Межпредметные связи при изучении биологии и химии
В век технического прогресса образование становится одной из самых мобильных сфер. Это в свою очередь требует изменения абсолютно всех компонентов обучения, специалист должен оптимизировать и структурировать свои знания, обновить нормативно-правовое обеспечение, изменить формы и средства организации учебной деятельности.
Так как в школах проводится и профориентационная работа, ученики старших классов, как правило, уже определились с выбором, а ученики среднего звена отдают предпочтение тому или иному предмету, именно поэтому, чтобы заинтересовать ученика в изучении предмета, развивать у него личностный интерес и предметные результаты, необходимо проводить и интегрированные уроки, где можно показать взаимосвязь биологии с другими предметами. Ведь, биология – это научная дисциплина, которая интегрируются со многими предметами школьного курса: химией, физикой, астрономией, географией, математикой, историей, литературой.
Используя межпредметные связи, опираясь на знания естественно – математических наук, учитель может в полном объеме представить учащимся объект изучения, доказать проблему используя знания с разных учебных дисциплин и, таким образом, достигнуть более глубокого осмысления обучающимися изучаемого явления.
Включая межпредметные связи в урок, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения учащимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Метапредметные проекты учащихся на темы:
1.Метапредметные проекты (например, «Мы и космос»: физика, химия, биология) включают и метапредметные связи и проведение интегрированных уроков, или внеклассных мероприятий в рамках предметных декад. При этом может быть проведен и целый метапредметный урок, или могут быть включены метапредметные задания.
2.«Результаты путешествия Ч. Дарвина на корабле «Бигль» (биология - география)
3. Исследовательская работа «Названия химических элементов» (химия - история), «Углерод – царь живой природы» (химия – биология) и другие.
Практически любую тему учитель может сделать метапредметной, а значит, и использовать проектную деятельность учащихся.
Использование исследовательского метода нацеливает на приобретение у учащихся навыков творческого мышления через деятельность, моделирующую научную. Содержание занятий пронизано единством опытно-экспериментального и теоретического познания, что расширяет кругозор учащихся и приобщает их к экологической культуре.
Интегрированные уроки, межпредметные связи являются звеном одной цепочки, действующей по усложняющейся схеме: межпредметный урок - интегрированный урок - метапредметный урок.
Учащиеся затрудняются самостоятельно обобщать и применять знания из нескольких предметов. Вот почему желательно проводить такие уроки, чтобы помочь школьникам создать целостное восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов.
В связи с формированием метапредметных результатов предъявляются и новые требования к профессиональной деятельности и успешности учителя:
- учителю необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития;
- учителю нужно осваивать и применять новые современные технологии;
- самое важное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, учить детей «учиться».
Способ оценки метапредметных результатов предполагает не репродуцированную обучающимся информацию, а самостоятельно созданный им образовательный продукт, имеющий прикладную ценность.
Метапредметный подход в изучении биологии лежит в основе построения занятий, а метапредметный тип интеграции позволяет творчески подходить к учебному материалу. При этом сокращается разобщенность, оторванность друг от друга предметов естественнонаучного цикла.
Учащиеся на своём личном опыте убеждаются в преобразующей силе науки, а метапредметность формирует у них многогранную картину мира.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.
Мы считаем, что благодаря использованию одного из прогрессивных методов обучения в современной школе – метода учебных проектов, можно наиболее полно выявить и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Обязанность учителя химии - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности.
Таким образом, применение метода проектов на уроках химии и биологии, и во внеурочной деятельности делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным.
Из всего вышеизложенного материала логически следует вывод: на уроках химии и биологии целесообразно активно применять межпредметные связи, технологии проектного метода, игровые, информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям обучения. Их применение легко адаптируется к индивидуальным особенностям учащихся, прививает культуру общения, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, самокритичности.
В результате применения метода проектов, развиваются творческие и исследовательские способности учащихся, повышается их активность. Это способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению учащимися навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности в учащихся и интереса к изучению предмета.
Использование метода проектов на уроках биологии и химии позволяет в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию. Следовательно, при организации на уроке учебного исследования ученик ставится в позицию ученого, что способствует усвоению им не только самих знаний, но и методологии их получения.
От участия в исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс, желание расширять свои знания и умение радоваться расширению собственных познавательных горизонтов. И, наверное, самое главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей.