СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы и приемы работы по развитию зрительного восприятия у детей со сложным дефектом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказывается о технологиях коррекционной работы с аутичными детьми. Продобраны практические задания на развитие зрительного восприятия у детей с РАС.

Просмотр содержимого документа
«"Методы и приемы работы по развитию зрительного восприятия у детей со сложным дефектом"»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»


















Выступление на МО


«Методы и приемы работы по развитию зрительного восприятия у детей со сложным дефектом»».



Подготовила: учитель-дефектолог

Фелоненко Е. В.











Петропавловск-Камчатский

2015 год

Технология коррекционной работы с аутичными детьми

1. Психолого-педагогическая характеристика аутистических нарушений.

Дети с ранним аутизмом составляют весьма специфичную группу среди детей с особенностями психофизического развития. У них наблюдается прежде всего расстройство процессов коммуникации, неадекватное социальное поведение, трудности при формировании эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и, как результат, нарушение социальной адаптации. Эти дети могут иметь интеллектуальную недостаточность тяжелой формы или парциальную одаренность, могут быть мутичными или могут произносить продолжительные монологи, насыщенные сложными «взрослыми» фразами и словами. Внешне дети с аутизмом могут производить впечатление плохо воспитанных и вызывать непонимание и осуждение окружающих людей. Все это усложняет адаптацию и социализацию таких детей.

Термин «аутизм» в психологической литературе впервые был предложен Е.Блейлером (1928) при описании особого вида мышления на его отдаленность от реальной действительности и логичности жизненных законов. Он определил аутизм как состояние изолированности, отгороженности от мира, непроницаемости для внешних обстоятельств.

Диагностика раннего детского аутизма базируется на выраженных в большей или меньшей степени специфических признаках:

  • уход в себя, нарушение коммуникативных способностей;

  • проявление стереотипий в поведении;

  • различные страхи и сопротивление изменениям в окружающей обстановке;

  • боязнь телесного, зрительного контактов;

  • характерное особое нарушение развития речи (эхолалии при ответах на вопросы, рассказ о себе в третьем лице, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи);

  • раннее проявление патологии психического развития.

Наиболее значимыми в клинической картине раннего детского аутизма считают следующую триаду симптомов:

1) аутизм проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействие мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и в понимании им состояний других людей. Трудности контакта проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками; 

2) стереотипность поведения связана со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; увлеченность однообразными действиями – моторными и речевыми, такими как раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же манипуляциям с предметами: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;

3) особая характерная задержка и нарушение развития речи и прежде всего – ее коммуникативной функции. Это может проявляться как мутизм (от лат. mutos – немой). Когда же устойчивые речевые формы развиваются, они тоже не используются для коммуникации: так, ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям даже в самых необходимых случаях. Характерны эхолалии, длительное отставание в способности правильно использовать в речи личные местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои нужды безличными приказами («накрыть», «дать пить» и т.д.). Часто речь носит характер штампованности, «попугайности», «фонографичности». Речевые нарушения проявляются в контексте более общих нарушений коммуникации: ребенок практически не использует также мимику и жесты. Кроме того, обращают на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика, интонации речи.

2.Технология коррекционной работы с аутичными детьми.

Технология коррекционной работы с аутичными детьми включает работу по следующим направлениям:

  • коррекция эмоциональной сферы;

  • коррекция психического развития;

  • осуществление здоровьесберегающего обучения.

В процессе коррекции эмоциональной сферы учитывается, что эмоциональные процессы в норме являются той сферой психического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Главное развитие эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения, что является основной характеристикой перехода от преддошкольного к дошкольному возрасту.

