Использование информационных технологий в проектной и исследовательской деятельности в школе
учитель биологии: Князева М.С.
МБОУ СШ№73 г.Ульяновска
В современном обществе решающую роль играют информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии, которые оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни человека.
«Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно ориентированного образования.»
Что необходимо нашим школьникам для успеха?
- Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи Уметь работать в команде и обладать навыками общения Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них Эффективно использовать знания реальной жизни Компьютерная грамотность
- Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи
- Уметь работать в команде и обладать навыками общения
- Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
- Эффективно использовать знания реальной жизни
- Компьютерная грамотность
Определение метода проектов
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Возник во второй половине XIX века в США.
Проект – это буквально “брошенный вперед”, т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания объекта.
Определение метода проектов
Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать
дело по душе, в соответствии
со своими устремлениями и
возможностями, освоить
необходимые знания и
навыки,
способствуя зарождению
интереса к последующей
деятельности.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.
- Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.
- Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
- Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
Требования к реализации метода
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Требования к реализации метода
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Требования к реализации метода
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части
проекта (с указанием поэтапных
результатов).
Требования к реализации метода
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Этапы проектной деятельности
- Для чего создается данный проект; чем вызвана необходимость его
- Для чего создается данный проект; чем вызвана необходимость его
создания; как в дальнейшем
будет использоваться данный
проект;
- Каким должен быть проект; Кто будет создавать проект;
- Каким должен быть проект;
- Кто будет создавать проект;
какие знания, умения и навыки
имеют учащиеся в начале и будут
иметь в конце создания проекта.
Этапы проектной деятельности
- первичное изучение источников; отбор содержания; определяется примерный объем проекта; Прописываются роли всех участников проекта; уточнение задач; уточнение календарного плана;
- первичное изучение источников;
- отбор содержания;
- определяется примерный объем проекта;
- Прописываются роли всех участников проекта;
- уточнение задач;
- уточнение календарного плана;
Этапы проектной деятельности
- Выявляются недоработки; Намечаются пути устранения
- Выявляются недоработки;
- Намечаются пути устранения
недостатков;
- Производится отладка
- Производится отладка
- Защита проекта; Презентация проекта; анализ результатов; самооценка; Отчет.
- Презентация проекта;
- анализ результатов;
- самооценка;
- Отчет.
I этап– погружение в проект
Формулирует
- Проблему проекта
- Сюжетную ситуацию
- Цель и задачи
Осуществляют
- Личностное присвоение проблемы
- Вживание в ситуацию
- Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач
II этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает
Осуществляют
- Организовать группы
- Распределить амплуа в группах
- Спланировать деятельность по решению задач проекта
- Возможные формы презентации результатов
- Разбивку на группы
- Распределение ролей в группе
- Планирование работы
- Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
III этап - осуществление деятельности
Не участвует
Работают активно и самостоятельно
- Но консультирует учащихся по необходимости
- Ненавязчиво контролирует
- Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость
- Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов
- Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
- Консультируются по необходимости
- «добывают» недостающие знания
- Подготавливают презентацию результатов
IV этап – презентация проектов
Принимает отчет
Демонстрируют
- Обобщает и резюмирует полученные результаты
- Подводит итоги обучения
- Оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др.
- Акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др.
- Понимание проблемы, цели и задач
- Умение планировать и осуществлять работу
- Найденный способ решения проблемы
- Рефлексию деятельности и результата
- Дают взаимооценку деятельности и её результативности
- Проектную деятельность ведут не
только ученики, но и учителя.
По сути, весь труд учителя – это ежедневное проектирование.
Наша работа имеет
конкретную цель.
Мы ставим цели, задачи,
ищем информацию,
обрабатываем ее,
представляем итоги публично.
Так, план урока на современном
языке часто звучит «проект урока» .
Проектная деятельность на примере предмета биологии в МБОУ СШ № 73 г.Ульяновска.
Совместно с детьми мы разрабатываем три проекта:
- Ученик 7 Б класса Радионов Сергей разрабатывает проект на тему: «Новейшие гипотезы лечения заболевания СПИД и ВИЧ».
- Ученик 7 А класса Нитчук Егор разрабатывает проект на тему: «Еноты- уникальные животные»
- Ученица 5 А класса: Аникьева Анна разрабатывает проект на тему: «Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и оценка токсичности почвенного покрова»
Проект на тему: «Новейшие гипотезы лечения заболевания СПИД и ВИЧ».
Родионов Сергей проявил инициативу по разработке проекта на данную тему, совместно мы разработали две основные новейшие гипотезы лечения такого сложного и распространенного заболевания, как СПИД, заключаются они в следующем:
- Применение стволовых клеток и их генетических модификаций, т.е. зараженному человеку пересаживают собственные стволовые клетки, в ДНК которых включены три искусственных гена, которые вырабатывают защиту от вируса.
- 2. «Скользкие лимфоциты», на примере работы автомата с игрушками, где игрушки обработаны специальной скользкой смесью, и их нереально вытащить Сергей придумал работу таких лимфоцитов после прививки, которые становятся скользкими и вирусы СПИДа не могут в них внедриться, данная гипотеза на сегодняшний является уникальной.
Проект на тему: «Еноты уникальные животные»
Ученик 7 А класса Нитчук Егор, проявил инициативу по разработке проекта о енотах, как уникального инвазионного вида на территории России, как мы знаем енот-американец, на примере России и Японии мы разрабатываем проект о енотах, как они легко адаптируются в новых условиях существования, а главное почему и чем обусловлена такая уникальность данного вида «Енот –полоскун».
Проект на тему: «Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и оценка токсичности почвенного покрова»
Аникьева Анна, ученица 5 А класса выполняет сложный и интересный проект о загрязнение микрорайона бытовым мусором, вместе с Аней мы провели исследования почвы и высчитали, что наиболее загрязненный покров был, на пр-те. Ленинского комсомола, в связи с большим количеством автотранспорта, в зимний период мы исследуем снег, в разных частях улице, и во дворах, исследуя и сравнивая различные факторы загрязнения.
- Применение проектных технологий в
обучении биологии позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические
действия, развивать творческие
способности, активизировать
познавательную деятельность
учащихся.