СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы развития естественнонаучной грамотности на разных этапах урока биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы развития естественнонаучной грамотности на разных этапах урока биологии

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы развития естественнонаучной грамотности на разных этапах урока биологии»

Методы и приёмы формирования естественнонаучной грамотности на разных этапах урока биологии   Учитель биологии МОУ Некоузской СОШ:  Семенова Л.В.   С. Новый Некоуз 2025 г.

Методы и приёмы формирования естественнонаучной грамотности на разных этапах урока биологии

Учитель биологии

МОУ Некоузской СОШ:

Семенова Л.В.

С. Новый Некоуз

2025 г.

Ян Амос Коменский:  «Для жизни, а не для школы мы учимся»

Ян Амос Коменский: «Для жизни, а не для школы мы учимся»

Технологии для формирования и развития ЕНГ на уроках биологии: - смысловое чтение; - технологию проблемного обучения; - технологию развития критического мышления; - ИКТ; - проектно-исследовательская деятельность; кейс-технологии.

Технологии для формирования и развития ЕНГ на уроках биологии:

- смысловое чтение;

- технологию проблемного обучения;

- технологию развития критического мышления;

- ИКТ;

- проектно-исследовательская деятельность;

  • кейс-технологии.

Классификация методов активного обучения  Методы активного обучения: Неимитационные Имитационные   Неигровые Проблемное обучение.  Лабораторная работа.  Практическое занятие.  Эвристическая лекция,  Тематическая дискуссия.  Программированное обучение.  Научно-практическая конференция. Анализ конкретных ситуаций.  Имитационное упражнение.  Действия по инструкции.  Разбор документации. Игровые Деловая игра.  Разыгрывание ролей.  Игровое проектирование.

Классификация методов активного обучения

Методы активного обучения:

Неимитационные

Имитационные

 

Неигровые

Проблемное обучение. Лабораторная работа. Практическое занятие. Эвристическая лекция, Тематическая дискуссия. Программированное обучение. Научно-практическая конференция.

Анализ конкретных ситуаций. Имитационное упражнение. Действия по инструкции. Разбор документации.

Игровые

Деловая игра. Разыгрывание ролей. Игровое проектирование.

Мотивационно-целевой этап

Мотивационно-целевой этап

«Как вы считаете, какой вывод мог сделать учёный из проведённого опыта? Каково ваше мнение, за счёт чего саженец превратился в дерево?»

«Как вы считаете, какой вывод мог сделать учёный из проведённого опыта? Каково ваше мнение, за счёт чего саженец превратился в дерево?»

Примеры:

Примеры:

Ботаник: Здравствуйте, дорогой друг, вот сегодня нашел удивительный организм в лесу , очень странный, но я думаю, что это растение. Зоолог. Да что вы батенька, он же совсем не зеленый, а значит, в нем нет хлоропластов. Какое же это растение? Ботаник. Ну не все же растения зеленые, а потом он растет из земли, да и неподвижен. Похоже, что какое-то необычное растение. Зоолог: А может это животное. Раз нет хлоропластов, значит, будет питаться как животное. А что неподвижен, ведь есть же неподвижные животные. Ботаник . Да, сложный вопрос, надо подумать. Зоолог: Надо подумать.

Ботаник: Здравствуйте, дорогой друг, вот сегодня нашел удивительный организм в лесу , очень странный, но я думаю, что это растение.

Зоолог. Да что вы батенька, он же совсем не зеленый, а значит, в нем нет хлоропластов. Какое же это растение?

Ботаник. Ну не все же растения зеленые, а потом он растет из земли, да и неподвижен. Похоже, что какое-то необычное растение.

Зоолог: А может это животное. Раз нет хлоропластов, значит, будет питаться как животное. А что неподвижен, ведь есть же неподвижные животные.

Ботаник . Да, сложный вопрос, надо подумать.

Зоолог: Надо подумать.

Этап актуализации  опорных знаний

Этап актуализации опорных знаний

Приём «Тонкие и толстые вопросы» Толстые? Тонкие?     Дайте 3 объяснения, почему...?     Объясните, почему...?     Почему Вы думаете ...?     Почему Вы считаете ...?     В чем различие ...?     Предположите, что будет, если... ?           Кто ?     Что ?     Когда ?     Может ..?     Будет ...?     Мог ли ... ?     Как звать ...?     Было ли ...?     Согласны ли Вы ...?     Верно ли ...?

