СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мероприятия по математике в рамках Года экологии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2017 году пройдет Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. Об этом сообщается на официальном сайте Минприроды России. Предлагаемое мероприятие способствует достижению следующих целей:

  • образовательный аспект: осознание значимости проблемы загрязнения окружающей среды с помощью математических расчетов;
  • развивающий аспект: развитие познавательных способностей учащихся путем осуществления поиска математической модели проблем экологии;
  • воспитательный аспект: формирование духовно-нравственных качеств личности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия по математике в рамках Года экологии»

Ульяновский район

Филиал МОУ Ундоровского лицея











Конспект внеклассного мероприятия

«Мир, в котором мы живем»






Автор


Салахетдинова

Галина Владимировна










Цели:


  • образовательный аспект: осознание значимости проблемы загрязнения окружающей среды с помощью математических расчетов;



  • развивающий аспект: развитие познавательных способностей учащихся путем осуществления поиска математической модели проблем экологии;



  • воспитательный аспект: формирование духовно-нравственных качеств личности










Оборудование:


  • мультимедийный проектор;

  • презентация «Наша планета»;

  • художественный фильм «Послезавтра»;

  • магнитофон;

  • запись песни «Расскажите, птицы»;

  • плакат, на одной стороне которого изображена цветущая Земля, на другой – загрязненная, загазованная;

  • большой глобус;

  • карточки с задачами (15);

  • листы с текстами песни «Край сосновый» (16);

  • гитара.
















Сценарий мероприятия.


1 этап.


Звучит магнитофонная запись песни И. Николаева «Расскажите, птицы!», которая заканчивается словами:


Расскажите, птицы,

Времечко пришло,

Что планета наша-

Хрупкое стекло.

Реки и озера, рощи и поля.

Сверху все это нежнее хрусталя.

Неужели мы услышим со всех сторон

Хрустальный звон,

Хрустальный звон?


Учитель (его слова сопровождаются слайдами презентации «Наша Земля»; слайды в приложении).


Сейчас на Земле третье тысячелетие, 2005-й год. Мы с вами живем на планете Земля (Слайд 1). Мы – земляне. Хозяева этой планеты. Ее разумные обитатели. Нас окружают широкие поля и луга. Реки, прозрачные озера дают нам чистую воду (Слайд 2, 3). Леса – возможность обогреть свое жилище и, главное, возможность дышать (Слайд 4). Но всегда ли мы ценим нашу природу? К сожалению, нет. Известно, что с 1600 года (прошло всего 405 лет) на земле навсегда исчезло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих.

Они в подавляющем большинстве исчезли по вине человека. В прериях Америки паслись бесчисленные стада бизонов. Они полностью были истреблены. Сейчас на земле нет ни одного бизона. Стеллерова корова, обитавшая в водах Берингова пролива, была описана в 1741 году, а в 1768 году она уже исчезла. Скольких лет хватило человеку, чтобы погубить это животное? (27 лет)

Человек строит города, заводы. Без этого не обойтись. Но строить нужно не бездумно. Строить нужно так, чтобы не губить леса, не загрязнять воды рек и озер (слайд 5), чтобы не отравлять воздух (слайд 6). Иначе это может привести к необратимым последствиям. Посмотрите кадры из, пока к счастью, фантастического фильма «Послезавтра». Обратите внимание на вопросы (Слайд 7), которые мы обсудим после просмотра.


Просмотр фрагмента художественного фильма «Послезавтра».


Обсуждаются затронутые вопросы в форме дискуссии.


2 этап.


Ведущие-консультанты – ученики старших классов



Ведущий 1

Как нам Землю родную сберечь

От огня, сажи, копоти, газа?

Вот труба заводская и печь

Так дымит, что невидимы глазу.

Ведущий 2

Небо, солнце, цветы и деревья,

Луг вдали за прозрачной рекой.


Ведущий 1

Да река почернела от зелья,

Что втекает в нее день деньской!


Ведущий 2


Вырубают леса на планете,

А сажать не торопятся, нет!

