родителями, настроить их на сотрудничество. Обращаясь к родителям, называю их по имени и отчеству. Для вновь назначенных классных руководителей могу порекомендовать посадить родителей на те места, на которых сидят их дети, а перед собой положить план-расположение родителей на родительских собраниях с их фамилиями, именами и отчествами.

  1. Если вы заранее оповещены о причине отсутствия некоторых родителей на собрании, сразу определите с ними сроки индивидуальной встречи, не дожидаясь следующего собрания.

  2. Готовясь к родительскому собранию, составляйте его программу

и готовьте перечень вопросов для обсуждения. Это поможет избежать лишних вопросов со стороны родителей и сэкономит время собрания для обсуждения более важных тем.


  1. Помните, положительный итог каждого собрания является благоприятной основой будущего собрания!



14.01.2021г. Руководитель МО. Е.В.Кузютчева