СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Алгоритм формирования навыков самоконтроля и самооценки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Алгоритм формирования навыков самоконтроля и самооценки" была написана в начале работы с 5 классом, когда выявилась проблема неадекватной само- и взаимооценки учащихся. Реализуется в рамках технологии обучения в сотрудничестве.

Представлена на русском языке.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Алгоритм формирования навыков самоконтроля и самооценки"»

Алгоритм формирования навыков самоконтроля и самооценки

(вариант на русском языке)

Актуальность темы: проблема организации уроков рефлексии, направленных на развитие умений самоконтроля и самооценки, весьма актуальна в настоящее время. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, сегодня является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Важно формировать интерес не только к содержанию, но и к процессу деятельности, анализируя при рефлексии не только результат (чему научились?), но и способы достижения результатов (что мы для этого делали?).

Причины проблемы:

  • Возрастные особенности учащихся. Одним из ведущих мотивов в процессе обучения является желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей, но умение самооценки еще не сформировано;

  • Недостаточная сформированность алгоритма самооценки и регулятивных учебных действий;

  • Специфика учебного предмета: его коммуникативная направленность, требующая необходимого и достаточного объема устной практики для каждого ученика. Недостаточный уровень языковой подготовки учащихся для осуществления самооценки и регулятивных учебных действий на иностранном языке.

Поиск решения: учитель реализует технологию обучения самооценке в рамках групповой работы, которая создает комфортные условия повторения материала и формирования самооценки. В условиях групповой работы возникает благоприятная для учения доверительная, эмоционально-положительная атмосфера в классе: исчезает страх перед учебной неудачей (сообща легче найти решение, не знаешь сам – объяснят или помогут одноклассники), возрастает уверенность учащихся в собственных силах (“Я тоже знаю и могу это сделать”). Учитель планирует действия по формированию алгоритма самооценки и развивает регулятивные учебные действия (целеполагание, прогнозирование, планирование, самоконтроль), включая их в учебный процесс, и разрабатывает памятки для учащихся, представляющие алгоритм самооценки, и таблицы, фиксирующие результаты учащихся. Учитель включает в группу учащихся с разным уровнем языковой подготовки. В результате в группе есть учащиеся, которые могут взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь учащимся, имеющим затруднения в ходе выполнения задания. Такое взаимодействие способствует повышению коммуникативной и познавательной мотивации, организует интенсивную самостоятельную работу по накоплению знаний, совершенствованию навыков и умений. Увеличивается время пребывания каждого ученика в иноязычной среде, обеспечивает постоянное, непрерывное речевое взаимодействие учеников.

Результативность: в результате целенаправленной работы учащихся алгоритм самооценки постепенно сворачивается. Временные затраты первого этапа обучения самооценке оправдывают учебный результат.


Опираясь на рекомендации Школы 2100, включение учащихся в процесс самооценки начинается с наиболее легкого задания, которое соответствует, согласно таксономии Блума, уровню знания. Упражнение, на основе которого формируется самооценка учащегося, направлено на проверку знания лексических единиц по определенной теме.




Инструкция (для учителя):

I. Этап. Цель

● Учащиеся ставят цель урока: учитель объявляет, что все темы модуля изучены, и затем следует итоговая контрольная по модулю – учащиеся делают вывод, что нужно подготовиться к контрольной и повторить материал, либо выяснить имеющиеся пробелы в знаниях. Также учитель добавляет, что на этом уроке уч-ся будут учиться оценивать свою работу.

II. Этап. Турнир

Уч-ся разделяются на две подгруппы, для каждой подгруппы объявляется капитан. Каждому учащемуся раздаются по карточке с первым заданием, бланку самооценки, а также две карточки зеленого и красного цвета для этапа работы с группой, инструкция.

● Уч-ся выполняют первое задание индивидуально; за переговоры снимается один балл. На карточке рядом с каждым пунктом задания в скобках указывается уровень уверенности в правильном ответе (0 – не уверен, 1 - уверен). Если в первом задании 10 пунктов, и учащийся уверен в правильности всех ответов, он заносит в бланк самооценки в графу «Я» 10 баллов. Учитель проверяет заполненность карточек с заданием и графы «Я» в бланке.