У детей с аутизмом наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы, в основе которого лежит выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояния тревоги, боязни окружающего. Детям присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, избегание взгляда глаза в глаза, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Основной проблемой для взрослых становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребенком, поскольку он проявляет повышенную “эмоциональную холодность”. Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка, поэтому в работе нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст, который может быть значительно меньше реального, биологического. Ребенок с аутизмом не может произвольно управлять своими эмоциями. У него отсутствует адекватное реагирование в различных (стрессовых) ситуациях в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих по их «выразительным движениям»: мимике – выразительным движениям лица; пантомимике – выразительным движениям всего тела и «вокальной мимике» – выражениям эмоций в интонации и тембре голоса. У ребенка с трудом возникают (либо не возникают вовсе) высшие чувства – сочувствие, сопереживание, сострадание, в то время, как «через отношение к другим людям формируются и специфические человеческие чувства к самому себе, как личности». На преодоление этих проблем и направлена коррекционная работа по развитию эмоционально - аффективной сферы: 

- установление положительного эмоционального контакта;
- преодоление негативных реакций;
- выработка положительной эмоциональной реакции;
- коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникации посредством игры;
- обучение ребенка “языку чувств” включает несколько этапов:
1-й этап — обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других — людей и животных;
2-й этап — обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
3-й этап — обучение поведенческой этике на эмоциональной основе;
4-й этап — обучение умению анализировать собственные эмоции.
В процессе коррекции эмоциональной сферы ребенок учится определять и понимать природу происхождения эмоций, чем они вызваны, под влиянием чего меняются. Научившись замечать перемены в эмоциональном состоянии других людей и правильно расшифровывать их выразительные проявления, ребенок научается и адекватно на них реагировать. Работая над развитием эмоциональной сферы можно воздействовать и изменять в лучшую сторону жизненно важные для ребенка отношения с окружающими, углублять и расширять контакты с внешним миром.

Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционального развития ребенка лежит через искусство: художественную литературу, музыку, изобразительное искусство. С этой целью в работе над эмоциями можно использовать стихотворения, сказки, рассказы. Можно применять и различные иллюстрации к ситуациям из жизни людей, животных, явлений природы, что позволяет расширять представления ребенка о разнообразии окружающего мира. Предлагаются также разнообразные упражнения, игры, этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи.

Вот некоторые задания, направленные на развитие эмоциональной сферы. Эти задания можно использовать на занятии в качестве минутки отдыха, или в свободное время. В течение дня рекомендуется применять по одному заданию из каждой группы, чтобы дети не перегружались и сохраняли интерес к предлагаемым упражнениям. Задания служат ориентиром, примерным образцом для дальнейшей работы. Их можно дополнять, расширять и видоизменять, в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся

Радость
«Театр»
Пособие: материал для изготовления масок: белая бумага, краски, кисточки или набор цветной бумаги, ножницы, клей, веревочки для завязок.
На бумаге рисуют или приклеивают разноцветные маски (взрослый работает вместе с ребенком). Каждый участник примеряет себе любую маску и изображает эмоцию, зафиксированную на маске. Используются следующие маски: грустные – Пьеро, ослик Иа и т.д.; радостные – веселая девочка, зайка и т.д. (знакомые ребенку герои). Затем маски снимаются, все берутся за руки, улыбаются, весело двигаются, танцуют.

Печаль
"Остров плакс".
Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают плакать. При этом головы играющих детей должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – (3 – 5 минут). Благодаря этому упражнению происходит также насыщение крови кислородом.
Злость
1.«Сражение» 
Пособие: маленькие подушечки, наполненные ватином, синтепоном, которые могут изготовить родители или сами дети.
Взрослый начинает, тем самым как бы давая разрешение на подобные действия, снимает запрет на агрессию. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи «Ура!», «Победа!», стараясь попасть по нижним частям тела.
2. «Бокс» 
Пособие: подушки (сшитые так же).

Ребенку дают мягкую подушку. Он должен, усердно боксировать по ней руками и хорошенько ее побить. Ребенка хвалят: «Молодец!»
3. «Прогоняем злость» 

Играющие начинают боксировать в воздухе с невидимым противником, не попадая по соседу. Дети громко кричат: «Злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты. Затем, по команде взрослого, дети закрывают глаза, расслабляют руки, отдыхают. Взрослый заканчивает игру словами: «Вся злость ушла!».
Страх 
1. «Ванька - Встанька» 

