МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В школьных программах много дисциплин, в которых совпадают темы, общие проблемы и вопросы, нередко изучаются явления, которые рассматривают те же объекты с разных позиций.
Одна из основных образовательных функций межпредметных связей - формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире. Это взаимодействие необходимо прежде всего потому, что для школьников важно познание взаимосвязей, существующих между предметами и явлениями. Связь между дисциплинами учебного плана нужна для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше усвоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип
обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения.
Что касается иностранного языка, то во все времена он являлся предметом особым. Особенностью иностранного языка, как учебной дисциплины, является то, что он по определению И.А. Зимней «беспредметен». Он изучается как важное средство общения и познания, а значит, как никакой другой предмет открыт для использования фактов из различных областей знаний. В свою очередь взаимосвязь иностранного языка с другими учебными предметами имеет большое значение для овладения практическими языковыми умениями и навыками, т.е. умением использовать иностранный язык как средство общения.
В настоящее время иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина, которая вносит существенный вклад в формирование профессионально значимых навыков обучаемых и в раскрытие их творческого потенциала, повышение культуры общения.
Нельзя не сказать о проблеме мотивации, т.к. так как у многих учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации, а основным психологическим условием возникновения и развития интереса к тому или иному учебному предмету является осознание жизненной полезности этого предмета, причем очень важно, чтобы учащиеся на личном опыте убедились в том, какую пользу на практике приносят полученные ими знания. Рациональное использование межпредметных связей является важнейшим резервом повышения мотивации учебной деятельности школьников, стимулирующим фактором при овладении иностранным языком.
Используя сведения из различных дисциплин на уроках иностранного языка, мы, таким образом, наполняет свои уроки новым и разнообразным содержанием. Можно проводить уроки нестандартного типа.
Из современных УМК на разных ступенях обучения мы видим его взаимосвязь прежде всего с русским языком, биологией, географией, окружающим миром, историей и т.д.
Планируя свой урок, я ставлю перед собой главную задачу – заинтересовать. Уже на начальном этапе изучения англ. яз. реализуются межпредметные связи ин. яз. с такими предметами как окружающий мир, география, расширяется кругозор учащихся.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1.
Чтобы стимулировать школьников среднего звена использовать их фактический багаж знаний по географии и истории, при изучении темы «Путешествие» можно предложить такие задания:
I’d like you to take a pointer and show us the way Columbus made to America. Describe it, please.
Have you read any books about great travellers? Advise us to read it. Prove that it is worth reading
Imagine that you meet ... after his trip to ... What will you ask him about?...
Связь английского и русского языков.
Изучение английского языка, невозможно без проведения параллели с русским языком. Такие взаимосвязи наблюдаются на различных уровнях:
Грамматика:
При введении нового грамматического материала учитель, прежде всего отталкивается от знаний детей в родном языке.
Синтаксис и пунктуация.
Изучение синтаксических структур английского языка практически никогда не вызывает у учащихся сложности, потому что здесь прослеживается определенная взаимосвязь с русским языком. В английском языке, так же как и в русском, существуют родственные понятия, такие как: существительное, глагол, местоимение, определение, обстоятельство, дополнение и т.д. Правила постановки знаков препинания в английском, также имеют ряд сходств с русским языком: обращения выделяются запятыми, также запятые ставятся перед союзами: «а, но», существуют вопросительные и восклицательные предложения и т.д.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2
Практика проведения бинарных уроков позволяет сделать вывод, что межпредметные связи, во-первых, представляют опору для восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений. Кроме того, они позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, наконец, они обеспечивают полноту знаний.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2
Очень важно четко определить точки соприкосновения школьных предметов, для этого необходимо определить тот фактический материал из курса других школьных дисциплин, который может служить предметом заинтересованного общения.
Богатый материал для работы предоставляет тема «Книги в нашей жизни», которая включает сюжеты «Мой любимый писатель (поэт)» и «Моя любимая книга». Чтобы избежать однообразия в работе на уроке, мы можем варьировать речевые установки. Например:
I’d like you to listen to my story about a well-known Russian writer (poet) and guess his name. Prove that you are right.
I’d like you to listen to a description of a literary hero. Guess the name of the author and the title of the book. Is he your favourite writer? Why?
В свою очередь иностранный язык может служить опорой при изучении литературы. В частности, изучая биографии различных английских писателей, школьники могут познакомиться с их основными произведениями, послушать отрывки в исполнении носителей языка, а также переводы на русский язык в исполнении актеров. Эти данные расширяют и углубляют знания, полученные из курса литературы.
Хочется особенно обратить внимание на патриотическое воспитание, являющееся одним из главных принципов воспитательного процесса.
Тема ВОВ расширяет знания учащихся о важнейшем историческом событии нашей истории, способствует патриотическому воспитанию.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационное поле учащихся сегодня необычайно широко. Как неизбежное следствие - возрастает роль иностранных языков как средства коммуникации в какой-либо области знаний. В связи с этим для нас, преподавателей иностранного языка, открываются невероятные возможности - параллельно давать знания из других наук и всесторонне образовывать учащихся.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что учителю иностранного языка важно знать запас знаний школьников по различным дисциплинам учебного цикла, чтобы обеспечить содержание заинтересованного иноязычного общения на уроке.