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Толстые?

Тонкие?

    Дайте 3 объяснения, почему...?    Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    Почему Вы считаете ...?    В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?    

     Кто ?    Что ?    Когда ?    Может ..?    Будет ...?    Мог ли ... ?    Как звать ...?    Было ли ...?    Согласны ли Вы ...?    Верно ли ...?

Прием «Задание со сменой установки» вакуоль, хлоропласт, ядро, оболочка

Прием «Задание со сменой установки»

вакуоль, хлоропласт, ядро, оболочка

Прием «Задание со сменой установки» вакуоль, хлоропласт, ядро, оболочка В клетках мякоти арбуза самое большое пространство занимает органоид, записанный четвертым?  Второй органоид может менять цвет? 3. Все органоиды – существительные женского рода? 4.  Первый органоид является носителем наследственной информации ?

Прием «Задание со сменой установки»

вакуоль, хлоропласт, ядро, оболочка

  • В клетках мякоти арбуза самое большое пространство занимает органоид, записанный четвертым?
  • Второй органоид может менять цвет?

3. Все органоиды – существительные женского рода?

4. Первый органоид является носителем наследственной информации ?

Да или Нет Рак имеет твердый хитиновый покров Раки дышат с помощью легких Ракообразные имеют деление тела на голову, грудь и брюшко С помощью ходильных ног рак передвигается по дну Усики рака – органы обоняния и осязания Раки являются раздельнополыми животными Брюшко рака не несет конечностей Органы выделения у рака – почки (зелёные железы) Самки рака вынашивают яйца на ходильных ножках  Раки – растительноядные Кровеносная система рака незамкнутая Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы Раки являются «санитарами» водоемов Брюшко рака состоит из 10-и члеников Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи

Да или Нет

  • Рак имеет твердый хитиновый покров
  • Раки дышат с помощью легких
  • Ракообразные имеют деление тела на голову, грудь и брюшко
  • С помощью ходильных ног рак передвигается по дну
  • Усики рака – органы обоняния и осязания
  • Раки являются раздельнополыми животными
  • Брюшко рака не несет конечностей
  • Органы выделения у рака – почки (зелёные железы)
  • Самки рака вынашивают яйца на ходильных ножках
  • Раки – растительноядные
  • Кровеносная система рака незамкнутая
  • Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы
  • Раки являются «санитарами» водоемов
  • Брюшко рака состоит из 10-и члеников
  • Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи
Вставь слово в предложение 1.Амеба размножается…………..путем. 2.За сутки деление амебы происходит…………раз. 3.В неблагоприятных условиях амеба образует…………. 4 …. служит для перенесения неблагоприятных условий и для………………амебы. 5.В состоянии … амеба переживает повышенные и пониженные температуры, а так же ………………..водоема

Вставь слово в предложение

  • 1.Амеба размножается…………..путем.
  • 2.За сутки деление амебы происходит…………раз.
  • 3.В неблагоприятных условиях амеба образует………….
  • 4 …. служит для перенесения неблагоприятных условий и для………………амебы.
  • 5.В состоянии … амеба переживает повышенные и пониженные температуры, а так же ………………..водоема
ЧЕРВИ Тип ______ _____________ Аскарида Дождевой червь

ЧЕРВИ

Тип

______

_____________

Аскарида

Дождевой червь

ЧЕРВИ Тип Тип Тип Плоские черви Круглые черви Кольчатые черви Печёночный сосальщик Аскарида Дождевой червь

ЧЕРВИ

Тип

Тип

Тип

Плоские черви

Круглые черви

Кольчатые черви

Печёночный сосальщик

Аскарида

Дождевой червь

Этап первичного усвоения новых знаний

Этап первичного усвоения новых знаний

Приём «Сконструируй определение»   Учащимся предлагается самим сформулировать определение, используя информацию из нескольких предложений текста или абзацев.   При этом нужно выбрать из текста слова, имеющие главную смысловую нагрузку, и удалить те, без которых предложение не потеряет смысл. Определение должно получиться кратким и точным. 

