Алгоритм формирования навыков самоконтроля и самооценки
(вариант на русском языке)
Актуальность темы: проблема организации уроков рефлексии, направленных на развитие умений самоконтроля и самооценки, весьма актуальна в настоящее время. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, сегодня является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Важно формировать интерес не только к содержанию, но и к процессу деятельности, анализируя при рефлексии не только результат (чему научились?), но и способы достижения результатов (что мы для этого делали?).
Причины проблемы:
Возрастные особенности учащихся. Одним из ведущих мотивов в процессе обучения является желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей, но умение самооценки еще не сформировано;
Недостаточная сформированность алгоритма самооценки и регулятивных учебных действий;
Специфика учебного предмета: его коммуникативная направленность, требующая необходимого и достаточного объема устной практики для каждого ученика. Недостаточный уровень языковой подготовки учащихся для осуществления самооценки и регулятивных учебных действий на иностранном языке.
Поиск решения: учитель реализует технологию обучения самооценке в рамках групповой работы, которая создает комфортные условия повторения материала и формирования самооценки. В условиях групповой работы возникает благоприятная для учения доверительная, эмоционально-положительная атмосфера в классе: исчезает страх перед учебной неудачей (сообща легче найти решение, не знаешь сам – объяснят или помогут одноклассники), возрастает уверенность учащихся в собственных силах (“Я тоже знаю и могу это сделать”). Учитель планирует действия по формированию алгоритма самооценки и развивает регулятивные учебные действия (целеполагание, прогнозирование, планирование, самоконтроль), включая их в учебный процесс, и разрабатывает памятки для учащихся, представляющие алгоритм самооценки, и таблицы, фиксирующие результаты учащихся. Учитель включает в группу учащихся с разным уровнем языковой подготовки. В результате в группе есть учащиеся, которые могут взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь учащимся, имеющим затруднения в ходе выполнения задания. Такое взаимодействие способствует повышению коммуникативной и познавательной мотивации, организует интенсивную самостоятельную работу по накоплению знаний, совершенствованию навыков и умений. Увеличивается время пребывания каждого ученика в иноязычной среде, обеспечивает постоянное, непрерывное речевое взаимодействие учеников.
Результативность: в результате целенаправленной работы учащихся алгоритм самооценки постепенно сворачивается. Временные затраты первого этапа обучения самооценке оправдывают учебный результат.
Опираясь на рекомендации Школы 2100, включение учащихся в процесс самооценки начинается с наиболее легкого задания, которое соответствует, согласно таксономии Блума, уровню знания. Упражнение, на основе которого формируется самооценка учащегося, направлено на проверку знания лексических единиц по определенной теме.
Инструкция (для учителя):
I. Этап. Цель
● Учащиеся ставят цель урока: учитель объявляет, что все темы модуля изучены, и затем следует итоговая контрольная по модулю – учащиеся делают вывод, что нужно подготовиться к контрольной и повторить материал, либо выяснить имеющиеся пробелы в знаниях. Также учитель добавляет, что на этом уроке уч-ся будут учиться оценивать свою работу.
II. Этап. Турнир
Уч-ся разделяются на две подгруппы, для каждой подгруппы объявляется капитан. Каждому учащемуся раздаются по карточке с первым заданием, бланку самооценки, а также две карточки зеленого и красного цвета для этапа работы с группой, инструкция.
● Уч-ся выполняют первое задание индивидуально; за переговоры снимается один балл. На карточке рядом с каждым пунктом задания в скобках указывается уровень уверенности в правильном ответе (0 – не уверен, 1 - уверен). Если в первом задании 10 пунктов, и учащийся уверен в правильности всех ответов, он заносит в бланк самооценки в графу «Я» 10 баллов. Учитель проверяет заполненность карточек с заданием и графы «Я» в бланке.
На выполнение данного этапа даётся 3 минуты.
