СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мягкий знак в конце слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак в конце слова»

Тема: Правописание  мягкого знака в конце слова.

Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.

Цель урока:

  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.

  • Применять правила правописания: мягкий знак в конце слова.

Задачи:
Образовательные:

  • Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков;

  • Развивать умение распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные звуки;

  • Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.

Развивающие:

  • Постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;

  • Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать осознанное отношение к учёбе;

  • Включить учащихся в коллективную деятельность;

  • Продолжить формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);

  • Поддерживать в классе доброжелательную обстановку.


Формируемые УУД:

  • личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;

  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;

  • коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;

  • познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.

                                            Ход урока:

I.  Организационный момент.

-Ребята, прозвенел звонок. Сели все ровно, ножки под столом вместе, руки на стол.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Надеюсь, что нам удастся сохранить такой настрой в течении всего урока.

- Какой сейчас по счёту урок?

- Какой сейчас день недели?

- Какой по счёту это день недели?

- Какое время года?

- Какая сегодня погода?

- Какой у нас сейчас с вами урок?


II.  Актуализация знаний.

1. Каллиграфическая минутка.

 - Я желаю вам успешной и плодотворной работы.  Начнём работу с узора из букв.

Запись « узора из букв»

- Давайте разомнем с вами пальчики перед тем, как начнём писать. (пальчиковая гимнастика)

- Молодцы! Открываем тетради, запишем число, классная работа.

- Сейчас я вам раздам карточки, на них напечатаны буквы, напишите в тетрадях письменные буквы.

(ьмьяьгькьиьйь  ьзьньаькь (Задание: записать в тетрадях письменными буквами))
- Возьмите простой карандаш и подчеркните букву, которая чаще встречалась в «узоре».

- Какая буква повторяется чаще всего? (Буква мягкий знак)

- Правильно, ребята.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную  читать.    

(Появляется картинка мягкий знак.)

- Что происходит с согласной когда рядом с ней стоит буква мягкий знак?

(Согласная буква становится мягкой)

-На доске появляются слова:

карась

тополь

рысь

тетрадь

кровать

- Прочитайте слова, которые появились на доске.

- Давайте в каждом слове посчитаем сколько в них звуков и букв, и сколько слогов.

- В слове карась- 6 б,5 зв., в слове тополь- 6б., 5зв., в слове рысь- 4б., 3 зв., в слове тетрадь- 6б., 5 зв.,в слове кровать- 7б., 6 зв.

- Какое слово «лишнее»? (Рысь, так как состоит из одного слога, а все остальные из двух слогов)

- Почему так получается, что букв в слове больше, чем звуков? (Мягкий знак не об- Молодцы!означает звука, поэтому букв больше, чем звуков.)



- Молодцы!

- Мягкий знак- это волшебная буква, он не только смягчает согласную, но и может изменить слово, например, было слово мел, а если мы подставим на конец слова мягкий знак, то что за слово получится? (Мель)

- Мел, это чем мы можем рисовать на асфальте, писать на доске, а мель, это неглубокое место в реке или море.

- Что-то мы засиделись, давайте разомнёмся

III. Физ. минутка.


IV. Работа в тетрадях

- Ребята, мне нужна ваша помощь, я вчера сидела, готовила к нашему занятию, придумывала предложения, но не смогла придумать для них концовку, поможете мне?

Без  ключа,  ты  мне  поверь, не  откроешь  эту    _______.    (дверь )                              

В  лесу  мне  видеть  довелось,  как  грыз  кору  могучий  ______. (лось)

Думаю,  известно  всем,  дней  в  неделе  ровно  ______.  (семь)

День  прошел,  пора  уж  спать,  в  спальне  ждет  меня  ______. (кровать)

Не  робей,  но  берегись,  в  том  лесу, где  бродит  ______. (рысь)

- Какие вы у меня молодцы, как я вам благодарна за вашу помощь. Ребята, а какая буква есть во всех словах, что вы добавили?

- Правильно, мягкий знак!

- В какой части слова он находится? (В конце слова)

- Давайте запишем получившиеся предложения в тетрадь!

- Пишем аккуратно, без ошибок!


V. Рефлексия:

Игра. 
- Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь:  

лук

соль

пень

день

воз

гном.

олень

сон

мост

куст

нос

пять

конь

рысь

слон

крот

плот

дом

лень

стол

стул

шмель

дождь

осень

мак

   

- Молодцы!

- Что мы сегодня с вами делали на уроке?

- Что нового вы узнали нового сегодня на уроке?

- Какое настроение у вас было во время урока?

- Ваше домашнее задание……..

    Вы сегодня – молодцы!

    Отвечали как бойцы!

    Всем спасибо за урок!