СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы решения задач на оптимальный выбор

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены различные подходы к решению вопросов, связанных с нахождением наибольшего или наименьшего значений некоторой величины на примере задач на оптимальный выбор профильного уровня единого государственного экзамена по математике  

Просмотр содержимого документа
«Методы решения задач на оптимальный выбор»

УДК 517

ФЕДОТОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ,

ТЮТЮНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ,

ГРИЩЕНКО АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА

e-mail: akimtsev98@mail.ru

Россия, Курск, МБОУ «Средняя школа № 42»


Научный руководитель: Натарова М.Г., учитель МБОУ СШ №42

Научный консультант: Шевцова Т.В., ст. преподаватель ЮЗГУ


МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР


В статье рассмотрены различные подходы к решению вопросов, связанных с нахождением наибольшего или наименьшего значений некоторой величины на примере задач на оптимальный выбор профильного уровня единого государственного экзамена по математике


Ключевые слова: функция, линейная функция, окружность, наибольшее и наименьшее значения функции, производная, тригонометрия, синус, косинус


Один из видов задач № 17 профильного уровня единого государственного экзамена по математике представляет собой задание на нахождение наибольшего или наименьшего значения некоторой величины.

Приведем пример такой задачи.

Задача 1.

В области есть 160 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 5 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. Для добычи х кг алюминия в день требуется x2 человеко-часов труда, а для добычи у кг никеля в день требуется у2 человеко-часов труда. Для нужд промышленности можно использовать или алюминий, или никель, причём 1 кг алюминия можно заменить 1 кг никеля. Какую наибольшую массу металлов можно за сутки суммарно добыть в этой области?

Как правило, задачи, подобные указанной, решаются средствами дифференциального исчисления. Чтобы проследить преимущества иных подходов, кратко остановимся на ставшем традиционным для этих задач решении.

Решение с помощью производной

Провести такое решение можно несколькими способами.

  1. Задача сводится к исследованию функции на наибольшее значение на , где – масса алюминия (в кг), добываемого в области за сутки. В этом случае стационарная точка находится из равенства , откуда

Нетрудно убедиться, что на указанном промежутке наибольшее значение функции .

Решение задачи только немного облегчается в случае проведения рассуждений вторым способом.

  1. Задача сводится к исследованию функции на наибольшее значение на , где – число человек, занятых на добыче алюминия в области за сутки. Тогда , откуда

Целесообразнее было рассмотреть функцию и исследовать ее на наибольшее значение на , где – число человеко-часов, затрачиваемых на добычу алюминия в области за сутки. В этом случае стационарная точка находится из равенства , откуда

Как видим, описанный подход может вызвать сложности и требует

– знания алгоритма исследования функции на наибольшее и наименьшее

значения на ,

– умения находить множество значений некоторой переменной для

определения отрезка ,

– навыка вычислять производную сложной функции, который хорошо отрабатывается в школе только в классах с углубленным изучением математики,

– умений решать иррациональные уравнения.

Ошибка, сделанная учеником хотя бы на одном из этапов исследования, приведет к неверному ответу.

Графический метод решения

Мы предлагаем совершенно иной подход к решению задачи, не требующий ни вычисления производной функции, ни решения громоздких иррациональных уравнений, а основанного на знании уравнений прямой и окружности на плоскости.

Введем переменные х и у так, как указано в условии задачи, то есть х кг – масса добываемого алюминия, и у кг – масса добываемого никеля. Тогда Требуется найти наибольшее значение величины S, где

В прямоугольной декартовой системе координат построим линии, задаваемые указанными выше уравнениями (рис. 1)

Уравнение задает окружность с центром в точке (0; 0) и радиуса

Уравнение равносильно уравнению и задает прямую на плоскости, пересекающую ось ординат в точке (0; S).

Требуется найти наибольшее значение S, при котором имеет решение система:

(*)

Из графических соображений заключаем, что наибольшее значение S достигается в случае, если и система (*) имеет единственное решение. В этом случае единственное решение имеет уравнение:

С учетом того, что выбираем наибольшее значение S, заключаем S=40.

