СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся»

Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся Учитель начальных классов Чумакова Валентина Михайловна

Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся

Учитель начальных классов

Чумакова Валентина Михайловна

А к т у а л ь н о с т ь В наш информационный век проблема чтения становится государственной. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели значительно превосходят «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Россия также теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы.

А к т у а л ь н о с т ь

  • В наш информационный век проблема чтения становится государственной.
  • Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели значительно превосходят «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии.
  • Россия также теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы.
 А к т у а л ь н о с т ь 90 процентов людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы.  Телевизор и компьютер отодвигает привычку читать на второй план.

А к т у а л ь н о с т ь

  • 90 процентов людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы.

  • Телевизор и компьютер отодвигает привычку читать на второй план.

«Библиотекари отмечают, что чтение ребенка сегодня - это ...»  - Чтение «из-под палки» - 20%; - Только выполнение домашнего задания - 50%; - Случайный процесс, время от времени имеющий место - 15%; - И только 15% родителей ответили, что для их детей сегодня чтение является удовольствием.

«Библиотекари отмечают, что чтение ребенка сегодня - это ...»

  • - Чтение «из-под палки» - 20%;
  • - Только выполнение домашнего задания - 50%;
  • - Случайный процесс, время от времени имеющий место - 15%;
  • - И только 15% родителей ответили, что для их детей сегодня чтение является удовольствием.

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В.А.Сухомлинский

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В.А.Сухомлинский

А что же такое читательская грамотность? Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

А что же такое читательская грамотность?

  • Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Экгардт Р.Н.     Книга для обучения  детей быстрому чтению   читаем хорошо запоминаем  развиваемся
  • Экгардт Р.Н.

Книга для обучения

детей быстрому чтению

читаем

хорошо запоминаем

развиваемся

ба бе ва би га ве бо да ви ге бу жа ги де во бы ди же ву го за бэ вы жи гу ка зе до бю ла ду зи гы вэ ке жо бя зо ма ки ле жу ды гэ вю дэ зу ме гю вя ко ли на па ми ло не дю гя ку зы дя зэ пе мо ни ра лу кы са но лы му пи ре кэ зю се по та кю ну лэ зя мы ри ро фа мэ ны пу кя си лю те фе ха ти со ру ля мю пы нэ хе пэ то су ры фи ца мя ню хи ча фо це ту рэ ня сы пю хо ци ша рю сэ фу че ты пя цо ху ше ря чи фы сю тэ цу ши чо фэ хы тю ся хэ цы фю тя шо хю цэ фя хя цю ця

ба

бе

ва

би

га

ве

бо

да

ви

ге

бу

жа

ги

де

во

бы

ди

же

ву

го

за

бэ

вы

жи

гу

ка

зе

до

бю

ла

ду

зи

гы

вэ

ке

жо

бя

зо

ма

ки

ле

жу

ды

гэ

вю

дэ

зу

ме

гю

вя

ко

ли

на

па

ми

ло

не

дю

гя

ку

зы

дя

зэ

пе

мо

ни

ра

лу

кы

са

но

лы

му

пи

ре

кэ

зю

се

по

та

кю

ну

лэ

зя

мы

ри

ро

фа

мэ

ны

пу

кя

си

лю

те

фе

ха

ти

со

ру

ля

мю

пы

нэ

хе

пэ

то

су

ры

фи

ца

мя

ню

хи

ча

фо

це

ту

рэ

ня

сы

пю

хо

ци

ша

рю

сэ

фу

че

ты

пя

цо

ху

ше

ря

чи

фы

сю

тэ

цу

ши

чо

фэ

хы

тю

ся

хэ

цы

фю

тя

шо

хю

цэ

фя

хя

цю

ця

аба абе ава аби а га аве або ада ави are абу ажа аде аги аво абы аже аву аза а го ади абэ авы адо ажи агу азе ака абю ази ажо аду авэ аке агы ала абя азо аки але ады ажу ама авю агэ азу а ко али авя ана аме адэ агю агя азы ане ами апа адю ало аку апе ани амо азэ адя алу акы ано акэ алы апи аму азю апо ану азя алэ амы акю any алю амэ аны акя анэ апы амю аля апэ амя аню аня апю апя

аба

абе

ава

аби

а га

аве

або

ада

ави

are

абу

ажа

аде

аги

аво

абы

аже

аву

аза

а го

ади

абэ

авы

адо

ажи

агу

азе

ака

абю

ази

ажо

аду

авэ

аке

агы

ала

абя

азо

аки

але

ады

ажу

ама

авю

агэ

азу

а ко

али

авя

ана

аме

адэ

агю

агя

азы

ане

ами

апа

адю

ало

аку

апе

ани

амо

азэ

адя

алу

акы

ано

акэ

алы

апи

аму

азю

апо

ану

азя

алэ

амы

акю

any

алю

амэ

аны

акя

анэ

апы

амю

аля

апэ

амя

аню

аня

апю

апя

Найдите названия 14 животных, которые спрятались  в этой таблице ( читать только в строчку).   К Ш О Н П Л И Д Б Т С Г О У Ш А З У Ж К Л Е В О С Ю М Н Ч К Ь С Ш У В Ф К П О Щ Ж К Х Н Ь Ъ Р Н О Ф Б У Б А Х Н А Н В Ч В О Ь Т Щ Ы Г Ч А К О И Ф Р К А И У Ж У Р Р Н Ы С П К С А Л Я Б У Ь Р Д Т К К Р З У А С Б К С С В К Р Ф К Ю У Ц Ю Т И Р Ю З Б У Л О П З А В Т Ф Т Ю Я Д Р Р Ъ Т З Ф Н Т Е К А М О М М М В Ы Т Д С Я У Ш Т Ц В Р Д И Ь У А Р У Г В О З С Р Н К Я

Найдите названия 14 животных, которые спрятались в этой таблице ( читать только в строчку).

