СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы»

Межпредметная интеграция на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в современной системе образования происходят глобальные изменения, продиктованные новыми социальными запросами. Данные изменения требуют новых постановок целей общего среднего образования, разработки учебных планов, новых подходов к отражению содержания учебных дисциплин. Помимо результативности обучения, необходимо сформировать у ребенка представление о целостной картине мира, его единстве и своеобразии. В связи с этим, особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования.

Основоположники метода

  • Я. А. Каменский считал: «…все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

  • И. Г. Песталоцци, указывая на опасность отрыва одного предмета от другого, писал о том, что нужно приводить в своем сознании все взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе.

  • К. Д. Ушинский считал, что «…преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей…, обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий, когда они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга».

В методической, психолого – педагогической литературе выделяют следующие элементы интеграции:

1) внутрипредметные связи – синтез понятий внутри отдельного учебного предмета;

2) межпредметные связи – объединение фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.

Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного автора активизации учебно – познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимула. 

Русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам. Он отражает все стороны действительности и без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. Наличие такой связи бесспорно. В цепочке «русский язык – другие предметы» эта связь устанавливается не только для русского языка, но и для других учебных предметов, так как язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

Основной целью уроков литературы является воспитание внимательного читателя, пробуждение доброго чувства к художественному слову. Предмет помогает учащимся почувствовать единство мира.

Наиболее распространённой является интеграция русского языка с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Эти связи основываются на интеграции не только двух предметов, но даже больше.

Мы считаем, что литературу и русский язык невозможно изучать в отрыве от истории. Изучение каждого нового этапа в развитии литературы целесообразно начинать с рассказа об общественно-политической обстановке, культурной жизни России того времени.

При изучении глав романа Л.Толстого «Война и мир», посвященных Бородинскому сражению, используем воспоминания очевидцев или работы историков, а при изучении романа М.Шолохова «Тихий Дон» рассказываем о быте, нравах, положении в обществе казачества.

Ярким примером связи с историей является работа с произведением И.С.Тургенева «Муму», где проблему и основную идею произведения учащимся тяжело понять самостоятельно. Ведь основная тема произведения – тема крепостничества. К сожалению, данная тема в предмете «История» изучается только в 8 классе. Поэтому на уроке мы используем исследовательский метод, пытаемся понять, проанализировать, что такое крепостничество, как жилось разным социальным слоям в тот период. Наконец, поняв специфику, через систему образов, поступки героев, их характеры, образ жизни мы можем анализировать произведение, сводя анализ к основной теме, раскрывая при этом множество микротем в произведении.

Интересно можно построить урок по теме «Сочинение по картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень»». Дополнением к картине служит музыкальная пьеса Сергея Васильевича Рахманинова «Сирень». Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. 

   Таким образом, можно утверждать, что межпредметная интеграция на уроках русского языка способствует не только активизации учебной деятельности, но и воспитывают:

-коммуникативность,

-критическое мышление,

- толерантность,

-креативность,

-самостоятельность и ответственность,

-любовь к своему краю и т.д.