УДК 517
ФЕДОТОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ,
ТЮТЮНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ,
ГРИЩЕНКО АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА
e-mail: akimtsev98@mail.ru
Россия, Курск, МБОУ «Средняя школа № 42»
Научный руководитель: Натарова М.Г., учитель МБОУ СШ №42
Научный консультант: Шевцова Т.В., ст. преподаватель ЮЗГУ
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР
В статье рассмотрены различные подходы к решению вопросов, связанных с нахождением наибольшего или наименьшего значений некоторой величины на примере задач на оптимальный выбор профильного уровня единого государственного экзамена по математике
Ключевые слова: функция, линейная функция, окружность, наибольшее и наименьшее значения функции, производная, тригонометрия, синус, косинус
Один из видов задач № 17 профильного уровня единого государственного экзамена по математике представляет собой задание на нахождение наибольшего или наименьшего значения некоторой величины.
Приведем пример такой задачи.
Задача 1.
В области есть 160 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 5 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. Для добычи х кг алюминия в день требуется x2 человеко-часов труда, а для добычи у кг никеля в день требуется у2 человеко-часов труда. Для нужд промышленности можно использовать или алюминий, или никель, причём 1 кг алюминия можно заменить 1 кг никеля. Какую наибольшую массу металлов можно за сутки суммарно добыть в этой области?
Как правило, задачи, подобные указанной, решаются средствами дифференциального исчисления. Чтобы проследить преимущества иных подходов, кратко остановимся на ставшем традиционным для этих задач решении.
Решение с помощью производной
Провести такое решение можно несколькими способами.
Задача сводится к исследованию функции
на наибольшее значение на
, где
– масса алюминия (в кг), добываемого в области за сутки. В этом случае стационарная точка находится из равенства
, откуда
Нетрудно убедиться, что на указанном промежутке наибольшее значение функции
.
Решение задачи только немного облегчается в случае проведения рассуждений вторым способом.
Задача сводится к исследованию функции
на наибольшее значение на
, где
– число человек, занятых на добыче алюминия в области за сутки. Тогда
, откуда
Целесообразнее было рассмотреть функцию
и исследовать ее на наибольшее значение на
, где
– число человеко-часов, затрачиваемых на добычу алюминия в области за сутки. В этом случае стационарная точка находится из равенства
, откуда
Как видим, описанный подход может вызвать сложности и требует
– знания алгоритма исследования функции на наибольшее и наименьшее
значения на
,
– умения находить множество значений некоторой переменной для
определения отрезка
,
– навыка вычислять производную сложной функции, который хорошо отрабатывается в школе только в классах с углубленным изучением математики,
– умений решать иррациональные уравнения.
Ошибка, сделанная учеником хотя бы на одном из этапов исследования, приведет к неверному ответу.
Графический метод решения
Мы предлагаем совершенно иной подход к решению задачи, не требующий ни вычисления производной функции, ни решения громоздких иррациональных уравнений, а основанного на знании уравнений прямой и окружности на плоскости.
Введем переменные х и у так, как указано в условии задачи, то есть х кг – масса добываемого алюминия, и у кг – масса добываемого никеля. Тогда
Требуется найти наибольшее значение величины S, где
В прямоугольной декартовой системе координат построим линии, задаваемые указанными выше уравнениями (рис. 1)
Уравнение
задает окружность с центром в точке (0; 0) и радиуса
Уравнение
равносильно уравнению
и задает прямую на плоскости, пересекающую ось ординат в точке (0; S).
Требуется найти наибольшее значение S, при котором имеет решение система:
(*)
Из графических соображений заключаем, что наибольшее значение S достигается в случае, если
и система (*) имеет единственное решение. В этом случае единственное решение имеет уравнение:
С учетом того, что выбираем наибольшее значение S, заключаем S=40.
Как видим, указанный метод решения, основанный на построении графиков функций, вполне доступен не только для школьников старших классов, но и для тех, кто еще не изучил дифференциальное исчисление. Он позволяет сразу найти наибольшее значение искомой величины, в отличие от предыдущих способов, которые предполагают сначала нахождение значений независимой переменной, в которых возможно достижение наибольшего значения исследуемой функции.