Играющие (минимум): один взрослый и один ребенок

Ребенок приседает, наклоняет голову к коленям. Ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый становится позади, кладет руки на плечи сидящему ребенку, начинает медленно и плавно раскачивать его (назад и вперед), как Ваньку - Встаньку. Продолжительность упражнения индивидуальна

2. «Храбрец» 

Пособие: бумага, ножницы, карандаши

Взрослый предлагает ребенку сообща нарисовать то, что его пугает. Если ребенок самостоятельно не рисует, то рисует взрослый, а ребенок помогает и дорисовывает какие – либо детали (что он умеет). Затем взрослый предлагает ребенку ножницами разрезать свой «страх» на мелкие кусочки и помогает сделать это. Когда страх «рассыплется», взрослый показывает ребенку, что теперь его собрать уже невозможно. Потом кусочки рисунка они, вместе с ребенком, заворачивают в лист бумаги и выбрасывают в мусорное ведро. Теперь бояться нечего!

3. «Дерево» 

Взрослый предлагает ребенку игру: «Сильно надави пятками на пол, сожми кулачки. Ты — большое и крепкое дерево, ты – сильный и смелый!» 

4. «Сдержанность» 

В состоянии, когда ребенок взволнован, хочет ударить, что-то бросить, взрослый предлагает успокоиться: «Обними себя сильно руками и постой немного. Молодец, ты успокоился!». Для выражения эмоциональных состояний можно использовать различные этюды, при этом взрослый не читает содержание этюда детям, а эмоционально пересказывает предложенную ситуацию и предлагает им поочередно изобразить ее, подсказывая характерные выразительные движения.

Интерес
1. «Жучка принюхивается» 
Ситуация: Собака Жучка увидела косточку и застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились. Жучка с интересом смотрит на косточку и принюхивается.
2. «Машенька прислушивается» 
Ситуация: Машенька (из сказки «Три медведя») уснула на кроватке маленького медвежонка. В это время домой вернулись медведи. Машенька проснулась и прислушивается, о чем они говорят.
3. «Бабочка» 
Ситуация: Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большую красивую бабочку. Только протянула руки, чтобы прикрыть ее ладошками, а она крылышками замахала и улетела.
Печаль
1. «До встречи!» 
Ситуация: От вокзала отходит поезд, на котором бабушка уезжает в деревню. Девочка с мамой и папой провожают ее. Они машут ей поднятыми руками «До свидания! До встречи!».
2.«Потерял (а) варежку (ленточку из косы, брошку и т.д.)
Ситуация: Девочка приходит с прогулки домой печальная, она потеряла варежку (ленточку...)
Спокойствие.
«Тишина» 
Ситуация: Мама спит на диване. Дети играют с кубиками и строят дорогу. Играя, они показывают друг другу: «Тише!», прижимая пальчик к губам.
Радость
1. «Нежность» 
Ситуация: Девочка с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и трется головой о ее руки.
2. «Угощение» 
Ситуация: У мальчика – день рождения. Ему подарили коробку с конфетами. Он предлагает детям угоститься. Они берут по одной конфете и благодарят, кладут конфеты в рот. По их лицам видно, что угощение вкусное. Дети жуют и улыбаются.
3.«Неожиданная встреча» 
Ситуация: Дружили два мальчика. Летом они расстались: один мальчик остался в городе, а другой уехал с родителями в деревню. Скучно в городе без друга. Кончалось лето. Однажды, идя по улице, мальчик вдруг увидел, как из машины вышел его друг. Они очень обрадовались друг другу!
4. «Подарок»
Ситуация: Девочке подарили новую игрушку - мишку.
Она рада, весело скачет, кружится. Играет с мишкой.
Для понимания эмоционального состояния окружающих можно использовать следующие упражнения:
«Изображаем эмоции» 
Взрослый предлагает игру и просит ребенка: 
улыбнуться, как: мама - сыну; ребенок, получивший подарок.
позлиться, как: злая собака;
испугаться, как: ребенок, дотронувшийся до горячего утюга;

Для отработки понимания эмоциональных реакций других людей детям предлагается поучаствовать в отработке своих внешних (мимических и мышечных) проявлениях того или иного чувства. Для этого применимы задания следующего плана:

  • для тренировки мимики лица с целью усиления мышечного чувства лица взрослый предлагает детям:

  • Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить.

