СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан по программе "Школа России"по учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого  

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8

им. А.Н. Ленкина г. Горно-Алтайска»











Конспект урока по предмету «Русский язык»

по теме «Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода»







Выполнила учитель начальных классов

Бабешкова Алена Ивановна



Горно-Алтайск, 2017 год

Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель

 Бабешкова Алена Ивановна

Тема урока



 Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.


Цель

Создать условия для знакомства с правописанием имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова.

Формируемые УУД



Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные с шипящими на конце;

-обеспечение глубокого понимания роли мягкого знака в русском языке;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

   

Оборудование
















-мультимедийный проектор;

-экран;

-компьютер;

- слайд-презентация

- карточки для составления схемы «Функции мягкого знака в русском языке;

- карточки для индивидуальной работы;

-символы для рефлексии;

- карты успешности работы над темой «Имя существительное».




Формы работы


фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная


Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций,  игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий.






Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)




Хорошо мы отдохнули,

Но опять звенит звонок!

Мы готовы? Стол в порядке?

Начинается урок!

  • Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6 мин)


-Написание, какой буквы мы сегодня повторим, вы узнаете из загадки.

Эта буква – хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится. (Ь)

-Чем необычны буквы Ь и Ъ?

-Какая буква употребляется чаще?

Показывает образец написания буквы

ь   ьь   ььь 

-Продолжите, соблюдая закономерность.


Организует работу с пословицами


-Прочитайте пословицы, и объясните, как вы их понимаете.(Приложение №1)

-Найдите в пословицах слова с мягким знаком.

Выпишите их.

-Определите, какую функцию выполняет мягкий знак в выписанных словах, составьте схему «Функции ь в русском языке»

( слушать, тьма- обозначение мягкости впереди стоящего;

ученье, неученье- разделительный мягкий знак;

речь- вызовет затруднение у детей в определении функции мягкого знака)




Вспоминают особенности букв Ъ и Ь, их функции , выполняют письмо по образцу

















Вырабатывают каллиграфический почерк

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем их развития

Чтение и объяснение пословиц



Упражнение

Выписывают имена существительные с Ь: РЕЧЬ, СЛУШАТЬ, УЧЕНЬЕ, НЕУЧЕНЬЕ, ТЬМА.






Ведут диалог с учителем, выполняют пробное действие, составляют схему «Функции Ь в русском языке» (Приложение №2)





Фиксируют затруднение: слово речь- вызовет затруднение у детей в определении функции мягкого знака




Регулятивные УУД:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.


Выявление места и причины затруднений (2-3 мин)

-На какой согласный звук заканчивается слово РЕЧЬ? (шипящий)

  • Какие еще шипящие вы знаете? Охарактеризуйте их.

  • Найдите еще существительное с шипящим на конце. (ЛУЧ)


Анализ учащимися возникшей ситуации с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали. Делают вывод, что у существительных на конце после шипящих иногда пишется мягкий знак, а иногда нет.

Регулятивные УУД:

-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- умение прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин)

  • Сформулируйте тему урока и цели. (Приложение №3)

-Как и с помощью чего пополним наши знания?

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

- предлагают тему урока, которую учитель может уточнить;

- выбирают средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритм и т.д.


Регулятивные УУД:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия

Реализация построенного проекта (5-7 мин)

  • Прочитайте текст. ( Приложение №4)

  • Найдите имена существительные с шипящим на конце.

-Все эти существительные в начальной форме. На какие две группы их можно разделить? Запишите, разделяя на две группы.

- Что объединяет существительные первой группы? (ж.р.) Второй? (м. р.)

- Сделаем выводы и сравним с теоретическим материалом учебника на стр.31. (Приложение №5)

-Составим пошаговый алгоритм применения нового орфографического правила. (Приложение №6)

Слушают, ведут диалог




Выдвигают гипотезы, делят на группы, записывают


Делают выводы, формулируют орфографическое правило



Читают теоретический материал учебника



Фронтально составляют алгоритм


Регулятивные УУД:

  • работать по заданному плану;

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6-7 мин)

1. Организует фронтальную работу по карточке цифрового образовательного ресурса (Приложение №7 )

































  1. Организует работу в паре по карточкам (словарно- лексическая работа) ( Приложение №8).

  • Лексическое значение замените словом, запишите, используя алгоритм:

Черная птица, вестник наступающей весны (грач)

Его надевают в дождь (плащ)

Без него не откроешь замок (ключ)

Добыча охотника (дичь)

Середина ночи (полночь)

Маленький ребенок (малыш)

Мелкие деньги (мелочь)



3. Организация фронтальной проверки и самооценки парных работ знаковыми символами (Приложение № 9)

Фронтально выполняют задание карточки цифрового образовательного ресурса с проговариванием во внешней речи


















Работа в паре на новый способ действия















Работа над ошибками, самооценка знаковыми символами

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, умение работать с различными источниками информации

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.