К

Ш

О

Н

П

Л

И

Д

Б

Т

С

Г

О

У

Ш

А

З

У

Ж

К

Л

Е

В

О

С

Ю

М

Н

Ч

К

Ь

С

Ш

У

В

Ф

К

П

О

Щ

Ж

К

Х

Н

Ь

Ъ

Р

Н

О

Ф

Б

У

Б

А

Х

Н

А

Н

В

Ч

В

О

Ь

Т

Щ

Ы

Г

Ч

А

К

О

И

Ф

Р

К

А

И

У

Ж

У

Р

Р

Н

Ы

С

П

К

С

А

Л

Я

Б

У

Ь

Р

Д

Т

К

К

Р

З

У

А

С

Б

К

С

С

В

К

Р

Ф

К

Ю

У

Ц

Ю

Т

И

Р

Ю

З

Б

У

Л

О

П

З

А

В

Т

Ф

Т

Ю

Я

Д

Р

Р

Ъ

Т

З

Ф

Н

Т

Е

К

А

М

О

М

М

М

В

Ы

Т

Д

С

Я

У

Ш

Т

Ц

В

Р

Д

И

Ь

У

А

Р

У

Г

В

О

З

С

Р

Н

К

Я

 решаем анаграммы; влага глава кабан банка ласка скала  предполагаю наперед содержание рассказа, например по серии иллюстраций к нему .

решаем анаграммы;

влага

глава

кабан

банка

ласка

скала

предполагаю наперед содержание рассказа, например по серии иллюстраций к нему .

 1 этап. Работа с текстом до чтения  Цель: Вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста Приемы: 1. Отсроченная отгадка 2.Ассоциации 3.Обращение к жизненному опыту 4. Ассоциативный куст 5. «Дерево предсказаний» 6. Верите ли вы? 7. Чтение фамилии автора, название текста; 8. Чтение выделенных слов; 9. Рассматривание иллюстраций; 10. Высказывание предположений о теме, содержании текста

1 этап.

Работа с текстом до чтения

Цель: Вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста

Приемы:

1. Отсроченная отгадка

2.Ассоциации

3.Обращение к жизненному опыту

4. Ассоциативный куст

5. «Дерево предсказаний»

6. Верите ли вы?

7. Чтение фамилии автора, название текста;

8. Чтение выделенных слов;

9. Рассматривание иллюстраций;

10. Высказывание предположений о теме, содержании текста

    2этап Работа с текстом во время чтения Цель  Обеспечить полноценное восприятие текста . Приемы:   1.Читаем и спрашиваем.  2.Составление вопросного плана.  4. Диалог с автором.  5. Чтение про себя с вопросами  6.Работа с ключевыми словами.  7. Чтение текста по частям с комментированием;  8. Работа с малознакомыми, непонятными словами;  9.Выборочное чтение;  10. Беседа по содержанию;  11. Сравнение содержания текста со своим предположением.  12.Кластер.

2этап

Работа с текстом во время чтения

Цель Обеспечить полноценное восприятие текста .

Приемы: 1.Читаем и спрашиваем.

2.Составление вопросного плана.

4. Диалог с автором.

5. Чтение про себя с вопросами

6.Работа с ключевыми словами.

7. Чтение текста по частям с комментированием;

8. Работа с малознакомыми, непонятными словами;

9.Выборочное чтение;

10. Беседа по содержанию;

11. Сравнение содержания текста со своим предположением.

12.Кластер.

3 этап  Работа с текстом после чтения  . Цель  Обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла  постановка проблемного вопроса к тексту;  повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;  высказывание и аргументация отношения к прочитанному;  характеристика событий, места действия, поступков героев;  выполнение творческих заданий учащимися.

3 этап Работа с текстом после чтения .

Цель Обеспечить углубленное восприятие и понимание текста на уровне смысла

  • постановка проблемного вопроса к тексту;
  • повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям;
  • высказывание и аргументация отношения к прочитанному;
  • характеристика событий, места действия, поступков героев;
  • выполнение творческих заданий учащимися.
Прочитай слова без лишнего слога  тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант

Прочитай слова без лишнего слога

  • тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант
Читай только первые слоги. Какие слова получились? канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень

Читай только первые слоги. Какие слова получились?

  • канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень
В каждой строчке найди 5 слов  ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ

В каждой строчке найди 5 слов

  • ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ
Прочитай слова, вернув гласные буквы на место  слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш мрт бгж тркн пргрф зкз срй клсс крнвл пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт

Прочитай слова, вернув гласные буквы на место

  • слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш мрт бгж тркн пргрф зкз срй клсс крнвл пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт
Прочитай поговорку правильно  Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь. У короткого языка – длинный ум. Без пирога теста не испечёшь. Что написано топором, не вырубишь пером. Птичке клетка дороже золотой ветки .

Прочитай поговорку правильно

  • Труд портит, а лень - кормит.
  • За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
  • Один раз отмерь – семь раз отрежь.
  • У короткого языка – длинный ум.
  • Без пирога теста не испечёшь.
  • Что написано топором, не вырубишь пером.
  • Птичке клетка дороже золотой ветки .