СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметные связи на уроках в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметность в широком значении означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметные связи на уроках в начальных классах»


ГБОУ СОШ с. Надеждино

Учитель начальных классов: Ананьева В.Е.


Доклад

Метапредметные связи на уроках в начальных классах


Метапредметность в широком значении означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Вооружить таким важным умением, как умение учиться является главной  задачей  новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. 
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.  Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные  результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.


И так

Урок русского языка во 2 классе

«Имя существительное»

Цель урока

Метапредметная Расширить изучение предмета "русский язык" через интеграцию с изобразительным искусством и литературным чтением


Предметная

Обобщение знаний обучающихся об имени существительном

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:


    1. Решение учебной проблемы (Интеграция с предметом "Изобразительное искусство" )

- Давайте вспомним, какие картины о зиме мы знаем? (Познавательные, коммуникативные, личностные)

Вопросы:

-Приведите примеры имён существительных в

1. названии картин,

2. изображениях


    1. Работа с источниками информации (со словарём)

Учитель зачитывает текст из толкового словаря (и на доске) после вопросов:

-Кто знает, что такое пейзаж? Сани?

8.Продолжение работы над темой урока. Развитие кругозора. Интеграция с предметом "Литературное чтение"

- Какие литературные произведения о зиме вы знаете? - Кто их автор?

- Знаете ли вы произведения Александра Строкина о зиме? А.Строкин –поэт из села Кошки (Книга «Кондурчинское раздолье» Показ). Выпишете из его стихотворения имена существительные, определите их число.

Взаимопроверка (в парах)

Строки стихотворения «Зима пришла, волшебница седая»


Зима пришла, волшебница седая,
Накрыла белой скатертью поля.
И, серебро повсюду рассыпая,
Легла, как пух, на плечи тополям.

Умыла землю ветром и порошей,
Одела речку шубой меховой,
Осиновая задремала роща,
Окутанная светлой пеленой.

Село, надвинув белые береты,
На снег роняет голубую тень.
Стучит в окно своей озябшей веткой
Обсыпанная инеем сирень.




Использование метапредметных связей

на уроке русского языка , окружающего мира и информатики с ИКТ во 2 классе

Цель урока: создать страницу для первоклассников

в информационном пространстве

по теме « Невидимые нити в лесу»

(предмет - окружающий мир)

Детям было предложено: добавить в текст

необходимые имена прилагательные (тема русского языка)

и создать иллюстрацию к полученному тексту

Вставь нужные имена прилагательные, чтобы украсить текст. Если нужно изменяй форму слова. Проверь работу. УДАЧИ!

Только ________________ елочка спасает их от гибели. _______________

белочка лакомится на__________________ ветках семенами из шишек.

________________ зайка спрятался под ________________ елью от

_________________ лисицы.

_____________________________________________________________

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: длинный густой

серый трусливый

беленький пушистый

шустрый зеленый

хитрый колючий

Рассказ составленный учащимися

Зимняя история

Пришла холодная зима. Трещат лютые морозы. Снег укрыл землю пушистым ковром.

Тяжело диким зверям зимой в лесу. Только зеленая елочка спасает их от гибели. Шустрая белочка лакомится на колючих ветках семенами из шишек. Трусливый зайка спрятался под густой елкой от хитрой лисицы.

Не рубите ели! Берегите их!

Выполненная детьми страница к будущей книги

Зимняя история


Пришла холодная зима. Трещат лютые морозы. Снег укрыл землю пушистым ковром.

Тяжело диким зверям зимой в лесу. Только зеленая елочка спасает их от гибели. Шустрая белочка лакомится на колючих ветках семенами из шишек. Трусливый зайка спрятался под й лисицы.

Не рубите ели! Берегите их!

Итоги урока

Учащиеся:

  • поняли возможности использования средств ИКТ в урочное и во внеурочное время;

  • получили представление о том, что в содружестве с родителями и учителями можно: создавать, рисовать, печатать тексты и иллюстрации, использовать полученные знания и умения в жизни;

  • повысили мотивацию к учебе;

  • получили возможность проявить себя с лучшей стороны.

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема урока. Куда текут реки (Изучение нового материала)

Цели урока:

1. организовать деятельность обучающихся для расширения и уточнения представления детей о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде через проведение практических работ и через возможности ИКТ;

2. создать условия для наблюдений, рассуждений, выводов и обмена мнениями посредством вопросов и заданий для формирования познавательных, регулятивных коммуникативных и универсальных учебных действий;

3. способствовать формированию личностных универсальных учебных действий.


Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть видеофрагмент (Электронное приложение к учебнику для 1 класса»).

Работа с учебником.

Рассматривание фотографий с. 67.

Ученики сравнивают реку и море. Называют различия.

Учитель. Очень важно помнить правила безопасного поведения на водоёмах.

Ученики перечисляют правила. На доске предупреждающие и запрещающие знаки, плакаты



В 1-3 классах есть диски для уроков русского языка, математики, окружающего мира. Так например, в 1 классе для уроков обучения грамоты есть диски: с мультфильмами, с героями сказок, играми, картинками для составления рассказов. И всё это для каждого урока. При работе в прописях также используются метапредметные связи с рисованием, литературным чтением, например, встречаются ,знакомятся с героями сказок, раскрашивают их.

На уроках окружающего мира кроме использования ИКТ,часто бываем на природе, знакомимся с живой и неживой природой .



Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся.


Литература


1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед кадров / Е.С. Полат и др. Под общей ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.


2.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008

3. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.

4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.


5. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.






































Вставь нужные имена прилагательные, чтобы украсить текст. Если нужно изменяй форму слова. Проверь работу. УДАЧИ!

Только ________________ елочка спасает их от гибели. _______________

белочка лакомится на__________________ ветках семенами из шишек.

________________ зайка спрятался под ________________ елью от

_________________ лисицы.

_____________________________________________________________

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: длинный густой

серый трусливый

беленький пушистый

шустрый зеленый

хитрый колючий
































Литература


1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед кадров / Е.С. Полат и др. Под общей ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.


2.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008

3. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.

4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.


5. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.