РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
Учитель _______________
Дата ___________________
Урок № .
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие интереса к познанию русского языка, осознание ответственности за произнесенную в общении речь;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно ) свои действия для решения задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные УДД: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать смысл читаемых текстов, осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; оценивать мысли, советы, предложениями других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
Предметные результаты:
Обучающийся научится: распознавать части речи на основе усвоенных признаков ( в объёме программы); распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число); правильно писать существительные с шипящими на конце; изменять имена существительные по числам;
Оборудование: карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Минута каллиграфии
ж ш щ ч жшщч чшжщ
журавль чайка
III. Актуализация знаний
1). Фронтальная работа
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Укажите род имён существительных.
Под одной шапкой живут.
(Стол —м.р.)
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч — м.р.)
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
(Пила — ж. р.)
Всяк за него хватается.
(Полотенце — ср. р.)
Два братца пошли в воду купаться,
А третий на берегу валяется.
(Ведро, коромысло — ср.р.)
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
(Календарь — м. р.)
IV. Самоопределение к деятельности
1). — Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Четвёртый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд. Ю. Коринец
(Апрель.)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский... С. Маршак
(почтальон).
— Что общего в записанных словах?
(Есть мягкий знак.)
— Одинаковую ли работу выполняет он во всех словах? Какую?
(Показатель мягкости и разделительный мягкий знак.)
— Придумайте сами и запишите ещё по два примера к каждому случаю.
2). Роль ь словах (карточка)
Дочь, печь, конь.
— Чем похожи эти слова?
(Есть мягкий знак.)
- Одинаковую ли работу он выполняет в этих словах?
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Индивидуальная работа
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. . (карточка №1)
У н..ры д..бычу ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась (без) хв..ста,
Вырываясь (от) к..та.
А теперь и (за) версту
Не приблизится (к) к..ту.
-В каком из слов есть мягкий знак?
(мышь)
-Как звучит последний звук в этом слове?
(твёрдо)
-Зачем же тогда здесь стоит мягкий знак?
2). Знания о языке (с.31, 32)
— На конце существительных какого рода после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак? (Женского.)
- На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (На то, что это имена существительные женского рода.)
- Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, не пишется мягкий знак.)
— Приведите примеры.
— Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.
3). Упр. 51 (с. 31).
- Прочитайте слова. На какие согласные звуки они заканчиваются?
(На шипящие.)
- Найдите имена существительные мужского рода и запишите в первый столбик.
— Найдите имена существительные женского рода и запишите во второй столбик.
— Сравните существительные с шипящим на конце женского и мужского рода. Что вы заметили? Сформулируйте правило, когда в именах существительных с шипящим на конце пишется мягкий знак.
(Существительные мужского рода пишутся без мягкого знака,
а женского рода — с мягким знаком.)
4). Упр. 52 (с. 31).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Найдите выделенные слова. Объясните их написание.
— Запишите одну любую пословицу по памяти.
— Какие орфограммы вы подчеркнули в словах?
5). Звуко-буквенный анализ
Рожь – 4 буквы, 3 звука, 1 гласный, 2 согл., 1 звонкий, 1 глухой, 2 твёрдых.
р [ р ] – согл., звонкий, твёрдый;
о [ о ] – гласный, ударный;
ж [ ш ] – согласный, твёрдый, глухой;
ь [ - ]
Вещь – 4 буквы, 3 звука, 1 гласный, 2 согл., 1 звонкий, 1 глухой, 2 мягких.
в [ в’ ] – согласный, звонкий, мягкий;
е [ э ] – гласный, ударный;
щ [ щ’ ] – согласный, глухой, мягкий;
ь [ - ]
Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 54 (с. 32).
— Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
(Мышь — это существительное женского рода, а все остальные — мужского.)
VII. Рефлексия. (карточка №2)
-Списать, определить род имён существительных. В конце существительных женского рода поставьте мягкий знак.
Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).
VIII. Подведение итогов урока
— Когда на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда не пишется?
— На что указывает мягкий знак в слове речь?
(Это существительное женского рода.)
— Приведите свои примеры слов с шипящими на конце. Объясните их написание.
— Оцените свою работу на уроке.
XIX. Домашнее задание
Упр. 53 (с. 32), слова №…
Приложение
Карточка №1 Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. –Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н..ры д..бычу ждёт, У н..ры д..бычу ждёт,
Притаившись, серый кот. Притаившись, серый кот.
Мышь осталась (без) хв..ста, Мышь осталась (без) хв..ста,
Вырываясь (от) к..та. Вырываясь (от) к..та.
А теперь и (за) версту А теперь и (за) версту
Не приблизится (к) к..ту. Не приблизится (к) к..ту.
Карточка №1 Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. –Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н..ры д..бычу ждёт, У н..ры д..бычу ждёт,
Притаившись, серый кот. Притаившись, серый кот.
Мышь осталась (без) хв..ста, Мышь осталась (без) хв..ста,
Вырываясь (от) к..та. Вырываясь (от) к..та.
А теперь и (за) версту А теперь и (за) версту
Не приблизится (к) к..ту. Не приблизится (к) к..ту.
Карточка №1 Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. –Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н..ры д..бычу ждёт, У н..ры д..бычу ждёт,
Притаившись, серый кот. Притаившись, серый кот.
Мышь осталась (без) хв..ста, Мышь осталась (без) хв..ста,
Вырываясь (от) к..та. Вырываясь (от) к..та.
А теперь и (за) версту А теперь и (за) версту
Не приблизится (к) к..ту. Не приблизится (к) к..ту.
Карточка №1 Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. –Спишите, вставьте пропущенные буквы.
У н..ры д..бычу ждёт, У н..ры д..бычу ждёт,
Притаившись, серый кот. Притаившись, серый кот.
Мышь осталась (без) хв..ста, Мышь осталась (без) хв..ста,
Вырываясь (от) к..та. Вырываясь (от) к..та.
А теперь и (за) версту А теперь и (за) версту
Не приблизится (к) к..ту. Не приблизится (к) к..ту.
дочь
печь
конь
Карточка №2
-Списать, определить род имён существительных. В конце существительных женского рода поставьте мягкий знак.
Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).
Карточка №2
-Списать, определить род имён существительных. В конце существительных женского рода поставьте мягкий знак.
Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).
Карточка №2
-Списать, определить род имён существительных. В конце существительных женского рода поставьте мягкий знак.
Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).
Карточка №2
-Списать, определить род имён существительных. В конце существительных женского рода поставьте мягкий знак.
Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).
Карточка №2
-Списать, определить род имён существительных. В конце существительных женского рода поставьте мягкий знак.
Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).
Карточка №2
-Списать, определить род имён существительных. В конце существительных женского рода поставьте мягкий знак.
Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).
Карточка №2
-Списать, определить род имён существительных. В конце существительных женского рода поставьте мягкий знак.
Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).
Карточка №2
-Списать, определить род имён существительных. В конце существительных женского рода поставьте мягкий знак.
Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).
14