Познавательные УУД: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности), инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра


Физминутка (1-2 мин)

Повторяем дружно.

Засиделся ученик -

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться







ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.















Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.




Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-4мин)

Работа по индивидуальным карточкам.

1 уровень.

Прочитайте. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо. (Приложение №10)

2 уровень.

Прочитайте. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо. Дополни 2-3 словосочетания на изучаемую орфограмму

Проверка самостоятельно по эталону (Приложение №11).







Работа над ошибками

Оцените свою работу. В карте успешности под темой «Ь после шипящих на конце имен существительных» закрасьте кружок соответствующим цветом. (Приложение № 12)


Самостоятельно работают по индивидуальным карточкам, выбирая для себя уровень задания.









Самопроверка по эталону на слайде презентации







Выявление причин ошибок и их исправление.


Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Регулятивные УУД:

  • составление плана и последовательности своих действий.

  • контроль, оценка.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин)


1) Организация работы в 4 группах (упр. 59 на стр. 3) (Приложение № 13)

-На какие 4 группы можно разделить слова?

-Группа №1, запишите слова с разделительным мягким знаком

-Группа №2, запишите слова с мягким знаком для смягчения предыдущего согласного звука

-Группа №3, запишите слова с мягким знаком, указывающим на морфологический признак существительного- род

-Группа №4, запишите слова с разделительным твердым знаком

2) коллективная проверка работ

-Оцените свою работу одним из предложенных символов ( Приложение № 9)


Делят слова на группы: с разделительным мягким знаком, с мягким знаком, смягчающим предыдущий согласный, с мягким знаком, указывающим на женский род имени существительного и с разделительным твердым знаком.













Проверяют свою работу и работу других групп, оценивают свою работу знаковым символом

Личностные:

-получение навыков коллективного поведения

Познавательные:

  • умение классифицировать по орфограммам;

  • обобщение знаний

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные:

- оценка того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Рефлексия УД на уроке (4 мин)



Итог урока.

-Ребята, а как вы считаете, справились ли вы целью, поставленной в начале урока? 



-Каковы функции мягкого знака в русском языке?

- В каком случае пишется мягкий знак на конце имен существительных после шипящих?

-Закончите одно из предложений (Приложение №14)

Домашнее задание:

  1. упр. 56 на стр. 36, теоретический материал в учебнике на стр.31 повторить

  2. Творческое задание выполняют желающие ученики- составить кроссворд из имен существительных с изученной орфограммой или ребус



Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности








Отвечают на вопросы, ведут диалог.






Заканчивают одно из начатых предложений на слайде.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

Личностные УУД:

-умение видеть свои достоинства и недостатки
























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013- 159с.

  2. Степанова О. А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе.- изд.- Баласс, 2012- 128с.

  3. http://files.school-collection.edu.ru





















ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Схема «Функции мягкого знака в русском языке»



?

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Теоретический материал учебника









ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Алгоритм «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих»



ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Карточка цифрового образовательного ресурса






ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Карточка для работы в паре

Замените словом. Запишите, используя алгоритм:

Черная птица, вестник наступающей весны (____________)

Его надевают в дождь (_______________)

Без него не откроешь замок (_____________)

Добыча охотника (______________)

Середина ночи (______________)

Маленький ребенок (______________)

Мелкие деньги (______________)











ПРИЛОЖЕНИЕ №9

Знаковые символы для рефлексии

ПРИЛОЖЕНИЕ №10

Индивидуальные карточки для самостоятельной работы



ВАРИАНТ 1

Прочитайте. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Весёлая молодеж.., колючий ёж.., скорая помощ.., тёплый плащ.., хорошая реч.., серая мыш.., лесная глуш.., морской пляж…



ВАРИАНТ 2

Прочитайте. Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

Ночная тиш.., солнечный луч.., русская печ.., чудесный пейзаж.., спелая рож.., второй этаж.., ловкий циркач.., отличный врач…







ПРИЛОЖЕНИЕ №12

КАРТА УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

учени…………………………………………………………………………………..

Определение имени сущ-го

Одушевл. и неодушевл. имена сущ.

Собственные и нарицательные имена сущ.

Правописание

Род

Число

Падеж

Ь после шипящих на конце имен сущ.
















Красный кружок- без ошибок, зеленый кружок- 1-2 ошибки, синий кружок- 3 и более ошибки











ПРИЛОЖЕНИЕ №13



Упражнение 59