  • Нахмуриться (рассердиться), затем расслабить брови.

  • Расширить глаза (испугаться), затем расслабить веки, представив, что наступила ночь и хочется спать.

  • Расширить ноздри (вдохнуть, почувствовав какой – то запах; выдохнуть) – расслабиться.

  • Зажмуриться (ужас) – расслабить веки (ложная тревога).

  • Сузить глаза – расслабиться.

  • Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) – расслабиться.

  • Оскалить зубы – расслабить щеки и рот.

  • Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) – расслабление.

  • для отработки выразительных движений и развития умений распознавать эмоционально – выразительные движения, взрослый предлагает детям изобразить жестами слова:«Низкий», «высокий», «толстый», «тонкий», «я», «там», «здесь», «он» и т.п.или принять определенную позу:

  • «Мне холодно», «мне жарко», «У меня болит живот», «Я несу тяжелую сумку» и т.п.

Технология коррекционной работы с детьми с аутизмом включает и коррекцию психического развития, которое тесно связано с патологическим развитием их эмоциональной сферы и, как следствие этого, искажено. У детей наблюдается нарушение внимания, восприятия, мышления, памяти и речи. Присутствуют проблемы ориентировки в пространстве и времени, форме, величине, цвете предметов. Детям свойственна конкретность мышления и затрудненность переноса сформированного навыка из одной ситуации в другую. Умственное развитие часто ограничено «коридорами» стереотипов и не направлено на понимание причинно-следственных связей. Характерными признаками интеллектуального развития при аутизме можно считать: ограниченность, узость понимания, жесткость и механичность в восприятии, буквальность мышления, затрудненность символизации в игре и в быту. Вместе с тем нельзя отождествлять аутизм и интеллектуальное недоразвитие. Среди лиц с аутизмом есть те, кто заканчивает массовые школы и даже получает высшее образование, но есть и лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

При коррекции интеллектуального развития стремятся развивать способности детей к абстрагированию, углубляют их ориентировку в пространстве, временных категориях, форме, обучают навыкам счета, графическим навыкам. При этом прослеживается основной принцип обучения детей с аутизмом – постепенное усложнение деятельности с обязательной опорой на наглядность, задания просты, повторяются многократно в неизмененном виде. Параллельно проводятся занятия с широким сочетанием тактильно – мышечных и зрительных форм познания.

Так, возможно сочетание пальчиковой гимнастики и занятий по математике – «математика с руками», использование наглядного материала, выполненного из шероховатой бумаги, для обводки цифры рукой ребенка и т.п. 

Для коррекции психического развития ребенка с аутизмом стремятся вовлекать его в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, обязательно учитывая интересы и ориентируясь на его любимые виды деятельности. В играх применяют четкие правила, определенную строгую последовательность событий и действий, постепенно стремясь к переносу усвоенного в реальную действительность, развивая тем самым у детей мышление, память, внимание, восприятие и речь. 

Даются некоторые задания, направленные на коррекцию психического развития. Их можно дополнять, расширять и видоизменять, в зависимости от индивидуальных потребностей детей.

Задания на развитие активного внимания.
1. «По порядку»
И.п. - стоя по кругу. Затем дети по очереди делают следующие движения: первый – приседает и встает, второй – хлопает в ладоши, третий – подпрыгивает. Далее – по установленному порядку. Задание можно усложнять, вводя другие или дополняя движения.
2. «Стихии Земли»
И.п. - стоя по кругу. При слове ведущего «Земля» – всем нужно опустить руки вниз. Если ведущий говорит «Вода» - вытянуть руки вперед, если «Воздух» – поднять руки вверх, «Огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Тот, кто ошибется, считается проигравшим.
3. «Нос - ухо»
И.п. – сидя на своих местах. Ведущий дает команду «Ухо!» - дети должны взяться за свое ухо. По команде «Нос!» – за нос, «Щеки!» – за щеки и т.д. Ведущий выполняет задание вместе с детьми, но через некоторое время начинает «ошибаться». Дети при этом показывают те чести, которые называются ведущим и выполняют все правильно. Тот, кто ошибется, выходит из игры.
4. "Пчелка".
И.п. – стоя. Свободно вдохнуть. Затем на выдохе произнести звук "з-з-з". Представить, что пчелка села на нос, руку, ногу. Так дети учатся направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
Задания на развитие памяти.

