СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы формы организации деятельности учащихся, средства на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы формы организации деятельности учащихся, средства на уроках географии.»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

на уроках географии




Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии, повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для обучающихся, а уроки более интересными- является одной из основополагающих проблем практически всех учителей. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом студенте его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Активные методы обучения (АМО) базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. К активным методам обучения относятся цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Использование активных форм и методов обучения, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Учащийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у обучающихся развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Дифференцированный подход на уроках географии является основным путём осуществления индивидуализации обучения. Форма дифференцированных заданий на уроках географии бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий у доски, работа за компьютером, работа с атласом и контурными картами, устные указания и т.д.

Дифференциация учебной работы подразумевает систематическое сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы.

На уроках географии преобладают три формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Фронтальная работа имеет наиболее широкое применение. Эта форма организации отличается тем, что учитель ведет работу со всей учебной группой одновременно, применяя различные методические приемы (рассказ, объяснение, беседа и др.) и студенты выполняют единое для всех задание.

Индивидуальная форма работы на уроке географии необходима, очень важна, но использование ее затруднено не только большой численностью учащихся, но и содержанием географии. При индивидуальной работе можно учитывать индивидуальные различия и различное отношение учащихся к учебе. По заданию преподавателя каждый учащийся работает самостоятельно без обмена с другими студентами. В учебном процессе используются репродуктивный и исследовательский методы.

Коллективные формы работы имеют существенное социальное значение: формируют у учащихся умения сотрудничать, кооперировать свои усилия и рационально организовывать совместный труд. В коллективных формах работы организация учебной деятельности предполагает разделение труда. Контроль за выполнением работы выполняется самими учащимися.

На уроках географии применяются следующие виды коллективной работы: групповая работа, ролевые игры, дискуссии

Урок – «клеточка» педагогического процесса.

В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

Современный урок, это сложная организационно - педагогическая система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. такая форма реализации педагогических идей, где происходит систематическое взаимодействие преподавателя и студента, направленное на активизацию познавательных возможностей обучающихся и воспитание личности учащихся.

Традиционный урок:

1. Цели формулируются для каждого урока исходя из особенностей содержания

2. Содержание: факты; теоретические закономерности; умения

3. Форма организации обучения: комбинированный урок

4. Контроль знаний и умений: преобладает текущий, реже итоговый

5. Учитель выполняет главную функцию, которая состоит в передаче учащимся информации и создании условий для её усвоения

6. Взаимодействие с учениками: преобладает авторитарный стиль общения учителя с учениками

7. Урок представляет собой замкнутую систему

Современный урок

1. Цели определяются через конечный результат деятельности

2. Содержание: факты; закономерности, теории; умения; оценочные, методологические знания

3. Разнообразные формы организации обучения: урок-практикум, семинар, межпредметный урок; конференция; учебная игра

4. Контроль за результатом обучения: разные виды – текущий, итоговый; разные формы – зачет, тестирование, презентация проектов, игра, конференция, самоконтроль

5. Учитель выступает прежде всего, как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как главный помощник и консультант их самостоятельной творческой деятельности

6. Взаимодействие с учениками сотрудничество осуществляется на взаимопонимании, взаимном уважении, при этом – большое внимание мотивации, творчеству учащихся.

7. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практики, а также интегрируется с другими учебными дисциплинами

Классификация уроков нетрадиционной формы

Урок формирования новых знаний: уроки лекционной формы, уроки-экспедиции(путешествия), уроки-исследования, интегрированные уроки и др.

Урок обучения новым знаниям и умениям: уроки-практикумы, уроки- лаборатории, уроки с ролевой, деловой

учебно-игровой деятельностью и т. д.

Урок обобщения и систематизации ЗУН Семинары, внеклассного чтения, контрольно-обобщающие уроки, игровые: КВН, уроки-конференции, интегрированные театр. и т.д.

Уроки проверки и учета знаний и умений: зачетные уроки, викторины уроки-конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, презентация

Главным результатом современного урока является 100% уровень обученности и очень высокое качество знаний учащихся, в условиях использования рейтинговой оценки.

При подготовке к уроку перед мною встаёт вопрос: как обучать студентов тому, что требует программа и стандарты; как реализовать на одном занятии триединую цель. Поэтому к выбору методов обучения, направленных на достижение запланированных целей урока необходимо подходить творчески.

Выбор метода зависит от типа урока и его места в системе других уроков. Если урок первый по теме, то на этапе объяснение нового материала я использую объяснительно - иллюстративный метод. На уроках объяснения нового материала и первичного его закрепления основными методами обучения являются традиционные: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный в различных их приёмах. На серединных уроках (уроки закрепления, применения и обобщения знаний) я использую в первую очередь частично-поисковый метод как основной. На этапах фронтальной и индивидуальной проверки знаний использую репродуктивный метод. На уроках, заканчивающих тему, я активно использую творческий метод, и не только его. На завершающих уроках имеют возможность показать себя учащиеся с разным уровнем обученности. Одни напишут самостоятельную творческую работу, составят план, а другие по плану расскажут, повторяя, что услышали на уроках. Это репродуктивный метод. Но если подойти к отбору проверочного материала индивидуально, дать каждому учащемуся задание сообразно его уровню, то от каждого можно получить и творческую работу, и исследовательскую.