« Мирный атом»
Автор:Емелина О.В.
Возраст детей 7-8 лет.
Оборудование, технические средства обучения: - наглядная модель атома;
- шапочки по количеству детей с буквами: Э, Н, П;
- тематические презентации;
- мультимедийные средства для презентации: экран, проектор, ноутбук.
Идея мероприятия: повышение интереса и уровня знаний школьников в области атомной энергетики, охраны окружающей среды.
Цели мероприятия:
- расширение познавательных горизонтов детей, ознакомление с понятием атома и его строением;
- формирование у дошкольников позитивного отношения и доверия к атомной энергетике и атомным технологиям;
- знакомство детей с научно исследовательским институтом (НИАР) и его деятельностью;
- развитие любознательности, элементов логического мышления, детского творчества;
- привлечение внимания детей к профессии людей, работающих в исследовательском институте.
Этапы мероприятия.
I. Организационный момент.
Демонстрация слайд-шоу. (1-2 мин.)
Педагог : - Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно на экран.
На экране появляются картины: атомный ледокол, атомная подводная лодка, атомная электростанция, модель атома. (Слайд-шоу, приложение №1).
Педагог: - Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти изображения? Действительно, всё это объединено словом – атом.
Хотите узнать об атоме больше?
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в «Страну мирного атома». Вас ждёт много нового и интересного, давайте поскорей отправимся.
II. Беседа с детьми об атоме. (2-3 мин.)
Педагог: - Ребята, из чего состоит весь мир, живая и неживая природа?
А может кто-то знает, что такое атом? (Предполагаемые ответы детей).
Педагог: - Правильно, весь мир состоит из химических элементов, а химические элементы – из атомов.
- Атом – наименьшая неделимая часть химического элемента, слово «атом» в переводе обозначает неделимый. Атомы очень малы, и мы их с вами просто так рассмотреть не сможем, зато можем о них послушать.
III. Чтение стихотворений детьми. (2-3 мин.)
Выходят 5 детей и читают стихотворения об атоме.
1. Мы сейчас расскажем вам,
Слушайте внимательно.
Из чего мы состоим,
Что мы пьём и что едим.
2. Из чего весь белый свет:
Солнце, речка, яблонь цвет.
Школа, ручки и тетрадки
И сорняк у нас на грядке.
3. Всё, что есть у нас вокруг,
Из молекул, юный друг.
Так для нас они малы,
Как песчинки для Луны.
4. Хоть молекула мала,
В микроскопе не видна,
Из частиц ещё помельче
Всё же состоит она.
5. У частиц тех имя есть,
Их названье – атомы.
Мы сейчас строенье их
Педагог: - Что вы узнали из стихотворений детей? (Предполагаемые ответы детей).
- Вам интересно узнать, из чего же состоят атомы?
IV. Рассказ педагога, демонстрация наглядной модели атома.
(3-4 мин.)
Педагог: - Атомы состоят из ядра и электронов.
На доске педагог демонстрирует модель строения атома (Приложение № 2), сопровождая показ стихотворением.
Отрицательный заряд
Есть у электрона…
Он вокруг ядра кружит
Словно спутник новый.
Педагог: - Ядро состоит из протонов и нейтронов, у протонов – положительный заряд, а у нейтронов – нет заряда.
Две сестры в одном ядре
Жили – поживали,
Их протоном и нейтроном
Люди называли.
Положительный заряд
У сестры – протона,
У другой сестры-нейтрона
Нету никакого.
Педагог: - Протоны, нейтроны и электроны находятся в постоянном движении, так вырабатывается энергия. Я предлагаю вам сейчас превратиться в частицы атома и поиграть.
Дети надевают шапочки с буквами: Э – электроны, Н – нейтроны, П – протоны.
V. Физкультурная минутка.
Игра «Собери атом». (2-3 мин.)
Одни становятся электронами, другие – нейтронами, а третьи – протонами. На полу два круга: внутренний – ядро, внешний – движение электронов.
По команде педагога: «Раз, два, три – атом собери!» под музыку дети создают модель атома и показывают движение частиц.
Затем разбегаются в разные стороны, по команде воспитателя вновь собираются на свои места (нейтроны и протоны в центре, электроны по внешнему кругу).
Педагог: - Молодцы, мы с вами отдохнули, получили заряд энергии и бодрости.
Дети проходят и рассаживаются на свои места.
VI. Беседа воспитателя с детьми. (1-2 мин.)
Педагог. - Ребята, как вы думаете, для чего нужна атомная энергия? (Предполагаемые ответы детей). Конечно, для того чтобы летали ракеты, плавали корабли, жили люди и получали такую нужную энергию.
Педагог: - А в нашем городе есть такое место, которое связано с атомами, с атомной энергией? (Предполагаемые ответы детей).
Педагог: - Конечно, это НИАР, который известен не только в нашей стране, но и во всём мире. И мы с вами должны гордиться, что живём в таком известном городе, о котором знают даже за границей, потому что у нас находится НИАР.
На экране демонстрируются слайды с изображением НИАРА (приложение № 3).
После рассказа и просмотра дети задают интересующие их вопросы.
VIII. Итоги мероприятия и оценка полученных детьми результатов.
(2-3 мин.)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что интересного вы узнали сегодня, а что больше запомнилось?
- Как вы думаете, нужна атомная энергетика людям? Что интересного узнали о нашем заводе?
- А вы бы хотели работать в НИАР, когда вырастете? (Ответы детей).
- Ребята, что из того, что сегодня вы узнали, вам пригодится в будущем?
- Что самое главное вы запомнили об атомной энергетике? (Ответы детей).
- Дорогие ребята, пока мы с вами путешествовали, к нам пришло письмо, а в нём – приглашение посетить наш бесконтактный зоопарк .