СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения диалогической речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение диалогической речи - важная чать уроков иностранного языка. 

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения диалогической речи»

Особенности обучения диалогической речи на английском языке в Профессиональном Колледже.

 

     В настоящее время, когда все чаще приходиться сталкиваться с общением людей в разных странах на английском языке, роль обучения устно-речевому общению приобретает первостепенное значение. Из опыта работы очевидно, что учащиеся разных возрастов, начиная изучать английский язык, в первую очередь хотят научиться говорить на этом языке. В любой профессии важно правильно излагать свои мысли и понимать собеседника верно. Поэтому научиться вести диалог – одна из важнейших задач нашего времени.

   Навыки говорения не формируются сами собой.  Задача учителя научить студентов этим навыкам. Для их становления необходимо использовать специальные задания и упражнения.

    При обучении диалогической речи многое зависит от различных ситуаций, психологических особенностей и множества других факторов. 

Существуют следующие характеристики диалога:

  1. Реактивность. Данная черта диалогической речи обуславливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке. При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера, а также умению реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств.

  2. Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Ситуация определяет мотив говорения. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения. При обучении диалогу используют две разновидности: свободные и стандартные.

Стандартные диалоги содержат определенную модель-образец, которой учащиеся следуют согласно заданиям.

К свободным диалогам можно отнести: интервью, дискуссии, беседы, то есть те формы речевого взаимодействия, где содержание общения каждого из партнеров и логика развития разговора, строго не фиксируется социальными речевыми ролями.

Методы обучения диалогической речи:

1. Обучение диалогу методом «сверху вниз»

    Этот метод является оптимальным для обучения стандартным диалогам. При его использовании учитель и учащиеся следуют определенной системе.

    Учителю следует:

  1. Определить типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «В магазине», «В аэропорту», «Заказ билетов» и т.д.).

  2. Определить последовательность предъявления диалогов в процессе изучения темы.

  3. Ознакомить учащихся с новыми словами и речевыми формами диалога.

  4. Проиграть запись диалога.

  5. Организовать его отработку, обращая внимание на правильность произношения слов.

  6. Организовать работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом знакомых синонимических значений.

  7. Частично видоизменить речевую ситуацию с целью введения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.

  8. Продумать использование вербальных и невербальных опор для определенных учащихся.

  9. Спланировать пары опрашиваемых учащихся и последовательность их опроса.

    Ученики:

  1. Знакомятся с новыми словами, с речевыми клише, с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной ситуации.

  2. Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики диалога.

  3. Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.

  4. Учатся быстро реагировать на ключевые реплики.

  5. Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.

  6. Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с заданием.

   Опорами для составления собственных диалогов могут служить:

Сами тексты диалогов-моделей;

Содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;

Описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;

Видеосюжеты, проигрываемые без звук

    1. Обучение диалогу методом «снизу вверх»

Этот метод обучения предлагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Может быть несколько вариантов:

  1. Учащиеся имеют невысокий уровень речевого развития.

  2. Уровень речевого развития достаточно высок, так что единый образец не нужен.

  3. Предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет мешать творчеству учащихся.

   Согласно практике, наиболее трудным представляется обучение правильно использовать вопросы. Наибольшее затруднение вызывают следующие моменты:

 - Умение сформулировать содержательный вопрос;

 - Спланировать ряд вопросов для получения необходимой информации, даже если партнер немногословен.

   На эти моменты учителю следует обратить особое внимание и уделить больше времени для снятия таких затруднений.

Оценка при контроле навыков устной речи выставляется:
- за подготовленные дома монологи и диалоги;

- за неподготовленные монологи и диалоги, выполняемые в классе.

- в порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями.

При оценке успешности обучения говорению в диалогической форме и в форме полилога могут быть использованы качественные и количественные ее характеристики. К первым относятся адекватность реплик ситуации общения, смысловая и функциональная завершенность диалога и полилога. А также учет социального ранга, экспрессивность речи, темп, грамматическая, фонетическая чистота речи, структурное разнообразие реплик. К количественным параметрам относят объем высказывания, т.е. количество реплик, отсутствие пауз.

В современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник колледжа должен быть не просто напичкан знаниями, умениями и навыками, а уметь организовывать собственную профессиональную деятельность. Поэтому так необходимо уметь общаться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!