«Запоминаем порядок»
И.п. – стоя друг за другом. Один ребенок – водящий. Он запоминает, в каком порядке стояли дети. Затем отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок.

«Обезьянка и зеркала»

И.п. – стоя по кругу. В центре круга стоит водящий. Он – обезьянка, которая увидела перед собой много зеркал. Обезьянка думает, что это другие обезьянки и начинает их дразнить. Она грозит им кулаком, прыгает, строит рожицы и т.д. Стоящие в кругу дети, изображающие зеркала, точно повторяют все движения обезьянки.

«Опиши по памяти»
И.п. – сидя на своих местах. Ведущий на короткое время показывает детям куклу (предмет), затем прячет ее, а дети по памяти описывают: какие у куклы волосы, в платье какого цвета она одета, были ли банты, туфли и т.п. Можно описывать по памяти одного из учеников класса
«Запоминаем буквы»
И.п. – сидя на своих местах. Ведущий в течение 2 – 3 секунд показывает детям лист бумаги, на котором в беспорядке написаны крупные буквы. Затем показывает лист с другими буквами. Задание – восстановить первое изображение на своих листочках бумаги.
Задания на развитие познавательных и творческих способностей.

«Зарядка» для ума.

В заданиях «Зарядка для ума» используются упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они помогают использовать как левое, так и правое полушария мозга одновременно и гармонично, что позволяет активизировать и улучшить "перекрестную" работу обоих полушарий. 

1. "Перекрестные прыжки".
И.п. – стоя. Прыгать на месте - правая нога вперед, левая назад, затем поменять ноги. Во время прыжков касаться левой рукой правого колена, затем правой рукой левого колена. При этом смотреть в противоположном направлении (правая нога вперед – смотреть влево и т.п.).
2. "Лежащие восьмерки".
И.п. – сидя за столом. Взять в правую руку карандаш и начертить на бумаге восьмерку (знак бесконечности), повторить это действие левой рукой. Затем чертить правой и левой руками одновременно.
3."На замке". 
И.п. – сидя на стуле. Положить левую лодыжку поверх правой. Скрестить руки на груди – левая рука поверх правой. Пальцы соединить в замок, переплетя их между собой, и положить их на грудь. Посидеть в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Затем разъединить ноги, сомкнуть кончики пальцев между собой и подышать глубоко тоже в течение минуты. 

  • В рамках технологии коррекционной работы с аутичными детьми осуществляется здоровьесберегающее обучение. При этом учитывается то, что оздоровление – это не только совокупность лечебно-профилактических мер, но и развитие или расширения психофизиологических возможностей ребенка. В основе работы находится индивидуализированный подход, рассматривающий каждого ребенка как личность, обладающую возможностями самосовершенствования.

Здоровьесберегающее обучение опирается на оптимально гуманные факторы образовательной среды, необходимые для сохранения психофизического здоровья детей. К ним относятся:
- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);
- методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
- психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);
- санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т.д.);
- двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);
- рациональное питание (меню и режим питания);
- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.

К педагогу, как участнику технологического процесса, предъявляются определенные требования. Именно педагог отвечает за сохранение психофизического здоровья детей в норме. Педагог повышает устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей, направляет свое внимание на внутренние ощущения детей, понимая их, умеет различными приемами (играми, упражнениями) преодолевать усталость, уныние, неудовлетворенность учащихся. 