В разобранном нами примере фигурировала окружность. Возникает вопрос, как быть, если одно из условий приводит к необходимости рассмотрения другой линии второго порядка.
Рассмотрим следующую задачу.
Задача 2.
В области есть 24 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 5 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. Для добычи х кг алюминия в день требуется 2x2 человеко-часов труда, а для добычи у кг никеля в день требуется 3у2 человеко-часов труда. Для нужд промышленности можно использовать или алюминий, или никель, причём 1 кг алюминия можно заменить 1 кг никеля. Какую наибольшую массу металлов можно за сутки суммарно добыть в двух областях?
Рассуждения, аналогичные данным выше, приводят к системе:
Первое уравнение задает эллипс, но переход к новым координатам позволяет вновь выйти на уравнение окружности и свести задачу к предыдущей:
.
Тогда имеем:
Находя наибольшее значение S, при котором система имеет решение, не сложно получить, что S=10.
Несмотря на отмеченные плюсы графического метода решения задач на оптимальный выбор, в ряде случаев обойтись без средств дифференциального исчисления оказывается не возможным или очень сложным.
Тригонометрический метод решения
Изложим еще один подход к решению задач на оптимальный выбор, не требующий ни рассмотрения производной, ни построения графиков уравнений, но использующий элементы тригонометрии.
Вернемся к задаче 1, решение которой привело к рассмотрению системы (*).
Из первого уравнения системы имеем:
Выражения
,
можно считать косинусом и синусом некоторого угла:
,
.
Подставляем
и
во второе уравнение системы (*):
Оценим наибольшее возможное значение S. Воспользовавшись формулой дополнительного угла, получаем:
.
Так как
, то делаем вывод: искомое наибольшее значение S=40.
Таким образом нами рассмотрены 3 подхода к решению задач на оптимальный выбор: с помощью производной, графический и тригонометрический.
Говоря о преимуществах и сложностях использования каждого метода, согласимся с авторами работ [2], [3], [4], [5], утверждающими, что в школе и в вузе полезным оказывается разбор нескольких способов решения одной и той же задачи. Именно в этом случае можно говорить о возможности глубокого формирования математических понятий, об осмыслении единства математических понятий и развитии математического мышления.
Библиографический список
ЕГЭ 2018. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. 50 вариантов заданий. [Текст] / И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2018. – 264 с.
Студеникина, Л.И. О единой платформе различных математических дисциплин [Текст] / Л.И. Студеникина, Т.В. Шевцова // Актуальные проблемы и перспективы преподавания математики: – 2012. – С.73-80.
Шевцова, Т.В. Проблема формирования математических понятий [Текст] / Т.В. Шевцова, А.А. Панина // Актуальные проблемы и перспективы преподавания математики. – 2012. – С. 91-97.
Шевцова, Т.В. Проблемы преподавания математических дисциплин в современных вузах России [Текст] / Т.В. Шевцова // Актуальные проблемы и перспективы преподавания математики. – 2016. – С. 33-37.
Шеставина, С.В. Содержание математических курсов [Текст] / С.В. Шеставина, О.А. Бредихина, С.В. Фильчаков // Актуальные проблемы и перспективы преподавания математики: – 2013. – С.186-190.
FEDOTOV VLADIMIR,
TYUTYUNOV, MIKHAIL,
GRISHCHENKO ALEXANDRA
e-mail: [email protected]
Russia, Kursk, School № 42
Supervisor: Natarova M.G., teacher, School №42
Scientific adviser: Shevtsova T.V., Senior Lecturer, SWSU
METHODS OF SOLVING PROBLEMS ON OPTIMAL CHOICE
Different approaches to solving problems related to finding the largest or smallest values of a certain value on the example of problems for the optimal choice of the profile level of the unified state examination in mathematics are considered in the article
Keywords: function, linear function, circle the largest and smallest values of the function, derivative, trigonometry, sine, cosine