СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы над совершенствованием навыков чтения. Работа над сознательностью чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика работы над совершенствованием навыков чтения.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы над совершенствованием навыков чтения. Работа над сознательностью чтения.»

Методика работы над совершенствованием навыков чтения

Работа над сознательностью чтения.

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.

Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.

Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

  • осмысление значения каждой языковой единицы текста;

  • понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

  • осознание себя как читателя.

Помогает в этом словарная работа. Для объяснения значений слов и выражений используются различные приемы. В одних случаях для правильного соотнесения с предметом, признаком или действием, для формирования более яркого, образного представления можно показать конкретный предмет, чучело или макет; обратить внимание учащихся на существенные признаки и продемонстрировать нужное движение или заменить их показом изображения на рисунке. В других случаях используются синоним, а иногда и антонимы, знакомые детям. Иногда возможно толкование слова через значение его корня.

Для понимания содержания прочитанного большое значение имеет анализ содержания текстов. Анализ осуществляется с помощью вопросов о значении отдельных слов и выражений, о смысле целых предложений и связи между ними. Взрослый ставит вопросы непосредственно по тексту в соответствии с последовательностью предложений. В ходе анализа целесообразно включать вопросы для установления причинно-следственных отношений в прочитанном. Вопросы взрослого должны быть конкретными, помочь ребенку выделить и обдумать смысловые единицы текста.

Для привлечения внимания школьников непосредственно к самому произведению используют выборочное чтение. К выборочному чтению обращаются и при первоначальном анализе текста, проверке домашнего задания. Необходимость умения осознанного выборочного чтения дети особенно остро начинают чувствовать на уроках математики при чтении текстов задач, когда пристальное внимание уделяется точности чтения, соблюдению интонации. Формирование навыка выборочного чтения осуществляется и в ходе поиска ответа на вопрос педагога, при разборе условия задачи.

Психологами установлено, что развитие навыка осознанного чтения тесно взаимосвязано с развитием памяти, воображения учащихся.

С этой целью используются следующие упражнения: пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения, игры “Синонимы” (“Антонимы”), “Буду поэтом”, «Кто играет в прятки» (абракадабра) и т.п.

Чем раньше вводить данные упражнения в урок, то легче и быстрее пойдет процесс формирования навыков беглого и осознанного чтения.

Необходимо больше уделять внимание домашнему чтению детей. Большая роль в правильном руководстве детским внеклассным чтением принадлежит семье. Правильно организованное семейное чтение – важнейшее условие умственного развития ребёнка.

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:

  • подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);

  • установка на целенаправленное восприятие текста;

  • первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;

  • беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);

  • словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);

  • работа над планом (словесное рисование - иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем - деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);

  • пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);

  • разбор жизненных ситуаций;

  • заключительная, обобщающая беседа.

Упражнения для развития осознанного чтения делятся на две группы:

Первая группа - логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

2. Назови одним словом.

3. Какое слово лишнее и почему?

4. Чем похожи следующие слова?

5. Путем перестановки букв составь слово.

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

Вторая группа - игры со словами.

1. Найди слово в слове.

2. Подбери пару.

3. Закончи предложение.

4. Шарады.

5. Ребусы.

6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)

7. Найди животное среди строк.

8. К выделенному слов подбери нужные по смыслу слова.

Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».

Таким образом, заканчивая начальную школу, дети при чтении доступных им художественных текстов должны овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:

  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

  • проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

  • формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

  • составлять простой и сложный планы;

  • пересказывать текст по плану.