СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация наглядно показывает, как формируется проектная деятельность по биологии в рамках внеурочного времени. 

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках биологии»

Использование информационных технологий в проектной и исследовательской деятельности в школе   учитель биологии: Князева М.С. МБОУ СШ№73 г.Ульяновска

Использование информационных технологий в проектной и исследовательской деятельности в школе

учитель биологии: Князева М.С.

МБОУ СШ№73 г.Ульяновска

 В современном обществе решающую роль играют информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии, которые оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни человека.

В современном обществе решающую роль играют информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии, которые оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни человека.

 «Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно ориентированного образования.»

«Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно ориентированного образования.»

Что необходимо нашим школьникам для успеха? Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи Уметь работать в команде и обладать навыками общения Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них Эффективно использовать знания реальной жизни Компьютерная грамотность Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи Уметь работать в команде и обладать навыками общения Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них Эффективно использовать знания реальной жизни Компьютерная грамотность

Что необходимо нашим школьникам для успеха?

  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи Уметь работать в команде и обладать навыками общения Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них Эффективно использовать знания реальной жизни Компьютерная грамотность
  • Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
  • Уметь работать в команде и обладать навыками общения
  • Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
  • Эффективно использовать знания реальной жизни
  • Компьютерная грамотность
Определение метода проектов Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине XIX века в США. Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта.

Определение метода проектов

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Возник во второй половине XIX века в США.

Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта.

Определение метода проектов Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии  со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.

Определение метода проектов

Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать

дело по душе, в соответствии

со своими устремлениями и

возможностями, освоить

необходимые знания и

навыки,

способствуя зарождению

интереса к последующей

деятельности.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.
  • Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
  • Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
Требования к реализации метода Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Требования к реализации метода

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Требования к реализации метода Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Требования к реализации метода

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Требования к реализации метода Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части  проекта (с указанием поэтапных  результатов).

Требования к реализации метода

  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части

проекта (с указанием поэтапных

результатов).

Требования к реализации метода

  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Этапы проектной деятельности Проблемно – целевой этап Для чего создается данный проект; чем вызвана необходимость его Для чего создается данный проект; чем вызвана необходимость его  создания; как в дальнейшем  будет использоваться данный  проект; Каким должен быть проект; Кто будет создавать проект; Каким должен быть проект; Кто будет создавать проект;  какие знания, умения и навыки  имеют учащиеся в начале и будут  иметь в конце создания проекта.

Этапы проектной деятельности

  • Проблемно – целевой этап
  • Для чего создается данный проект; чем вызвана необходимость его
  • Для чего создается данный проект; чем вызвана необходимость его

создания; как в дальнейшем

будет использоваться данный

проект;

  • Каким должен быть проект; Кто будет создавать проект;
  • Каким должен быть проект;
  • Кто будет создавать проект;

какие знания, умения и навыки

имеют учащиеся в начале и будут

иметь в конце создания проекта.

Этапы проектной деятельности Разработка сценария; первичное изучение источников; отбор содержания; определяется примерный объем проекта; Прописываются роли всех участников проекта; уточнение задач; уточнение календарного плана; первичное изучение источников; отбор содержания; определяется примерный объем проекта; Прописываются роли всех участников проекта; уточнение задач; уточнение календарного плана;

Этапы проектной деятельности

  • Разработка сценария;
  • первичное изучение источников; отбор содержания; определяется примерный объем проекта; Прописываются роли всех участников проекта; уточнение задач; уточнение календарного плана;
  • первичное изучение источников;
  • отбор содержания;
  • определяется примерный объем проекта;
  • Прописываются роли всех участников проекта;
  • уточнение задач;
  • уточнение календарного плана;
Этапы проектной деятельности Предварительная защита; Выявляются недоработки; Намечаются пути устранения Выявляются недоработки; Намечаются пути устранения  недостатков; Производится отладка Производится отладка Защита проекта; Презентация проекта; анализ результатов; самооценка; Отчет. Презентация проекта; анализ результатов; самооценка; Отчет.