В рамках здоровьесберегающего обучения предполагается обучать детей приемам саморасслабления, повышать их самооценку, развивать потенциальные возможности в разрешении внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. Для этого используются упражнения на снятие психомышечного напряжения и обучение приемам саморасслабления, а также задания, служащие профилактикой различных заболеваний (близорукости, сколиоза, простудных заболеваний и др.). Способность аутичного ребенка к произвольному расслаблению (релаксации), как один из компонентов умения управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредотачиваться на высказываниях собеседника, предполагает работу по следующим направлениям:


  • осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

  • снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений;

  • погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

При обучении детей релаксации можно использовать релаксационную музыку с записью природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада и др.

При выполнении заданий, направленных на профилактику различных заболеваний, тренируются (напрягаются и расслабляются) отдельные группы мышц – рук, ног, туловища, шеи, а также верхние дыхательные пути. После проделанных упражнений на напряжение – расслабление с детьми рекомендуется проводить обсуждение того, что они чувствовали, какие испытывали ощущения. Так детям предоставляется возможность почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением, спокойным состоянием, необходимым для хорошего самочувствия.

Воспроизводим примерные варианты заданий, которые можно видоизменять или дополнять:
по обучению навыкам расслабления:

  1. "Воздушный шар"
    Взрослый имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Ребенок представляет себя воздушными шаром, которые надувается воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела, и шар лопается. Ребенок медленно расслабляет мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускается на пол.

  1. "Шалтай-Болтай".
    И.п. – стоя, в расслабленном состоянии. Руки свободно свисают. Затем, под текст стихотворения о Шалтае – Болтае (или любого другого), делать повороты. При этом руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Повторить 3 раза
    3. «Стряхни усталость» 
    И.п. – стоя, широко расставив ноги. Затем слегка наклониться, свободно опустить руки, склонить голову к груди. В таком положении слегка покачиваться вперед и назад. 

    Затем взрослый дает ребенку команду: «А сейчас стряхни усталость! Встряхни руками и наклони голову. Повтори еще раз. Усталость ушла!»

    Снятие психомышечного напряжения и улучшение осанки

  1. "Моя осанка".
    И.п. – стоя. Спина плотно прижата к стене, стопы сомкнуты, живот втянут, голова касается стены, глаза закрыты. Затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут (укрепление мышц спины и брюшного пресса). Повторить 3 - 4 раза.

  1. "Птица"
    И.п. – стоя. Подышать спокойно. Затем наклон вперед, ноги не сгибать, голова вперед, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронить голову, руки расслабленно бросить вниз, они висят свободно (5-6 секунд). Повторить 4 раза.

  1. "Кто там?"
    И.п. - Сидя на стуле правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Затем обеими руками взяться за спинку стула и повернувшись влево до предела, спросить: "Кто там?". Вернуться в исходное положение, расслабиться (при этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника). Затем, сев правым боком, повторить поворот в правую сторону. Повторить 4 раза. Это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины.


  1. "Зима - лето". 
    Представить себе, что подул холодный северный ветер и съежиться в комочек. Затем выглянуло летнее солнышко, можно позагорать, расслабиться, обмахиваться платочками или веерами (2 – 3 раза). Так происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

  1. "Позвоночник отдыхает".
    И.п. - сидя в позе "кучера", руки вытянуты вперед. Затем расслабиться, глубокий вдох, задержать дыхание на 20 – 30 секунд, а выдох направлять на разные участки тела. Повторить 3 – 4 раза.

  1. «Растяжка»
    Потягиваться за руками вверх, в стороны, наклоняясь вперед и назад. Эти и другие упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении.

    Задания для отдыха глаз:

    1.«Вращение»
    Вращать зрачки влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Затем крепко зажмурить глаза на 10 – 20 секунд. Расслабить мышцы, глаза открыть. Массажировать глазные веки подушечками пальцев.
    2. «Расслабление»
    Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение, расслабление)

  1. «Отдых йога»
    Смотреть на одну точку с расстояния 5 метров в течение 10-20 секунд. Задание для профилактики близорукости:


  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5 – 6 раз.
    2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

    3. И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в И.п. Повторить 5 – 6 раз.
    4. И.п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на любой объект 2 –3 секунды, поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взор на кончик среднего пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руку. Повторить 5 – 6 раз.
    И.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4 – 5 раз.

