Тема: Правописание мягкого знака в конце слова.
Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.
Цель урока:
Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.
Применять правила правописания: мягкий знак в конце слова.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков;
Развивать умение распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные звуки;
Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.
Развивающие:
Постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;
Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.
Воспитательные:
Воспитывать осознанное отношение к учёбе;
Включить учащихся в коллективную деятельность;
Продолжить формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);
Поддерживать в классе доброжелательную обстановку.
Формируемые УУД:
личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Ребята, прозвенел звонок. Сели все ровно, ножки под столом вместе, руки на стол.
- Какое у вас сейчас настроение?
- Надеюсь, что нам удастся сохранить такой настрой в течении всего урока.
- Какой сейчас по счёту урок?
- Какой сейчас день недели?
- Какой по счёту это день недели?
- Какое время года?
- Какая сегодня погода?
- Какой у нас сейчас с вами урок?
II. Актуализация знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
- Я желаю вам успешной и плодотворной работы. Начнём работу с узора из букв.
Запись « узора из букв»
- Давайте разомнем с вами пальчики перед тем, как начнём писать. (пальчиковая гимнастика)
- Молодцы! Открываем тетради, запишем число, классная работа.
- Сейчас я вам раздам карточки, на них напечатаны буквы, напишите в тетрадях письменные буквы.
(ьмьяьгькьиьйь ьзьньаькь (Задание: записать в тетрадях письменными буквами))
- Возьмите простой карандаш и подчеркните букву, которая чаще встречалась в «узоре».
- Какая буква повторяется чаще всего? (Буква мягкий знак)
- Правильно, ребята.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
(Появляется картинка мягкий знак.)
- Что происходит с согласной когда рядом с ней стоит буква мягкий знак?
(Согласная буква становится мягкой)
-На доске появляются слова:
карась
тополь
рысь
тетрадь
кровать
- Прочитайте слова, которые появились на доске.
- Давайте в каждом слове посчитаем сколько в них звуков и букв, и сколько слогов.
- В слове карась- 6 б,5 зв., в слове тополь- 6б., 5зв., в слове рысь- 4б., 3 зв., в слове тетрадь- 6б., 5 зв.,в слове кровать- 7б., 6 зв.
- Какое слово «лишнее»? (Рысь, так как состоит из одного слога, а все остальные из двух слогов)
- Почему так получается, что букв в слове больше, чем звуков? (Мягкий знак не об- Молодцы!означает звука, поэтому букв больше, чем звуков.)
- Молодцы!
- Мягкий знак- это волшебная буква, он не только смягчает согласную, но и может изменить слово, например, было слово мел, а если мы подставим на конец слова мягкий знак, то что за слово получится? (Мель)
- Мел, это чем мы можем рисовать на асфальте, писать на доске, а мель, это неглубокое место в реке или море.
- Что-то мы засиделись, давайте разомнёмся
III. Физ. минутка.
IV. Работа в тетрадях
- Ребята, мне нужна ваша помощь, я вчера сидела, готовила к нашему занятию, придумывала предложения, но не смогла придумать для них концовку, поможете мне?
Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту _______. (дверь )
В лесу мне видеть довелось, как грыз кору могучий ______. (лось)
Думаю, известно всем, дней в неделе ровно ______. (семь)
День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня ______. (кровать)
Не робей, но берегись, в том лесу, где бродит ______. (рысь)
- Какие вы у меня молодцы, как я вам благодарна за вашу помощь. Ребята, а какая буква есть во всех словах, что вы добавили?
- Правильно, мягкий знак!
- В какой части слова он находится? (В конце слова)
- Давайте запишем получившиеся предложения в тетрадь!
- Пишем аккуратно, без ошибок!
V. Рефлексия:
Игра.
- Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь:
лук | соль | пень | день | воз |
гном. | олень | сон | мост | куст |
нос | пять | конь | рысь | слон |
крот | плот | дом | лень | стол |
стул | шмель | дождь | осень | мак |
- Молодцы!
- Что мы сегодня с вами делали на уроке?
- Что нового вы узнали нового сегодня на уроке?
- Какое настроение у вас было во время урока?
- Ваше домашнее задание……..
Вы сегодня – молодцы!
Отвечали как бойцы!
Всем спасибо за урок!