Что ж увидят на ней наши дети

По прошествии нескольких лет?



Открывается доска с плакатом, изображающим загрязненную Землю.

К каждому элементу мозаики (их 15) прикреплен номер задачи, которую предстоит решить учащимся.


Ведущий 1

Нефтяные моря в океанах?

Кучи мусора в наших лесах?

Мир без птиц? Гербицидов отраву

В каждом зернышке на полях?


Ведущий 2


Знать должны, где опасность таится

Для прекрасной природы Земли,

Чтобы детям и внукам в наследство

Передать мы планету смогли.




Ведущий 1


В наше время нельзя равнодушно

Говорить, что мол «Ноу проблем».

Нашу Землю спасать будем дружно,

И задачи достанутся всем.


3 этап.



Учитель.

Ребята, наша мозаика состоит из 15 кусочков. На каждом номер задачи. Мы возьмем каждый по одному, решим каждый свою задачу, и все вместе сможем сделать нашу планету чистой и красивой. [Учитель должен взять себе тот кусочек, на котором отмечена задача про туристов; она решается в последнюю очередь.]

Ученики получают задачи (тексты задач в приложении), решают. Консультанты проверяют. Решившие раньше, помогают товарищам.


4 этап.


После того, как все задачи решены, ребята по очереди прочитывают условия своих задач и называют ответ. При необходимости учитель комментирует затронутую в задаче проблему.


5 этап.


Из кусочков мозаики все вместе складывают плакат той стороной, на которой изображена цветущая Земля.


Учитель зачитывает свою задачу.


«В палаточном лагере на площади в 1 га за 3 летних месяца отдыхают 10 тысяч туристов. За сутки один невоспитанный турист может:

  1. сжечь 1 м3 древесины;

  2. Оставит на дереве автограф площадью 1 дм2;

  3. Сломать до 10 молодых деревьев.


Какой вред могут принести лесу 10 тысяч невоспитанных туристов?»




Решение:


  1. 30+31+31=92 (сут.) – в летних месяцах;

  2. 92*1*10000=920000 (м3) – древесины;

  3. 92*1*10000=920000 (дм3) = 9200 (м2)– коры;

  4. 92*10*10000=9200000 (деревьев).

И это только на 1 га!!!


НО!

Турист (если он действительно турист, а не «чайник») никогда так не поступает. Для костра он использует только сухие деревья. Ломать просто так молодые деревья туристу и в голову не придет. Он ведь приходит к ним (деревьям), как к друзьям. А что касается автографа на дереве, то каждый турист сможет проявить себя иначе. Например, спеть у костра хорошую песню о красоте родной Земли, о доброте и дружбе, о том, что человек – хозяин идет по земле очень осторожно, чтобы ничего не испортить, никого не обидеть, чтобы жила Земля и оставалась жемчужиной Вселенной долгие-долгие …? Сколько лет? (Ответы учащихся).



6 этап.


Разучивают и исполняют песню «Ау!».


«Ау!»

Слова: Д. Сухарева. Музыка: Г. Шангина-Березовского

  1. Немые версты встают за спиной.

Ночные звезды встают над страной.

К костру придвинулся сумрак ночной –

Нам немного осталось.

Немного чаю из кружки хлебнуть,

Ночному небу в глаза заглянуть.

И, не мечтая о жизни иной,

Не спеша затянуть.

Припев. Край сосновый, ау!

Вечер, ау, новый.

Дай нам мягче траву,

Дай нам покрепче чай.

С каждым шагом, ау,

Дали зовут снова.

Значит снова, ау,

Скажем привалу: «Прощай».


  1. И не придумана песня никем.

Мы не носили ее в рюкзаке.

Мы зачерпнули ее в роднике,

Когда смывали усталость.

Озерной синью она рождена,

Ее стучит на рассвете желна,

Лесной царевной в зеленом венце

Нам досталась она.

Припев. Край сосновый, ау!

Вечер, ау, новый.

