Организационный момент | Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» -А что такое тайна? (Нечто неизвестное, неразгаданное.) -А вы готовы открывать тайны? Тогда, начнём. - Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату. | Слушание Дети высказывают свои предположения. Дети настраиваются на работу, записывают дату. |
Формулирование проблемы. | - Мы не зря писали именно такое чистописание. Каждый из вас может сказать о себе «я». Но все вместе – это «мы»! И сегодня на уроке, как я вам уже сказала, мы все вместе откроем ещё одну тайну русского языка. - Вот сейчас мы дружно вспомним: «Что такое речь?» - Какие части речи вам знакомы? -Возьмите карточки сиреневого цвета. -Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. какое задание вам предстоит выполнить? Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | | | | | | | | | | | | | Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить. Проверка на доске со слайда Оценили себя, Чему учились? - Почему вы не все слова распределили? - А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? - А как называется эта часть речи? - Значит, какая цель нашего урока. -Приступим к достижению цели. На партах у вас карточки желтого цвета с текстом 1. Помидор - овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов. 2. Он - овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов. - О чём говорится в первом тексте? -О чём говорится во 2 тексте? - Вместо каких слов употреблены слова он, они? -Место какой части речи заняли эти слова? - А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного? | - Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол. - Нужно распределить слова, по частям речи. - Они не относятся ни к одной из групп. -Да. Да. - Не знаем. -Узнать, как называется новая часть речи. Помидор, Существительных (Знающие ученики отвечают, что это местоимения) |
Открытие новых знаний. Физминутка | Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне. (На арену вышел слон. К нам пришел с подарком он. Он принес друзьям цветок Красный словно огонек ) Значение каких слов вам не понятны? На какой вопрос отвечает слово «слон»? Каким местоимением заменяется слово СЛОН? На какой вопрос отвечает слово «он». Значит, какой вывод мы можем сделать? -А зачем заменили существительные местоимением? Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении? Значит, какой вывод мы можем сделать? (Указывает на предметы, но не называет их) Какую работу можем проделать?(списать подчеркн.гл.члены) Сколько предложений в тексте, какой это текст? как будем записывать? -Чему учились -оцените работу Давайте составим правило сами, опираясь на знания, полученные в ходе наблюдений. Возьмите розовые листы на партах, внимательно прочитайте. Поработайте в группах. Подчеркните из слов в скобках только правильный вариант. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения). Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая … (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы). А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение! Давайте откроем учебники на стр. 101-102, там есть правило тётушки совы, которое вам необходимо будет выучить дома. Сравним наш вывод с выводом в учебнике. Работа с определением (с. 101,102). 1. Самостоятельное чтение про себя. 2. Беседа по вопросам: - Местоимение – это часть речи? - Местоимение называют предмет? -Какую роль выполняют? – Назовите ещё раз местоимения. – Сколько их? (8.) | Дети читают стихотворение на слайде Отвечает на вопрос КТО? (местоимением ОН) Отвечает на опрос КТО? Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное. Чтобы не было повторов (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.) |
Итог урока. | А теперь давайте подведём итог нашего урока. Какую тайну русского языка мы сегодня с вами разгадали? - Какую часть речи изучали? - Какое определение вывели? -Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? Какими местоимениями пополнили наш словарный запас? | Ответы детей: мы узнали, что такое местоимение, как оно связано с именем существительным, зачем в речи нужны местоимения и т.д. |