Этапы проектной деятельности

  • Предварительная защита;
  • Выявляются недоработки; Намечаются пути устранения
  • Выявляются недоработки;
  • Намечаются пути устранения

недостатков;

  • Производится отладка
  • Производится отладка
  • Защита проекта; Презентация проекта; анализ результатов; самооценка; Отчет.
  • Презентация проекта;
  • анализ результатов;
  • самооценка;
  • Отчет.
I этап– погружение в проект Учитель  Формулирует Проблему проекта Сюжетную ситуацию Цель и задачи Учащиеся  Осуществляют Личностное присвоение проблемы Вживание в ситуацию Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач

I этап– погружение в проект

  • Учитель

Формулирует

  • Проблему проекта
  • Сюжетную ситуацию
  • Цель и задачи
  • Учащиеся

Осуществляют

  • Личностное присвоение проблемы
  • Вживание в ситуацию
  • Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач
II этап – организация деятельности Учитель Учащиеся Организует деятельность – предлагает  Осуществляют Организовать группы Распределить амплуа в группах Спланировать деятельность по решению задач проекта Возможные формы презентации результатов Разбивку на группы Распределение ролей в группе Планирование работы Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

II этап – организация деятельности

  • Учитель
  • Учащиеся

Организует деятельность – предлагает

Осуществляют

  • Организовать группы
  • Распределить амплуа в группах
  • Спланировать деятельность по решению задач проекта
  • Возможные формы презентации результатов
  • Разбивку на группы
  • Распределение ролей в группе
  • Планирование работы
  • Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
III этап - осуществление деятельности Учитель Учащиеся  Не участвует Работают активно и самостоятельно Но консультирует учащихся по необходимости Ненавязчиво контролирует Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща Консультируются по необходимости «добывают» недостающие знания Подготавливают презентацию результатов

III этап - осуществление деятельности

  • Учитель
  • Учащиеся

Не участвует

Работают активно и самостоятельно

  • Но консультирует учащихся по необходимости
  • Ненавязчиво контролирует
  • Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость
  • Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов
  • Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
  • Консультируются по необходимости
  • «добывают» недостающие знания
  • Подготавливают презентацию результатов
IV этап – презентация проектов Учитель Учащиеся  Принимает отчет  Демонстрируют Обобщает и резюмирует полученные результаты Подводит итоги обучения Оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др. Акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др. Понимание проблемы, цели и задач Умение планировать и осуществлять работу Найденный способ решения проблемы Рефлексию деятельности и результата Дают взаимооценку деятельности и её результативности

IV этап – презентация проектов

  • Учитель
  • Учащиеся

Принимает отчет

Демонстрируют

  • Обобщает и резюмирует полученные результаты
  • Подводит итоги обучения
  • Оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др.
  • Акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др.
  • Понимание проблемы, цели и задач
  • Умение планировать и осуществлять работу
  • Найденный способ решения проблемы
  • Рефлексию деятельности и результата
  • Дают взаимооценку деятельности и её результативности
Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя. По сути, весь труд учителя – это ежедневное проектирование. Наша работа имеет конкретную цель. Мы ставим цели, задачи, ищем информацию, обрабатываем ее, представляем итоги публично. Так, план урока на современном языке часто звучит «проект урока» .
  • Проектную деятельность ведут не

только ученики, но и учителя.

По сути, весь труд учителя – это ежедневное проектирование.

Наша работа имеет

конкретную цель.

Мы ставим цели, задачи,

ищем информацию,

обрабатываем ее,

представляем итоги публично.

Так, план урока на современном

языке часто звучит «проект урока» .

Проектная деятельность на примере предмета биологии в МБОУ СШ № 73 г.Ульяновска. Совместно с детьми мы разрабатываем три проекта: Ученик 7 Б класса Радионов Сергей разрабатывает проект на тему: «Новейшие гипотезы лечения заболевания СПИД и ВИЧ». Ученик 7 А класса Нитчук Егор разрабатывает проект на тему: «Еноты- уникальные животные» Ученица 5 А класса: Аникьева Анна разрабатывает проект на тему: «Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и оценка токсичности почвенного покрова»

Проектная деятельность на примере предмета биологии в МБОУ СШ № 73 г.Ульяновска.