Приём «Сконструируй определение» 

Учащимся предлагается самим сформулировать определение, используя информацию из нескольких предложений текста или абзацев.  

При этом нужно выбрать из текста слова, имеющие главную смысловую нагрузку, и удалить те, без которых предложение не потеряет смысл. Определение должно получиться кратким и точным. 

Прием «Бег ассоциаций»  Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации   Селекция

Прием «Бег ассоциаций» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации Селекция

Прием «Весы»  Прошу учащихся «взвесить на весах» роль человека в жизни природы. Учащиеся устно или письменно «наполняют» чаши весов информацией: какую – отрицательную или положительную – роль играет человек в жизни природы.

Прием «Весы»

Прошу учащихся «взвесить на весах» роль человека в жизни природы. Учащиеся устно или письменно «наполняют» чаши весов информацией: какую – отрицательную или положительную – роль играет человек в жизни природы.

Приём  «Создай паспорт» Создать краткое описание растения, животного, органа или биологического процесса. Например. Создай паспорт сердца: - какой системе органов относится; -месторасположение; -масса; -форма; -количество слоев в стенках; -количество камер; -название камер; -какие клапаны и где располагаются; -как осуществляется регуляция деятельности; -этапы сердечного цикла, их длительность и последовательность; т.д.

Приём «Создай паспорт»

Создать краткое описание растения, животного, органа

или биологического процесса.

Например.

Создай паспорт сердца:

- какой системе органов относится;

-месторасположение;

-масса;

-форма;

-количество слоев в стенках;

-количество камер;

-название камер;

-какие клапаны и где располагаются;

-как осуществляется регуляция деятельности;

-этапы сердечного цикла, их длительность и последовательность; т.д.

Прием «Таблица верных и неверных утверждений» Утверждения + Сходные классы объединяют в семейство Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива - Бинарная номенклатура была введена в науку К.Линнеем Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса : Однодольные и Двудольные Нельзя определить, к какому классу относится растение, используя только один признак

Прием «Таблица верных и неверных

утверждений»

Утверждения

+

Сходные классы объединяют в семейство

Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива

-

Бинарная номенклатура была введена в науку К.Линнеем

Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса : Однодольные и Двудольные

Нельзя определить, к какому классу относится растение, используя только один признак

Прием «Т-таблица». Если на уроке изучаются два или несколько похожих объекта, можно использовать данный прием. Отличительные признаки Земноводных Общие признаки Отличительные признаки Пресмыкающихся

Прием «Т-таблица». Если на уроке изучаются два или несколько похожих объекта, можно использовать данный прием.

Отличительные признаки Земноводных

Общие признаки

Отличительные признаки Пресмыкающихся

Общее Тип Круглые черви  ОТЛИЧИЯ Тип Плоские черви  ОТЛИЧИЯ Тип Кольчатые черви  ОТЛИЧИЯ

Общее

Тип Круглые черви

ОТЛИЧИЯ

Тип Плоские черви

ОТЛИЧИЯ

Тип Кольчатые черви

ОТЛИЧИЯ

Объясните механизм продвижения пищи по пищеводу

Объясните механизм продвижения пищи по пищеводу

Сегменты На границе биологии и техники возникла бионика. Человек, изучив особенности строения кольчатых червей, использовал эти знания. Так, морские корабли и подводные лодки имеют внутренние герметические перегородки. Если борт пробит, то вода, хлынувшая в пробоину, заливает только один повреждённый отсек. Остальные отсеки, не залитые водой, сохраняют плавучесть повреждённого корабля. Каково значение сегментации тела в жизни кольчатых червей?

Сегменты

На границе биологии и техники возникла бионика. Человек, изучив особенности строения кольчатых червей, использовал эти знания. Так, морские корабли и подводные лодки имеют внутренние герметические перегородки. Если борт пробит, то вода, хлынувшая в пробоину, заливает только один повреждённый отсек. Остальные отсеки, не залитые водой, сохраняют плавучесть повреждённого корабля. Каково значение сегментации тела в жизни кольчатых червей?

Учёные подсчитали, что общая длина ходов дождевых червей на 1 м.кв. поверхности земли нередко превышает 1 км, а в отдельных случаях достигает 8 км. На основании приведённых фактов объясните влияние деятельности дождевых червей на особенности почвы.    

