СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: "МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ"»

Методы обучения детей элементам математики Подготовила студентка 3 курса Горьковая Юлия

Методы обучения детей элементам математики

Подготовила студентка 3 курса

Горьковая Юлия

МЕТОД метод (греч. metodos — буквально «путь к чему-то») в самом общем значении как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод есть способ воспроизведения, средство познания изучаемого предмета. В теории и методике математического развития детей термин метод употребляется в широком и узком значениях. Метод может обозначать исторически сложившийся подход к математической подготовке детей в детском саду (моно графический, вычислительный и метод взаимно обратных действий).

МЕТОД

  • метод (греч. metodos — буквально «путь к чему-то») в самом общем значении как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод есть способ воспроизведения, средство познания изучаемого предмета.
  • В теории и методике математического развития детей термин метод употребляется в широком и узком значениях.
  • Метод может обозначать исторически сложившийся подход к математической подготовке детей в детском саду (моно графический, вычислительный и метод взаимно обратных действий).
Классификации дидактических методов Классификация Н.М.Верзилина . Им было предложено при классификации методов сочетать источниковый и логический подходы. Выделяя такие группы методов, авторы стремились подчеркнуть различные их проявления. 1 Классификация Я.А.Коменского. В этой классификации доминировали словесные методы. Я.А.Коменский наряду со словесными стал использовать другой метод, основанный на приобретении информации не со слов, а «с земли, с дубов и с буков», т.е. через познание самих предметов. Главным в этой методике была опора на практическую деятельность детей . 2

Классификации дидактических методов

Классификация Н.М.Верзилина .

Им было предложено при классификации методов сочетать источниковый и логический подходы.

Выделяя такие группы методов, авторы стремились подчеркнуть различные их проявления.

1

Классификация Я.А.Коменского.

В этой классификации доминировали словесные методы. Я.А.Коменский наряду со словесными стал использовать другой метод, основанный на приобретении информации не со слов, а «с земли, с дубов и с буков», т.е. через познание самих предметов. Главным в этой методике была опора на практическую деятельность детей .

2

Классификации дидактических методов Исходя из сущности самого понятия «метод обучения», Ю.К.Бабанский предложил свою классификацию. Методы обучения рассматриваются им как способы всех основных видов деятельности и как средство формирования этих видов деятельности. Автор выделил три группы методов: стимулирования и мотивации; организации и осуществления; контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Кроме того, Ю.К.Бабанский выделял методы, которые относятся к так называемым отдельным: игры, учебные дискуссии, методы поощрения и др. В педагогике существует концепция, базирующаяся на использовании одного метода. К такой концепции относится теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина ). 3

Классификации дидактических методов

Исходя из сущности самого понятия «метод обучения», Ю.К.Бабанский предложил свою классификацию.

Методы обучения рассматриваются им как способы всех основных видов деятельности и как средство формирования этих видов деятельности.

Автор выделил три группы методов:

  • стимулирования и мотивации;
  • организации и осуществления;
  • контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Кроме того, Ю.К.Бабанский выделял методы, которые относятся к так называемым отдельным: игры, учебные дискуссии, методы поощрения и др.

В педагогике существует концепция, базирующаяся на использовании одного метода. К такой концепции относится теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина ).

3

Методы обучения детей элементам математики При выборе методов учитываются: цели, задачи обучения; содержание формируемых знаний на данном этапе; возрастные и индивидуальные особенности детей; наличие необходимых дидактических средств; личное отношение воспитателя к тем или иным методам; конкретные условия, в которых протекает процесс обучения, и др.

Методы обучения детей элементам математики

При выборе методов учитываются:

  • цели, задачи обучения;
  • содержание формируемых знаний на данном этапе;
  • возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • наличие необходимых дидактических средств;
  • личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
  • конкретные условия, в которых протекает процесс обучения, и др.
Практические методы Упражнения, опыты, продуктивная деятельность наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, состоящих из ряда операций. Например, счет предметов: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая на нем взгляд, последнее числительное соотносить со всем количеством, запоминать итоговое число. Однако излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий могут отрицательно сказываться на развитии ребенка.

Практические методы

Упражнения, опыты, продуктивная деятельность наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников.

Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, состоящих из ряда операций.

Например, счет предметов: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая на нем взгляд, последнее числительное соотносить со всем количеством, запоминать итоговое число.

Однако излишнее использование практических методов,

задержка на уровне практических действий могут отрицательно сказываться на развитии ребенка.

Наглядные и словесные методы Данные методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей. К словесным методам относятся:  рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании. Составные части метода называются методическими приемами. Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т.д.

Наглядные и словесные методы

Данные методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам.

К наглядным методам обучения относятся:

  • демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

К словесным методам относятся:

  • рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.

Составные части метода называются методическими приемами. Основными из них, используемыми на занятиях по

математике, являются: накладывание, прикладывание, дидактические игры, сравнение, указания, вопросы к детям, обследование и т.д.

Наглядные и словесные методы Широко распространен методический прием — показ. Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный. К показу предъявляются определенные требования: четкость и расчлененность; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи. Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция , отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям. В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Наглядные и словесные методы

Широко распространен методический прием — показ.

Этот прием является демонстрацией, он может характеризоваться как наглядно-практически-действенный. К показу предъявляются определенные требования:

  • четкость и расчлененность;
  • согласованность действия и слова;
  • точность, краткость, выразительность речи.

Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция , отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям.

В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Наглядные и словесные методы Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерны логическая последовательность и разнообразие формулировок. В процессе обучения должно быть оптимальное сочетание репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возрастадетей, изучаемого материала. Вопросы ценны тем, что обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Наглядные и словесные методы

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям.

Они могут быть репродуктивно-мнемические, репродуктивно-познавательные, продуктивно-познавательные.

  • При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерны логическая последовательность и разнообразие формулировок. В процессе обучения должно быть оптимальное сочетание репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возрастадетей, изучаемого материала. Вопросы ценны тем, что обеспечивают развитие мышления. Следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.
Наглядные и словесные методы Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой . В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, за грамотностью их речи, сопровождая ее различными пояс нениями. Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей. Например, воспитатель учит детей обследовать геометрическую фигуру и при этом поясняет: «Возьмите фигуру в левую руку — вот так, указательным пальцем правой руки обведите, покажите стороны квадрата, они одинаковы. У квадрата есть углы. Покажите углы».

Наглядные и словесные методы

Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой . В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, за грамотностью их речи, сопровождая ее различными пояс нениями. Благодаря пояснениям уточняются непосредственные восприятия детей.

Например, воспитатель учит детей обследовать геометрическую фигуру и при этом поясняет: «Возьмите фигуру в левую руку — вот так, указательным пальцем правой руки обведите, покажите стороны квадрата, они одинаковы. У квадрата есть углы. Покажите углы».

Наглядные и словесные методы Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации . Проблемные ситуации возникают тогда, когда: — связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос «Почему так происходит?»; — после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать; — использование слов и словосочетаний «иногда», «некоторые», «только в отдельных случаях» служит своеобразными опознавательными признаками или сигналами фактов или результатов ; — для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т.е. выполнить некоторые умственные операции .

Наглядные и словесные методы

Чем старше дети, тем большее значение в их обучении имеют проблемные вопросы и проблемные ситуации . Проблемные ситуации возникают тогда, когда:

— связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос «Почему так происходит?»;

— после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать;

— использование слов и словосочетаний «иногда», «некоторые», «только в отдельных случаях» служит своеобразными опознавательными признаками или сигналами фактов или результатов ;

— для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т.е. выполнить некоторые умственные операции .

Игровой метод Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному. В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введение их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использован специальной серии «обучающих» игр (А.А.Столяр). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их (Б.П.Никитин).

Игровой метод

Место игрового метода в процессе обучения оценивается по-разному.

В последние годы разработана идея простейшей логической подготовки дошкольников, введение их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использован специальной серии «обучающих» игр (А.А.Столяр). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их (Б.П.Никитин).

Игра «Сравни и заполни» Цель: Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах. Игровой материал: Набор геометрических фигур. Правила игры: Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игра «Сравни и заполни»

Цель: Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал: Набор геометрических фигур.

Правила игры: Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

© 2022 491 0