● Далее следует этап работы в группе. Капитан зачитывает со своей карточки с заданием пункты и свой вариант ответа по порядку. Если учащиеся согласны с ответом, они поднимают зелёную карточку, если не согласны – красную. В случае разночтения ответов учащиеся обсуждают пункт задания, вызвавший вопросы, в группе, аргументируют свои ответы (предоставляют правила), и вся группа останавливается на одном варианте ответа. Затем каждый учащийся подсчитывает ответы и заносит баллы в бланк самооценки, в графу «Группа».
На выполнение данного этапа даётся 3 минуты
● Затем идёт этап работы с эталоном. Капитан зачитывает полученный от учителя бланк с правильными ответами. Учащиеся проверяют свои записи и заносят количество правильных ответов, которые они получили в результате групповой работы, в бланк самооценки, в графу «Эталон» (10 правильных ответов – 10 баллов).
III. Обучение самооценке.
Учителем вызывается один ученик, с которым они проходят шаги самооценки. Также все шаги проговаривается с группой. Вопросы к шагам вынесены на доску.
1) ученику:
- какое было задание?
- задание было для тебя лёгким или трудным?
группе:
- какой шаг мы прошли (какую задачу мы выполнили)?
- с какой целью мы выполнили это задание? (повторение лексического материала, выявление пробелов в знании)
2) ученику:
- ты был уверен во всех своих ответах?
- сколько баллов ты поставил в графе «Я»?
группе:
- какой шаг мы сейчас прошли? (определяли уверенность в своих знаниях)
3) ученику:
- изменился ли твой результат после работы в группе, повлияла ли она на твоё решение?
- сколько баллов ты поставил в графе «Группа»?
группе:
- какой шаг мы сейчас прошли? (как влияет группа на результаты)
4) ученику:
- оцени себя: поставь в последней графе бланка («Результат») 2 балла, если ты выполнил всё задание правильно и самостоятельно, 1 балл – если с помощью группы.
группе:
- какой шаг мы сейчас прошли? (самооценивание)
Выполните его самостоятельно.
5) ученику:
- достиг ли ты цели?
- какой материал тебе нужно повторить, если есть ошибки?
группе:
- какой материал нуждается в повторении, если есть ошибки?
Инструкция (для учащихся):
1) Возьми карточку «Exercise 1». Внимательно прочитай задание к упражнению и самостоятельно выполни его. В скобках, рядом с каждым пунктом упражнения, поставь цифру «1», если ты полностью уверен в правильности своего ответа, «0» - если не уверен. Каждая цифра – это балл. Подсчитай общее количество баллов и занеси его в «Бланк самооценки», в графу «Я». На выполнение упражнения даётся 3 минуты. За переговоры снимается 1 балл. 2) Теперь ты будешь работать в группе. Капитан зачитывает пункты задания и правильные ответы по порядку. Если ты согласен с ответом, подними зелёную карточку. Если не согласен – красную. Если у вас разные ответы, обсудите их, приведите доводы в свою пользу, вспомните соответствующие правила и придите к общему решению. Подсчитай количество баллов, которое у тебя получилось после работы над упражнением в группе, и занеси его в «Бланк самооценки», в графу «Группа». На работу в группе даётся 3 минуты. 3) Капитан зачитывает правильные ответы, сверь их с теми, которые у тебя получились после работы в группе. Подсчитай их количество и поставь баллы в графу «Эталон». На проверку даётся 3 минуты. |
Бланк самооценки
Бланк самооценки |
Я | Группа | Эталон | Результат |
| | | |
Exercise 1
Match the words.
Example:
(1) do K chores ( ) send
A a shower
( ) do
B work
( ) catch
C with fiends
( ) have
D the dog
( ) start
E my homework
( ) walk
F text messages
( ) go
G the Internet
( ) hang out
H the bus
( ) surf
I a musical instrument
( ) play
J to bed
Эталон |
1 – F 2 – E | 3 – H 4 – A | 5 – B 6 – D | 7 – J 8 – C | 9 – G 10 – I |
2