Особенности обучения диалогической речи на английском языке в Профессиональном Колледже.
В настоящее время, когда все чаще приходиться сталкиваться с общением людей в разных странах на английском языке, роль обучения устно-речевому общению приобретает первостепенное значение. Из опыта работы очевидно, что учащиеся разных возрастов, начиная изучать английский язык, в первую очередь хотят научиться говорить на этом языке. В любой профессии важно правильно излагать свои мысли и понимать собеседника верно. Поэтому научиться вести диалог – одна из важнейших задач нашего времени.
Навыки говорения не формируются сами собой. Задача учителя научить студентов этим навыкам. Для их становления необходимо использовать специальные задания и упражнения.
При обучении диалогической речи многое зависит от различных ситуаций, психологических особенностей и множества других факторов.
Существуют следующие характеристики диалога:
-
Реактивность. Данная черта диалогической речи обуславливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке. При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнера, а также умению реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств.
-
Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Ситуация определяет мотив говорения. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения. При обучении диалогу используют две разновидности: свободные и стандартные.
Стандартные диалоги содержат определенную модель-образец, которой учащиеся следуют согласно заданиям.
К свободным диалогам можно отнести: интервью, дискуссии, беседы, то есть те формы речевого взаимодействия, где содержание общения каждого из партнеров и логика развития разговора, строго не фиксируется социальными речевыми ролями.
Методы обучения диалогической речи:
1. Обучение диалогу методом «сверху вниз»
Этот метод является оптимальным для обучения стандартным диалогам. При его использовании учитель и учащиеся следуют определенной системе.
Учителю следует:
-
Определить типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «В магазине», «В аэропорту», «Заказ билетов» и т.д.).
-
Определить последовательность предъявления диалогов в процессе изучения темы.
-
Ознакомить учащихся с новыми словами и речевыми формами диалога.
-
Проиграть запись диалога.
-
Организовать его отработку, обращая внимание на правильность произношения слов.
-
Организовать работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом знакомых синонимических значений.
-
Частично видоизменить речевую ситуацию с целью введения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.
-
Продумать использование вербальных и невербальных опор для определенных учащихся.
-
Спланировать пары опрашиваемых учащихся и последовательность их опроса.
Ученики:
-
Знакомятся с новыми словами, с речевыми клише, с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной ситуации.
-
Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики диалога.
-
Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.
-
Учатся быстро реагировать на ключевые реплики.
-
Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.
-
Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с заданием.
Опорами для составления собственных диалогов могут служить:
Сами тексты диалогов-моделей;
Содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;
Описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;
Видеосюжеты, проигрываемые без звук
-
Обучение диалогу методом «снизу вверх»
Этот метод обучения предлагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Может быть несколько вариантов:
-
Учащиеся имеют невысокий уровень речевого развития.
-
Уровень речевого развития достаточно высок, так что единый образец не нужен.
-
Предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет мешать творчеству учащихся.
Согласно практике, наиболее трудным представляется обучение правильно использовать вопросы. Наибольшее затруднение вызывают следующие моменты:
- Умение сформулировать содержательный вопрос;
- Спланировать ряд вопросов для получения необходимой информации, даже если партнер немногословен.
На эти моменты учителю следует обратить особое внимание и уделить больше времени для снятия таких затруднений.
Оценка при контроле навыков устной речи выставляется:
- за подготовленные дома монологи и диалоги;
- за неподготовленные монологи и диалоги, выполняемые в классе.
- в порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями.
При оценке успешности обучения говорению в диалогической форме и в форме полилога могут быть использованы качественные и количественные ее характеристики. К первым относятся адекватность реплик ситуации общения, смысловая и функциональная завершенность диалога и полилога. А также учет социального ранга, экспрессивность речи, темп, грамматическая, фонетическая чистота речи, структурное разнообразие реплик. К количественным параметрам относят объем высказывания, т.е. количество реплик, отсутствие пауз.
В современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник колледжа должен быть не просто напичкан знаниями, умениями и навыками, а уметь организовывать собственную профессиональную деятельность. Поэтому так необходимо уметь общаться.