Учёные подсчитали, что общая длина ходов дождевых червей на 1 м.кв. поверхности земли нередко превышает 1 км, а в отдельных случаях достигает 8 км. На основании приведённых фактов объясните влияние деятельности дождевых червей на особенности почвы.

 

 

Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.  Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.   1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

Известно, что пшеница  — травянистое однолетнее растение  — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1)  Однолетнее травянистое растение 30−150 см высотой.2)  Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °C.3)  По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га  — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза  — 177,4 млн га, на третьем рис  — 163,2 млн га).4)  Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.5)  Соцветие пшеницы  — сложный колос.6)  Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.

Растение Результат наблюдения Зёрна пшеницы Клубень картофеля Вывод о содержании органических веществ Семена подсрлнечника Общий вывод о том, каков химический состав растений?

Растение

Результат наблюдения

Зёрна пшеницы

Клубень картофеля

Вывод о содержании органических веществ

Семена подсрлнечника

Общий вывод о том,

каков химический состав растений?

Распознавание цели исследования

  • Мы привыкли, что вода испаряется с поверхности водоёмов. Но оказывается, что испарять

воду могут и растения. Увидеть это можно в следующем опыте.

  • Возьмём три прозрачных пробирки и нальём в них одинаковое количество воды. В одну из этих пробирок поставим ветку с листьями. В две пробирки нальём растительного масла по одной ложке на поверхность воды. На пробирку с растением наденем прозрачный полиэтиленовый пакет и плотно закрепим его на пробирке. Поставим пробирки на неделю на подоконник.
  • Через неделю можно увидеть, что уровень воды в пробирке, где находилась ветка с листьями, значительно понизился, тогда как в другой пробирке с маслом на поверхности уровень воды практически не изменился. В первой пробирке вода также испарялась, но с поверхности, так как там не было масла.
  • Вопрос: 1. Зачем мы налили на поверхность воды в две пробирки растительное масло?
  • Вопрос: 2. Вы знаете, что любой опыт состоит из экспериментальной и контрольной группы. В какой пробирке представлен контрольный уровень жидкости? Что демонстрирует уровень воды в первой пробирке? Объясните, почему вы так решили.
Построение логических рассуждений, умозаключений  На спиленной сосне было замечено, что годичные слои представляют собой не кольца, а овальные фигуры, вытянутые фигуры, вытянутые в одну сторону. Вопрос: Где росла эта сосна: в лесу среди деревьев, на открытом месте или на опушке леса?

Построение логических рассуждений, умозаключений

  • На спиленной сосне было замечено, что годичные слои представляют собой не кольца, а овальные фигуры, вытянутые фигуры, вытянутые в одну сторону.
  • Вопрос: Где росла эта сосна: в лесу среди деревьев, на открытом месте или на опушке леса?
Докажите Рассмотрите на рисунке строение яйца пресмыкающихся, докажите, что оно обеспечивает условия, необходимые для развития зародыша в наземно-воздушной среде

Докажите

  • Рассмотрите на рисунке строение яйца пресмыкающихся, докажите, что оно обеспечивает условия, необходимые для развития зародыша в наземно-воздушной среде
Предположите Сделайте предположение, чем, на ваш взгляд, можно объяснить особенности строения клеток разных тканей растений?

Предположите

  • Сделайте предположение, чем, на ваш взгляд, можно объяснить особенности строения клеток разных тканей растений?
Обоснуйте Зависит ли жизнедеятельность всего растения от жизнедеятельности клеток? Обоснуйте своё мнение.

Обоснуйте

  • Зависит ли жизнедеятельность всего растения от жизнедеятельности клеток? Обоснуйте своё мнение.
Сформулируйте свою точку зрения Сформулируйте свою точку зрения о мерах, необходимых для охраны млекопитающих в вашем регионе

Сформулируйте свою точку зрения

  • Сформулируйте свою точку зрения о мерах, необходимых для охраны млекопитающих в вашем регионе
Первичная проверка понимания и закрепление

Первичная проверка понимания и закрепление

Примеры:

Примеры:

Знакома ли вам такая ситуация?  Представьте, что вам нужно убедить этого мальчика в том, что так себя вести во время приёма пищи нельзя.  Какие аргументы с точки зрения физиологии питания можно привести в данном случае?