Как видим, указанный метод решения, основанный на построении графиков функций, вполне доступен не только для школьников старших классов, но и для тех, кто еще не изучил дифференциальное исчисление. Он позволяет сразу найти наибольшее значение искомой величины, в отличие от предыдущих способов, которые предполагают сначала нахождение значений независимой переменной, в которых возможно достижение наибольшего значения исследуемой функции.

В разобранном нами примере фигурировала окружность. Возникает вопрос, как быть, если одно из условий приводит к необходимости рассмотрения другой линии второго порядка.

Рассмотрим следующую задачу.

Задача 2.

В области есть 24 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 5 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. Для добычи х кг алюминия в день требуется 2x2 человеко-часов труда, а для добычи у кг никеля в день требуется 3у2 человеко-часов труда. Для нужд промышленности можно использовать или алюминий, или никель, причём 1 кг алюминия можно заменить 1 кг никеля. Какую наибольшую массу металлов можно за сутки суммарно добыть в двух областях?

Рассуждения, аналогичные данным выше, приводят к системе:

Первое уравнение задает эллипс, но переход к новым координатам позволяет вновь выйти на уравнение окружности и свести задачу к предыдущей:

.

Тогда имеем:

Находя наибольшее значение S, при котором система имеет решение, не сложно получить, что S=10.

Несмотря на отмеченные плюсы графического метода решения задач на оптимальный выбор, в ряде случаев обойтись без средств дифференциального исчисления оказывается не возможным или очень сложным.

Тригонометрический метод решения

Изложим еще один подход к решению задач на оптимальный выбор, не требующий ни рассмотрения производной, ни построения графиков уравнений, но использующий элементы тригонометрии.

Вернемся к задаче 1, решение которой привело к рассмотрению системы (*).

Из первого уравнения системы имеем:

Выражения , можно считать косинусом и синусом некоторого угла:

, .

Подставляем и во второе уравнение системы (*):

Оценим наибольшее возможное значение S. Воспользовавшись формулой дополнительного угла, получаем:

.

Так как , то делаем вывод: искомое наибольшее значение S=40.

Таким образом нами рассмотрены 3 подхода к решению задач на оптимальный выбор: с помощью производной, графический и тригонометрический.

Говоря о преимуществах и сложностях использования каждого метода, согласимся с авторами работ [2], [3], [4], [5], утверждающими, что в школе и в вузе полезным оказывается разбор нескольких способов решения одной и той же задачи. Именно в этом случае можно говорить о возможности глубокого формирования математических понятий, об осмыслении единства математических понятий и развитии математического мышления.


Библиографический список

  1. ЕГЭ 2018. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. 50 вариантов заданий. [Текст] / И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2018. – 264 с.

  2. Студеникина, Л.И. О единой платформе различных математических дисциплин [Текст] / Л.И. Студеникина, Т.В. Шевцова // Актуальные проблемы и перспективы преподавания математики: – 2012. – С.73-80.

  3. Шевцова, Т.В. Проблема формирования математических понятий [Текст] / Т.В. Шевцова, А.А. Панина // Актуальные проблемы и перспективы преподавания математики. – 2012. – С. 91-97.

  4. Шевцова, Т.В. Проблемы преподавания математических дисциплин в современных вузах России [Текст] / Т.В. Шевцова // Актуальные проблемы и перспективы преподавания математики. – 2016. – С. 33-37.

  5. Шеставина, С.В. Содержание математических курсов [Текст] / С.В. Шеставина, О.А. Бредихина, С.В. Фильчаков // Актуальные проблемы и перспективы преподавания математики: – 2013. – С.186-190.


FEDOTOV VLADIMIR,

TYUTYUNOV, MIKHAIL,

GRISHCHENKO ALEXANDRA

e-mail: [email protected]

Russia, Kursk, School № 42


Supervisor: Natarova M.G., teacher, School №42

Scientific adviser: Shevtsova T.V., Senior Lecturer, SWSU


METHODS OF SOLVING PROBLEMS ON OPTIMAL CHOICE


Different approaches to solving problems related to finding the largest or smallest values of a certain value on the example of problems for the optimal choice of the profile level of the unified state examination in mathematics are considered in the article

Keywords: function, linear function, circle the largest and smallest values of the function, derivative, trigonometry, sine, cosine