СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Местоимение как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи "

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

-А что такое тайна?  (Нечто неизвестное, неразгаданное.)


-А вы готовы открывать тайны? Тогда, начнём.

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату.

Слушание






Дети высказывают свои предположения.




Дети настраиваются на работу, записывают дату.

Мин. чистописан

А чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание некоторых букв. Молодцы!

Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв МЫ

Формулирование проблемы.

- Мы не зря писали именно такое чистописание. Каждый из вас может сказать о себе «я». Но все вместе – это «мы»! И сегодня на уроке, как я вам уже сказала, мы все вместе откроем ещё одну тайну русского языка.

- Вот сейчас мы дружно вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?


-Возьмите карточки сиреневого цвета.

-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол













Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.


Проверка на доске со слайда

Оценили себя,

Чему учились?


- Почему вы не все слова распределили?


- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.


-Приступим к достижению цели.


На партах у вас карточки желтого цвета с текстом


1. Помидор - овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он - овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.

- О чём говорится в первом тексте?

-О чём говорится во 2 тексте?

- Вместо каких слов употреблены слова он, они?

-Место какой части речи заняли эти слова?

- А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?




- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.


- Нужно распределить слова, по частям речи.














- Они не относятся ни к одной из групп.

-Да.

Да.

- Не знаем.

-Узнать, как называется новая часть речи.










Помидор,

Существительных


(Знающие ученики отвечают, что это местоимения)


Сообщение темы и задач урока

Сформулируйте тему нашего урока.


Какие задачи мы поставим перед собой?


Тема нашего урока: Местоимение как часть речи

Мы должны узнать, что такое местоимение, для чего они используются в речи.



Физмин ????



Открытие новых знаний.






















Физминутка

Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне.

(На арену вышел слон.

К нам пришел с подарком он.

Он принес друзьям цветок

Красный словно огонек )

Значение каких слов вам не понятны?


На какой вопрос отвечает слово «слон»?

Каким местоимением заменяется слово СЛОН?

На какой вопрос отвечает слово «он».

Значит, какой вывод мы можем сделать?



-А зачем заменили существительные местоимением?


Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?

Давайте понаблюдаем.

Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.

Понятно ли о ком говорится в стихотворении?

Значит, какой вывод мы можем сделать? (Указывает на предметы, но не называет их)

Какую работу можем проделать?(списать подчеркн.гл.члены)

Сколько предложений в тексте, какой это текст? как будем записывать?

-Чему учились

-оцените работу

Давайте составим правило сами, опираясь на знания, полученные в ходе наблюдений. Возьмите розовые листы на партах, внимательно прочитайте. Поработайте в группах. Подчеркните из слов в скобках только правильный вариант.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).

Местоимение – (часть речи, не часть речи),

которая …

(указывает на предметы, но не называет их;

указывает на предметы и называет предметы).


А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?

Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение!

Давайте откроем учебники на стр. 101-102, там есть правило тётушки совы, которое вам необходимо будет выучить дома. Сравним наш вывод с выводом в учебнике.

Работа с определением (с. 101,102).

1. Самостоятельное чтение про себя.

2. Беседа по вопросам:

- Местоимение – это часть речи?

- Местоимение называют предмет?

-Какую роль выполняют?

– Назовите ещё раз местоимения.

– Сколько их? (8.)







Дети читают стихотворение на слайде



Отвечает на вопрос КТО?

(местоимением ОН)

Отвечает на опрос КТО?

Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

Чтобы не было повторов




(Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.)




Развитие умений.

А сейчас давайте проверим, как эта разгаданная тайна поможет вам в изучении русского языка, выполним упражнение 173.

Выписать только местоимения. Взаимопроверка с доски я,ты, мы.

Чему учились?

Оценили?



Взаимопроверка со слайда Проверка по эталону.

Закрепление полученных знаний

Следующую работу я предлагаю вам выполнить в группах, возьмите карточки белого цвета.





Итог урока.

А теперь давайте подведём итог нашего урока.

Какую тайну русского

языка мы сегодня с вами разгадали?

- Какую часть речи изучали?

- Какое определение вывели?

-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Какими местоимениями пополнили наш словарный запас?

Ответы детей: мы узнали, что такое местоимение, как оно связано с именем существительным, зачем в речи нужны местоимения и т.д.

Рефлексия

Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Прикрепите тот смайлик, который соответствуют вашей работе на уроке.

Дети выбирают и поднимают выбранный смайлик.