Знакома ли вам такая ситуация? Представьте, что вам нужно убедить этого мальчика в том, что так себя вести во время приёма пищи нельзя. Какие аргументы с точки зрения физиологии питания можно привести в данном случае?

У пациента наблюдается конъюнктивит, длительно незаживающие трещины в углах рта, дерматит носогубной складки, выпадение волос. Питание вегетарианское. Каков предположительный диагноз и механизм возникших симптомов? К терапевту обратился больной с жалобами на кровоточивость мелких сосудов, десен, выпадение волос. Врач рекомендовал ему длительный прием отвара шиповника. Обоснуйте назначение врача. К окулисту обратился больной, 55 лет, с жалобами на появление трудностей с управлением автомобилем в ночное время, на внезапные расстройства зрения при плохом освещении. В то же время дневное зрение остается нормальным. Питание нерегулярное, в анамнезе – панкреатит. Какова предполагаемая причина описанных симптомов?
  • У пациента наблюдается конъюнктивит, длительно незаживающие трещины в углах рта, дерматит носогубной складки, выпадение волос. Питание вегетарианское. Каков предположительный диагноз и механизм возникших симптомов?
  • К терапевту обратился больной с жалобами на кровоточивость мелких сосудов, десен, выпадение волос. Врач рекомендовал ему длительный прием отвара шиповника. Обоснуйте назначение врача.
  • К окулисту обратился больной, 55 лет, с жалобами на появление трудностей с управлением автомобилем в ночное время, на внезапные расстройства зрения при плохом освещении. В то же время дневное зрение остается нормальным. Питание нерегулярное, в анамнезе – панкреатит. Какова предполагаемая причина описанных симптомов?
Приём «Задай вопрос» Толстые? Тонкие?     Дайте 3 объяснения, почему...?     Объясните, почему...?     Почему Вы думаете ...?     Почему Вы считаете ...?     В чем различие ...?     Предположите, что будет, если... ?           Кто ?     Что ?     Когда ?     Может ..?     Будет ...?     Мог ли ... ?     Как звать ...?     Было ли ...?     Согласны ли Вы ...?     Верно ли ...?

Приём «Задай вопрос»

Толстые?

Тонкие?

    Дайте 3 объяснения, почему...?    Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    Почему Вы считаете ...?    В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?    

     Кто ?    Что ?    Когда ?    Может ..?    Будет ...?    Мог ли ... ?    Как звать ...?    Было ли ...?    Согласны ли Вы ...?    Верно ли ...?

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.   1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых сегментов. 4. У кольчатых червей первичная полость тела. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.  

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.

2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.

3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых сегментов.

4. У кольчатых червей первичная полость тела.

5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.

 

Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани, к которому ее относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.  ХАРАКТЕРИСТИКА А)  состоит из клеток, содержащих хлоропластыБ)  образована клетками с толстыми прочными стенками В)  входит в состав древесины Г)  обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на светуД)  заполняет внутреннее пространство листовой пластинкиЕ)  образована в основном мертвыми клетками  ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ 1)  механическая2)  фотосинтезирующая Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А  Б  В  Г  Д  Е                

Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани, к которому ее относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  состоит из клеток, содержащих хлоропластыБ)  образована клетками с толстыми прочными стенками В)  входит в состав древесины Г)  обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на светуД)  заполняет внутреннее пространство листовой пластинкиЕ)  образована в основном мертвыми клетками

ВИД РАСТИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

1)  механическая2)  фотосинтезирующая

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е           

Выберите один или несколько правильных ответов. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии жира от продолжительности физический нагрузки (по оси x отложена продолжительность физической нагрузки (мин.), а по оси y – доля жира как источника энергии в клетке (%)). Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость? Количество использованного жира 1) сначала возрастает, а затем становится постоянно 2) максимально на 34-й минуте исследования 3) линейно возрастает с 5-й по 10-ю минуту исследования 4) не меняется с 15-й по 18-ю минуту исследования 5) возрастает на всём протяжении исследования

Выберите один или несколько правильных ответов.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии жира от продолжительности физический нагрузки (по оси x отложена продолжительность физической нагрузки (мин.), а по оси y – доля жира как источника энергии в клетке (%)).

Какие два из приведённых описаний характеризуют данную зависимость?