Совместно с детьми мы разрабатываем три проекта:

  • Ученик 7 Б класса Радионов Сергей разрабатывает проект на тему: «Новейшие гипотезы лечения заболевания СПИД и ВИЧ».
  • Ученик 7 А класса Нитчук Егор разрабатывает проект на тему: «Еноты- уникальные животные»
  • Ученица 5 А класса: Аникьева Анна разрабатывает проект на тему: «Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и оценка токсичности почвенного покрова»
Проект на тему: «Новейшие гипотезы лечения заболевания СПИД и ВИЧ». Родионов Сергей проявил инициативу по разработке проекта на данную тему, совместно мы разработали две основные новейшие гипотезы лечения такого сложного и распространенного заболевания, как СПИД, заключаются они в следующем: Применение стволовых клеток и их генетических модификаций, т.е. зараженному человеку пересаживают собственные стволовые клетки, в ДНК которых включены три искусственных гена, которые вырабатывают защиту от вируса.

Проект на тему: «Новейшие гипотезы лечения заболевания СПИД и ВИЧ».

Родионов Сергей проявил инициативу по разработке проекта на данную тему, совместно мы разработали две основные новейшие гипотезы лечения такого сложного и распространенного заболевания, как СПИД, заключаются они в следующем:

  • Применение стволовых клеток и их генетических модификаций, т.е. зараженному человеку пересаживают собственные стволовые клетки, в ДНК которых включены три искусственных гена, которые вырабатывают защиту от вируса.
2. «Скользкие лимфоциты», на примере работы автомата с игрушками, где игрушки обработаны специальной скользкой смесью, и их нереально вытащить Сергей придумал работу таких лимфоцитов после прививки, которые становятся скользкими и вирусы СПИДа не могут в них внедриться, данная гипотеза на сегодняшний является уникальной.
  • 2. «Скользкие лимфоциты», на примере работы автомата с игрушками, где игрушки обработаны специальной скользкой смесью, и их нереально вытащить Сергей придумал работу таких лимфоцитов после прививки, которые становятся скользкими и вирусы СПИДа не могут в них внедриться, данная гипотеза на сегодняшний является уникальной.
Проект на тему: «Еноты уникальные животные»  Ученик 7 А класса Нитчук Егор, проявил инициативу по разработке проекта о енотах, как уникального инвазионного вида на территории России, как мы знаем енот-американец, на примере России и Японии мы разрабатываем проект о енотах, как они легко адаптируются в новых условиях существования, а главное почему и чем обусловлена такая уникальность данного вида «Енот –полоскун».

Проект на тему: «Еноты уникальные животные»

Ученик 7 А класса Нитчук Егор, проявил инициативу по разработке проекта о енотах, как уникального инвазионного вида на территории России, как мы знаем енот-американец, на примере России и Японии мы разрабатываем проект о енотах, как они легко адаптируются в новых условиях существования, а главное почему и чем обусловлена такая уникальность данного вида «Енот –полоскун».

  Проект на тему: «Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и оценка токсичности почвенного покрова»  Аникьева Анна, ученица 5 А класса выполняет сложный и интересный проект о загрязнение микрорайона бытовым мусором, вместе с Аней мы провели исследования почвы и высчитали, что наиболее загрязненный покров был, на пр-те. Ленинского комсомола, в связи с большим количеством автотранспорта, в зимний период мы исследуем снег, в разных частях улице, и во дворах, исследуя и сравнивая различные факторы загрязнения.

Проект на тему: «Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и оценка токсичности почвенного покрова»

Аникьева Анна, ученица 5 А класса выполняет сложный и интересный проект о загрязнение микрорайона бытовым мусором, вместе с Аней мы провели исследования почвы и высчитали, что наиболее загрязненный покров был, на пр-те. Ленинского комсомола, в связи с большим количеством автотранспорта, в зимний период мы исследуем снег, в разных частях улице, и во дворах, исследуя и сравнивая различные факторы загрязнения.

Применение проектных технологий в обучении биологии позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
  • Применение проектных технологий в

обучении биологии позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические

действия, развивать творческие

способности, активизировать

познавательную деятельность

учащихся.