СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для семинара тренинга "Выбор профессии"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на учащихся 8–11-х классов. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для семинара тренинга "Выбор профессии"»

Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Данный семинар - тренинг позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.
Во время тренинга молодые люди смогут:
· изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
· получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях (выставка литературы)
· получить информацию о правилах выбора профессии.

Цели и задачи. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Структура тренинга. Программа рассчитана на учащихся 8–11-х классов. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики.


План тренинга

Когда человек не знает к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

СЕНЕКА

Перед началом тренинга бэйдж с именем у каждого участника.

Олеся 1. Вводная беседа. (2-3 минуты)

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга. Принимаются правила работы в группе.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс. Его эффективность зависит от многих факторов. но прежде, чем начать наш семинар-тренинг, я прошу вас взять стикеры и написать на нем- Зачем вы сюда пришли, чего опасаетесь?("Дерево ожиданий" стикеры на ватман).

Вообще, как правило, информация и помощь в профессиональном самоопределении должна оказываться школой начиная с начальных классов, но так происходит, увы, не в каждой школе. И насколько мне известно максимально, что может предложить школа, это несколько классных часов по этой теме, да и то не всегда и не у всех. Сегодня мы попытаемся выяснить уровень вашей осведомленности по данному вопросу и попытаемся заложить зерно, которое в последствие должно будет вырасти в тот продукт, который вам нужен. А начнем со знакомства.

2. Знакомство ( мяч) вместе по кругу(5 минут)

Участникам по кругу предлагается представиться и назвать свои характерные черты на начальную букву своего имени..

Оля 3. Игра «Самая-самая» (5-7 минут)

Участники делятся на 2-3 команды. (через одного на яблоки, груши, сливы)

Каждой команде дается следующая инструкция:
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными? до последнего варианта.
Участникам предлагаются следующие характеристики:
· самая зеленая профессия;
· самая сладкая профессия;
· самая денежная профессия;
· самая волосатая профессия;
· самая детская профессия;
· самая неприличная профессия;
· самая смешная профессия;
· самая общительная профессия;
· самая серьезная профессия.
Каждая команда дает свои варианты ответов.


20% информации человек усваивает, когда слушает,

50%, когда видит, и 90%усваивает, когда сам делает.

4.Олеся Теоретический блок. (5-7 мнут) "Факторы влияющие на выбор"

Важность выбора профессии. Ответственный выбор для успешной деятельности и адаптации в социуме. Что для этого нужно? Над этим вопросом я попрошу подумать вас, разбившись на 2-3 команды. Я подготовила некоторые материалы, ваша задача попытаться составить блок необходимого с учетом важности тех или иных компонентов, а после вы попробуете защитить свою модель, доказав, что она правильная.

Упражнение «Профессия — необходимое качество» (5минут)

Ведущий называет профессию, участникам предлагается назвать необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.(водитель автомобиля, плотник, управленец-менеджер, учитель)

Если есть время-А теперь попробуйте составить профессиограмму для одной из профессий.

Оля 5. Игра «Профессия на букву» (лист с буквой на выбор) 5-7 минут

Командам предлагаются буквы. Задача участников — написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы за 1 минуту. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

Далее ликбез на тему современных профессий. И о том как правильно выбирать (изучать профессию, т.е. где можно получить проф., необходимые условия и личностные качества, востребованность и удовлетворение от профессии и работы).

Олеся 6. Важно знать и учитывать личностные особенности, склонности, уровень притязаний, самооценка, умение взаимодействовать в любом коллективе, коммуникативные навыки, умение справляться с трудностями, стрессом и многое другое. Чтобы исследовать все эти грани человеческой личности, существует множество методик, анкет, опросников. Но для того, чтобы понять себя даже их порой недостаточно, нужна консультация знающего человека. Сегодня мы проведем Опросник «Социальный интеллект».

Оля 7. Игра "Самурай, дракон, принцесса"

8. Обратная связь

Участники подходят к дереву, читают свои записи ожиданий и делятся впечатлениями о занятии. Оправдались ли ваши ожидания и опасения. Даем по листочку для обратной связи : Понравилось ли занятие и чего бы хотелось, т.е. пожелания.

Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
· название профессии;
· вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
· предмет и продукт труда;
· знания и умения, необходимые для выполнения работы;
· условия работы;
· медицинские противопоказания;
· требования к человеку;
· пути получения профессии.

Выберите одну профессию(любую) и составьте для нее профессиограмму.

Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
· название профессии;
· вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
· предмет и продукт труда;
· знания и умения, необходимые для выполнения работы;
· условия работы;
· медицинские противопоказания;
· требования к человеку;
· пути получения профессии.

Выберите одну профессию(любую) и составьте для нее профессиограмму.

Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
· название профессии;
· вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
· предмет и продукт труда;
· знания и умения, необходимые для выполнения работы;
· условия работы;
· медицинские противопоказания;
· требования к человеку;
· пути получения профессии.

Выберите одну профессию(любую) и составьте для нее профессиограмму.

Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
· название профессии;
· вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
· предмет и продукт труда;
· знания и умения, необходимые для выполнения работы;
· условия работы;
· медицинские противопоказания;
· требования к человеку;
· пути получения профессии.

Выберите одну профессию(любую) и составьте для нее профессиограмму.

1. Теоретический блок

Правила выбора профессии

· Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
· Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
· Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
· Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
· Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).
· Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.
· При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
· При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
· Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.

3. Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии»

Участники методом «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.

1. Теоретический блок

Ошибки и затруднения при выборе профессии

· Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
· Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
· Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
· Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
· Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
· Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
· Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.
· Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.
· Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

3. Упражнение «Профессия — необходимое качество»

Ведущий называет профессию, участникам предлагается назвать необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.

3. Теоретический блок

При выборе профессии следует учитывать:
· Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом хочу.
· Возможности личности — знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья — могу.
· Запросы рынка труда, потребность в кадрах — надо.

4. Анализ по схеме

Участникам предлагаются 2–3 профессии, которые необходимо проанализировать в кругу по вышеописанной схеме (хочу — могу — надо).

1. Теоретический блок

Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
· название профессии;
· вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
· предмет и продукт труда;
· знания и умения, необходимые для выполнения работы;
· условия работы;
· медицинские противопоказания;
· требования к человеку;
· пути получения профессии.

2. Упражнение

Каждому участнику предлагается выбрать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.

3. Игра в профессии

Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.

3. Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»

Из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование.

4. Обратная связь

Участникам предлагается заполнить следующую анкету.
Что вам понравилось в тренинге?
Что вам не понравилось в тренинге?
Стали ли вы лучше понимать себя?
Определились ли вы в выборе профессии?
Нужна ли такая тренинговая программа, может ли она помочь в выборе профессии?

Ведущий и участники обмениваются мнениями о результатах тренинга.