Количество использованного жира

1) сначала возрастает, а затем становится постоянно

2) максимально на 34-й минуте исследования

3) линейно возрастает с 5-й по 10-ю минуту исследования

4) не меняется с 15-й по 18-ю минуту исследования

5) возрастает на всём протяжении исследования

Умение понимать методы научных исследований Ученый предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом   1)  измерения 2)  описания 3)  сравнения 4)  эксперимента

Умение понимать методы научных исследований

Ученый предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом 

1)  измерения 2)  описания

3)  сравнения 4)  эксперимента

Считается, что количество запасных веществ, имеющихся в семядолях фасоли, влияет на рост и развитие проростка. Придумайте опыт, с помощью которого можно было бы проверить правильность этого утверждения.
  • Считается, что количество запасных веществ, имеющихся в семядолях фасоли, влияет на рост и развитие проростка. Придумайте опыт, с помощью которого можно было бы проверить правильность этого утверждения.
Приём  «Исключение» Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина.  Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор « Прилистник, т. к. не является частью стебля ».

Приём «Исключение»

Даются слова: камбий, древесина, прилистник ,сердцевина.

Необходимо указать лишнее слово и обосновать свой выбор

« Прилистник, т. к. не является частью стебля ».

? 2. Форменные элементы + плазма –– ? 3. Клетки + межклеточное вещество –– ? " width="640"

Восстановите логическую цепь

1. Несколько видов тканей –– ?

2. Форменные элементы + плазма –– ?

3. Клетки + межклеточное вещество –– ?

Приём «Перепутанные логические цепочки»  Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1)  откладка яиц и их насиживание самками2)  оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов3)  постройка гнезд или ремонт ранее использованных4)  появление потомства и проявление заботы о нем5)  образование у яиц белочной и других оболочек

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 

1)  откладка яиц и их насиживание самками2)  оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов3)  постройка гнезд или ремонт ранее использованных4)  появление потомства и проявление заботы о нем5)  образование у яиц белочной и других оболочек

Приём  «Лестница» Пример: Артерии, вены, капилляры.  Расположите кровеносные сосуды по:  А) увеличению количества слоев в стенках;  Б) увеличению скорости тока крови;  В) увеличению давления крови в сосудах;

Приём «Лестница»

Пример: Артерии, вены, капилляры.

Расположите кровеносные сосуды по:

А) увеличению количества слоев в стенках;

Б) увеличению скорости тока крови;

В) увеличению давления крови в сосудах;

Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр   1)  соединительная ткань2)  ион железа 3)  эритроциты 4)  гемоглобин5)  форменные элементы6)  кровь

Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани,

начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр 

1)  соединительная ткань2)  ион железа

3)  эритроциты 4)  гемоглобин5)  форменные элементы6)  кровь

Задание на дом

Подготовить сообщение о практическом применении знаний о росте и развитии растений в декоративном цветоводстве и при выращивании культурных растений.

Используя дополнительные источники информации объяснить, почему после подмораживания клубни картофеля становятся сладковатыми, а горькие плоды рябины, калины и некоторых других растений – сладкими и вкусными

Проведите наблюдение за поведением домашних животных – представителей класса Млекопитающие. Приведите примеры их сложного поведения, обусловленного высоким уровнем развития головного мозга.

Решить исследовательскую задачу « Если ядовитая змея укусит другую ядовитую змею, то укушенная змея погибнет. Если змее ввести подкожно 100 мг ее же собственного яда, то она тоже погибнет. Почему же змея не погибает, когда глотает отравленную своим же ядом добычу?»

  Решить изобретательскую задачу   «Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе... Исключить такое перебегание, построив забор на протяженности всего шоссе – нереально. Как предупредить животных о приближающейся машине?»

Составить кроссворд, памятку, придумать загадку.

Создать модель клетки

Найти биологические ошибки в стихотворении.

Этап рефлексии

Этап рефлексии

Прием «Письмо в будущее»  Для этого в группы даются листы, и на которых написан вопрос Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?

Прием «Письмо в будущее»

Для этого в группы даются листы, и на которых написан вопрос

Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?

 Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках биологии существенно повышает уровень естественнонаучной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным

Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках биологии существенно повышает уровень естественнонаучной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!