    Задания для рук:


  1. "Укрепляем мышцы".
    И.п. – стоя. Вытянуть руки вперед и сделать вращательные движения с напряжением. Затем свободно уронить руки, отдохнуть. Имитировать подъем тяжестей и своей большой силы. Затем снова расслабиться. Повторить 4 раза.


  1. "Гимнастика руки".
    И.п. – стоя. Вытянуть правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохнуть воздух через сомкнутые губы. Взять вытянутую правую руку левой рукой и двигать ее вперед, назад, к себе, от себя. Повторить упражнение с левой рукой.

    Задания для ног:

  1. "Тренируем ноги".
    И.п. – стоя. С напряжением подняться на носки (на 6 - 8 секунд), затем расслабиться и опуститься на пятки. Повторить 5-8 раз.

  1. «Надень чулки».
    И.п. – сидя на стуле. Положить стопу левой ноги на колено правой ноги. Покачать стопой левой ноги 8 – 10 раз, затем поглаживающими движениями растереть ногу. Провести ладонями по левой ноге снизу вверх, как бы надевая "чулки", затем сверху вниз и сбросить с ноги энергию, сконцентрированную в руках. Повторить упражнение с правой ногой.

  1. "Скольжение".
    И.п. – сидя на стуле. Скрестить ноги в лодыжках, колени расслаблены. Наклониться вперед, руки плавно опустить вниз – выдох; выпрямиться, поднимая руки – вдох. Повторить упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторить упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую). 

  1. "Сгибаем стопы". 
    И.п. – сидя на стуле. Положить левую ногу на правое колено. Массировать левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивая и одновременно сгибая ступню к себе и от себя. Повторить упражнение с правой ногой.

    «Профилактика простудных заболеваний».


И.п. – сидя или стоя, руками плотно придерживая голову. Вращать головой влево, вправо, вверх, вниз, преодолевая сопротивление своих рук и укрепляя таким образом мышцы шеи. Поглаживать и слегка похлопывать шею и воротниковую зону.
5."Буратино" 
Рисование носом, с целью проработки шейных отделов позвоночника тоже может оказывать профилактическое воздействие на организм.
Задания для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, дыхательная и звуковая гимнастика.

1. «Укрепляем мышцы гортани»

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

  1. «Грелка»
    И.п. – сидя. Прогревать горло наложением одной руки на горло, другой - на солнечное сплетение.

  1. «Дышим животом»
    И.п. – стоя, положив руку на область живота. Выдохнуть весь воздух короткими маленькими струйками. Сделать медленный глубокий вдох. Рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторить выдох, и при этом прогнуть спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие. Упражнение рекомендуется выполнять перед обедом для того, чтобы расслабиться и лучше переваривать пищу. 



  1. «Учимся дышать через нос»

  • Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта
    левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

  • Сделать 8 – 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

  • Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки м – м – м – м", одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

  • Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть "г – м – м – м – м", на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

  • Энергично произносить п – б". Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

  • Энергично произносить "т – д". Упражнение служит для укрепления мышц языка.

  • Высунуть язык, энергично произносить "к – г", "н – г". Укрепляются мышцы полости глотки.

  1. "Пароход гудит". 
    Через нос с шумом дети набирают воздух. Задержав дыхание на 1 – 2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком "у" (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в определенном темпе: вдох короткий - задержка дыхания - выдох длинный.

  1. "Самолет".
    Дети – самолеты "летают" со звуком "у". При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

    7 .Упрямый ослик".

    Дети разбиваются на команды "осликов" и "погонщиков". "Ослики" весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти. "Погонщики" уговаривают "осликов", но те начинают кричать "И-а". Затем команды меняются ролями.

    Для формирования положительной самооценки могут быть использованы следующие упражнения:

    1. «Как тебя зовут?». 

    Спросить ребенка, нравится ли ему его имя или не нравится. Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он бы хотел иметь, или оставить свое. Выяснить, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому.

    Эта игра дает дополнительную информацию о самооценке ребенка. Часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или неосознанно хочет быть лучше, чем он есть сейчас.