На выполнение данного этапа даётся 3 минуты.

● Далее следует этап работы в группе. Капитан зачитывает со своей карточки с заданием пункты и свой вариант ответа по порядку. Если учащиеся согласны с ответом, они поднимают зелёную карточку, если не согласны – красную. В случае разночтения ответов учащиеся обсуждают пункт задания, вызвавший вопросы, в группе, аргументируют свои ответы (предоставляют правила), и вся группа останавливается на одном варианте ответа. Затем каждый учащийся подсчитывает ответы и заносит баллы в бланк самооценки, в графу «Группа».

На выполнение данного этапа даётся 3 минуты

● Затем идёт этап работы с эталоном. Капитан зачитывает полученный от учителя бланк с правильными ответами. Учащиеся проверяют свои записи и заносят количество правильных ответов, которые они получили в результате групповой работы, в бланк самооценки, в графу «Эталон» (10 правильных ответов – 10 баллов).

III. Обучение самооценке.

Учителем вызывается один ученик, с которым они проходят шаги самооценки. Также все шаги проговаривается с группой. Вопросы к шагам вынесены на доску.

1) ученику:

- какое было задание?

- задание было для тебя лёгким или трудным?

группе:

- какой шаг мы прошли (какую задачу мы выполнили)?

- с какой целью мы выполнили это задание? (повторение лексического материала, выявление пробелов в знании)

2) ученику:

- ты был уверен во всех своих ответах?

- сколько баллов ты поставил в графе «Я»?

группе:

- какой шаг мы сейчас прошли? (определяли уверенность в своих знаниях)

3) ученику:

- изменился ли твой результат после работы в группе, повлияла ли она на твоё решение?

- сколько баллов ты поставил в графе «Группа»?

группе:

- какой шаг мы сейчас прошли? (как влияет группа на результаты)

4) ученику:

- оцени себя: поставь в последней графе бланка («Результат») 2 балла, если ты выполнил всё задание правильно и самостоятельно, 1 балл – если с помощью группы.

группе:

- какой шаг мы сейчас прошли? (самооценивание)

Выполните его самостоятельно.

5) ученику:

- достиг ли ты цели?

- какой материал тебе нужно повторить, если есть ошибки?

группе:

- какой материал нуждается в повторении, если есть ошибки?

Инструкция (для учащихся):

1) Возьми карточку «Exercise 1». Внимательно прочитай задание к упражнению и самостоятельно выполни его. В скобках, рядом с каждым пунктом упражнения, поставь цифру «1», если ты полностью уверен в правильности своего ответа, «0» - если не уверен. Каждая цифра – это балл. Подсчитай общее количество баллов и занеси его в «Бланк самооценки», в графу «Я». На выполнение упражнения даётся 3 минуты. За переговоры снимается 1 балл.


2) Теперь ты будешь работать в группе. Капитан зачитывает пункты задания и правильные ответы по порядку. Если ты согласен с ответом, подними зелёную карточку. Если не согласен – красную. Если у вас разные ответы, обсудите их, приведите доводы в свою пользу, вспомните соответствующие правила и придите к общему решению. Подсчитай количество баллов, которое у тебя получилось после работы над упражнением в группе, и занеси его в «Бланк самооценки», в графу «Группа».

На работу в группе даётся 3 минуты.


3) Капитан зачитывает правильные ответы, сверь их с теми, которые у тебя получились после работы в группе. Подсчитай их количество и поставь баллы в графу «Эталон».


На проверку даётся 3 минуты.



Бланк самооценки

Бланк самооценки

Я

Группа

Эталон

Результат












Exercise 1

Match the words.

Example:

0

K

(1) do K chores

1


( ) send A a shower

2


( ) do B work

3


( ) catch C with fiends

4


( ) have D the dog

5


( ) start E my homework

6


( ) walk F text messages

7


( ) go G the Internet

8


( ) hang out H the bus

9


( ) surf I a musical instrument

10


( ) play J to bed



Эталон

1 – F

2 – E


3 – H

4 – A


5 – B

6 – D


7 – J

8 – C


9 – G

10 – I










2