СЕМИНАР В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКИЙ НЕДЕЛИ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
«Методы развития регулятивных УУД
на уроках эстетического цикла и физической культуры»
Выступление:
учитель изобразительного искусства
Съедина Н.Н.
МБОУ НОШ № 24
16 марта 2020 год
Слайд 1
У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.
В.А. Сухомлинский
Тема семинара: «Методы развития регулятивных УУД на уроках эстетического цикла и физической культуры»
В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».
Современный учитель в организации и управлении учебным процессом образования должен вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов.
Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть регулятивные универсальные действия на уроках эстетического цикла.
Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему, воспитывать и развивать художественный вкус и умение работать с материалом. Поэтому часто задумываешься, как сделать процесс обучения более результативным отвечающим требованиям современного урока.
Развития регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов.
При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.
Слайд 3
Регулятивные УУД можно разделить на блоки
1 определение целей
2 планирование
3 контроль и коррекция
4 оценка
5. рефлексия
Слайд 4
Регулятивные УУД 1 блока включают в себя:
умение определять цели учебной деятельности;
умение ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Слайд 5
Сформированности данной группы регулятивных УУД позволяет учащимся:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Приемы и стратегии формирования регулятивных УУД блока ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Формирование цели при помощи опорных
глаголов
Учитель называет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов.
Слайд 6
Примеры опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.
Из опыта работы «Страна восходящего солнца»
Слайд фото работы детей
Учащиеся совместно с учителем формулируют тему урока. Учитель выясняет, что известно учащимся по данной теме, какие есть вопросы, что хотели бы узнать. После этого учащимся предлагается сформулировать цель с помощью опорных глаголов.
Осваивать этот прием формулирования цели урока, как показывает опыт, лучше пошагово.
Шаг 1. В течение одной-двух недель учащиеся формулируют цель урока устно. Учитель просит некоторых учащихся озвучить цели урока, используя опорные глаголы, оказывает помощь в случае необходимости.
Шаг 2. Учитель предлагает учащимся в начале урока самостоятельно записать у себя в тетрадях цели с опорой на глаголы. Затем просит нескольких учащихся озвучить, что у них получилось. После этого учитель с учащимися формулирует общую цель урока, цель для всех.
Этот метод мы все используем на уроке немного в другом качестве, прием, заключающийся в формулировании цели с помощью слов-помощников:
Слайд
-Вспомним...
-Повторим...
-Изучим...
-Узнаем...
-Проверим...
-Научимся...
Другой возможный вариант: учитель предлагает несколько формулировок цели, задача учащихся – выбрать некоторые из них и обосновать свой выбор.
2 блок ПЛАНИРОВАНИЕ
Слайд 6
Регулятивные УУД данного блока включают в себя:
умение самостоятельно планировать выполнение учебной задачи;
умение действовать по составленному плану, алгоритму;
умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Слайд 7
Сформированность данной группы регулятивных УУД позволяет учащимся:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных
вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Слайд Методы формирования регулятивных УУД
блока ПЛАНИРОВАНИЕ
Обсуждение готового плана урока/решения задачи;
Работа с деформированным планом урока/решения задачи;
Использование плана с избыточными или недостающими пунктами;
Составление своего плана урока/решения учебной задачи.
Из опыта работы
Важно, чтобы план урока или его этапа был рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего
этапа и дальнейшие действия, контролировать, корректировать и оценивать свои действия.
Тема – вопрос
Учитель формулирует тему урока в виде вопроса. Например: «Архитектура Древней Греции, город Афины?» Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Слайд 9
3 блок КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ
Слайд 9
Регулятивные УУД данного блока включают в себя:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
умение корректировать свои действия в соответствии с ситуацией.
Слайд 10
Сформированности данной группы регулятивных УУД, позволяет учащимся:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных характеристик продукта/результата;
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Методы формирования регулятивных УУД, блока
КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ
Организация проверки правильности выполнения
задания
Учащимся предлагается проверить свою работу по ключу, словарю, соотнести полученный результат с образцом. Может быть организована взаимопроверка, когда учащимся предлагается поменяться альбомами и проверить работу друг у друга по заданным критериям.
Слайд 12
5 блок ОЦЕНКА
Регулятивные УУД данного блока включают в себя:
Слайд 13
Сформированность данной группы регулятивных УУД позволяет учащимся:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Слайд 14
Методы формирования регулятивных УУД блока ОЦЕНКА
«Оцениваем свою работу»
Учащимся предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.
Выработка критериев оценки
Учащимся предлагается список критериев оценки выполнения учебных заданий. Предлагается расположить их по порядку: на первом месте самый важный для учащихся критерий, потом менее важный и т. д.
Перечень критериев может включать: правильность ответа, аккуратность, оригинальность способа решения, привлечение дополнительной информации сверх программы,
эрудированность, приложенные усилия, аргументированность, понимание существа проблемы, умение доказать свою точку зрения, самостоятельность, скорость ответа (решения), уверенность.
Затем каждому учащемуся предлагается самому оценить одну из последних работ, оценка которой ему не нравится, по каждому из критериев и ответить на вопросы:
Что получилось? Если ваша отметка иная, чем у учителя, объясните почему.
Согласны ли вы с тем, что отметка информирует нас о том, что ещѐ не освоено, к чему следует приложить усилия? Какие цели вы готовы поставить перед собой?
После ответов на эти вопросы критерии оценивания работ обсуждаются в группе и принимается единое решение
— что должно стать критериями оценки.
Взаимооценка
Возможные способы оценивания:
1-ый способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.
2-ой способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в пар
Слайд 15
6 блок САМОРЕГУЛЯЦИЯ
владение основами самоконтроля, саморегуляции эмоциональных состояний;
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия – анализ обучающегося собственной учебной и познавательной деятельности (процесса и результата), собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности (что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п.).
целью включить учащихся в рефлексивную деятельность учитель создает условия для анализа
учащимися учебно-познавательной деятельности, учебных действий в рамках одного урока или отдельной темы;
обеспечивает понимание обучающимся собственных барьеров и затруднений в учебно-познавательной
деятельности и развитие умений их преодолевать.
Приемы организации рефлексии
Рефлексивный анализ результатов собственной деятельности в конце урока
Ответьте себе, удалось ли вам решить учебную задачу, каким способом была решена задача, нельзя ли иначе;
Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему;
Оцените собственный результат выполнения заданий по предложенной шкале.
Вопросы для рефлексии
Что для тебя было легко (трудно)?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Что в изученном сегодня для тебя самое главное?
Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с твоими?
Что показалось неубедительным, с чем ты не согласен?
Какие новые мысли, чувства у тебя появились?
Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Какую пользу ты извлек из этого занятия, изученного текста?
Над чем, как тебе кажется, еще надо поработать?
Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Что для тебя было легко (трудно)?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Что в изученном сегодня для тебя самое главное?
Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с твоими?
Что показалось неубедительным, с чем ты не согласен?
Какие новые мысли, чувства у тебя появились?
Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Какую пользу ты извлек из этого занятия, изученного текста?
Над чем, как тебе кажется, еще надо поработать?
Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Продолжи фразу
Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно…
понял, что…
Теперь я могу…
почувствовал, что…
приобрел…
научился…
У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило…
Урок дал мне для жизни… Мне захотелось
Творческое задание
Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Заготовила зима
Краски для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила,
Всем деревьям — чистые
Блестки серебристые.
В. Фетисов
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Есенин
1 группа. Объединиться в мини группы.
Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.
2 группа. Работают в парах. Задание на столах в таблицах «Цвет и чувства»