5
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКОВ ФИЗИКИ
Подготовили: учителя физики
ГБОУ «Лицей № 37 г. о. Донецк» ДНР
Иваницкая С.В.
В современном образовательном процессе, в условиях перехода к ФГОС, особое значение приобретает методическое обеспечение уроков физики, направленное на формирование у обучающихся не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий (УУД). Одним из эффективных инструментов, способствующих достижению этих целей, является технологическая карта урока. Она позволяет учителю структурировать учебный материал, спланировать деятельность учащихся на каждом этапе урока, учесть индивидуальные особенности и уровень подготовки класса, а также обеспечить активное включение каждого ученика в учебный процесс.
Разработка технологических карт уроков физики опирается на ряд теоретических положений, определяющих современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
ФГОС как методологическая основа разработки технологических карт
ФГОС нового поколения ориентирован на формирование у обучающихся не только предметных знаний, умений и навыков, но и универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. Технологическая карта урока, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС, должна способствовать достижению следующих целей:
Формирование предметных результатов: освоение учащимися основных понятий, законов и методов физики.
Формирование метапредметных результатов: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям; самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту.
Формирование личностных результатов: осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира; активное участие в решении практических задач; потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других; планирование своего развития в приобретении новых физических знаний.
Технологическая карта выступает как инструмент, позволяющий учителю спроектировать урок, нацеленный на достижение этих взаимосвязанных результатов.
2. Системно-деятельностный подход в обучении физике
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются учащимся в готовом виде, а конструируются ими в процессе активной познавательной деятельности. Учитель выступает в роли организатора и координатора этой деятельности, создавая условия для УД.
3. Технология проектирования технологической карты урока
Технологическая карта урока – это графическое представление урока в виде таблицы, в которой структурировано описание целей, содержания, методов, форм организации учебной деятельности и видов контроля на каждом этапе урока. Она позволяет:
Системно представить урок: Отразить все элементы урока в их взаимосвязи.
Обеспечить целостность и логичность: Соблюдать логическую последовательность этапов урока и соответствие целей и задач каждого этапа общим целям урока.
Спрогнозировать результаты: Определить планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) для каждого этапа урока.
Оптимизировать учебный процесс: Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, формы организации учебной деятельности и виды контроля.
Принципы отбора содержания и методов обучения физике
При разработке технологических карт уроков физики необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Содержание учебного материала должно быть доступным и интересным, а методы обучения – соответствовать уровню развития познавательных процессов учащихся.
Принцип научности: Содержание учебного материала должно соответствовать современным научным представлениям о физических явлениях и законах.
Принцип доступности: Содержание учебного материала должно быть адаптировано к уровню знаний и возрастным особенностям учащихся.
Принцип наглядности: Использование наглядных материалов (демонстраций, опытов, моделей, видеороликов) для облегчения понимания физических явлений и законов.
Принцип проблемности: Создание проблемных ситуаций, требующих от учащихся активного поиска решений.
Принцип практической направленности: Связь изучаемого материала с реальной жизнью и практическим применением физических знаний.
Интеграция образовательных технологий
Разработка технологических карт уроков физики предполагает интеграцию современных образовательных технологий, таких как:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): использование мультимедийных презентаций, интерактивных досок, образовательных онлайн-ресурсов.
Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций и организация самостоятельного поиска решений.
Технология проектной деятельности: организация работы учащихся над исследовательскими проектами.
Технология критического мышления: развитие у учащихся навыков анализа информации, выявления противоречий и обоснования своей точки зрения.
Технология дифференцированного обучения: учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся.
Разработка технологических карт уроков физики, основанная на вышеизложенных теоретических положениях, ГОС и позволяюет учителю организовать активную и целенаправленную деятельность учащихся на каждом этапе урока.
Применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Работая с использованием технологических карт, можно отметить активное развитие устной речи учащихся, умение доказывать свою точку зрения (мнение), умение самостоятельно работать с информацией (с текстом произведения, с таблицами, справочными материалами, словарями). Заметны позитивные изменения в развитии личностных, регулятивных и коммуникативных умений учащихся.
При составлении технологической карты больше вероятность избежать ошибок в работе. Урок становится продуманным и предсказуемым, так как на каждом этапе прописываются результат и деятельность каждого из субъектов образования, поэтому становится возможным быстро и полно проанализировать урок администрации и учителю, снять организационно-методические проблемы.