Дай нам мягче траву,

Дай нам покрепче чай.

С каждым шагом, ау,

Дали зовут снова.

Значит снова, ау,

Скажем привалу: «Прощай».


Приложение 1





Слайд 1



Слайд 2






Слайд 3



Слайд 4

































Слайд 5
































Слайд 6







 Виноват ли человек в том, что произошло с планетой?


 Можно ли избежать таких последствий?


 Как?




Слайд 7


Приложение


Задачи экологического содержания.


  1. Образование плодородного гумусового горизонта мощностью 20см происходит в течение двух тысячелетий. При ускоренной эрозии (под влиянием деятельности человека) разрушение этого слоя может произойти за 10 лет. Во сколько раз скорость разрушения гумусового слоя превышает скорость накопления.


Решение. 1) 20 : 2000 = 0,01(см) - гумусового слоя образуется в год;

2) 20 : 10 = 2(см) - разрушается;

3) 2 : 0,01 = в 200 раз - скорость разрушения превышает скорость накопления.


  1. На Земле становится обычным рукотворный «лунный пейзаж». В округе Белмонт (США), площадь которого 137 тыс. га, занято карьерами и отвалами 80 тыс. га. Сколько пшеницы можно было бы собрать с этой площади при урожайности 30 центнеров с гектара?


Решение. 30 * 80 000 = 2 400 000 (ц) – пшеницы, которую можно получить на месте «лунного пейзажа».


Данные о площади всего округа Белмонт излишни. Они носят эмоциональный характер и показывают, что горно-рудная промышленность округа заняла более половины его площади.


  1. Одна тонна металлолома позволяет сэкономить 2 т руды и 1,3 т угля. Ученики Вышкинской школы собрали 6 т металлолома. Сколько руды и сколько угля сэкономили ученики нашей школы.


Решение. 2 * 6 = 12 (т) – руды;

1,3 * 6 = 7,8 (т) – угля сэкономили ученики Вышкинской школы.


  1. По мнению ученых, увеличение жилой площади до 9 м² на человека вдвое снижает количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. В России примерно 150 млн. человек. В каждой семье приблизительно 3,6 человек. Жилищные условия каждой третьей семьи ниже нормы. В каждой такой семье есть по 1 больному человеку. Насколько бы снизилось количество сердечно-сосудистых и нервных заболеваний в этих семьях, если бы их жилая площадь увеличилась до 9 м² на человека?


Решение. 1) 150 000 000 : 3,6 = 41 700 000 ≈ 41,7 млн. – семей в России;

2) 41,7 : 3 = 13,9 млн. – семей живут в условиях ниже нормы, значит, столько же и больных людей.

3) 13,9 : 2 = на 6,95 млн.- уменьшилось бы число больных при улучшении жилищных условий.


Данные о 9 м² на человека для решения задачи излишни. Но они позволяют судить о том, какие условия нужно создать каждой отдельной семье.


  1. В знаменитой роще под С.-Петербургом лиственница дает ежегодный прирост древесины 11 м³ на каждом гектаре. В соседнем лесном массиве прирост составляет 4,35 м³. В каждой роще запас древесины равен 200 м³ на один гектар. Деревья какого массива производительней? Во сколько раз? Какие технические преимущества имеет лиственница перед другими деревьями?


Решение. Более производительным назовём то дерево, у которого отношение прироста древесины к общему его запасу больше.

    1. 11: 200 = 0,055 – у лиственницы;

    2. 4,35 : 200 = 0,02175– у других деревьев;

    3. 0,055 : 0,02175 ≈ в 2,5 раза лиственница производительней других деревьев.


Лиственница не только растёт быстрей других деревьев, но и имеет древесину, устойчивую против гниения. К тому же эта древесина очень прочная. Так, предел прочности вдоль волокон при сжатии у лиственницы такой же, как у дуба, около 520 г/см². Но дуб растёт значительно медленней.


  1. Оборотное водоснабжение нашей страны (когда в промышленность направляется уже ранее использованная и очищенная вода) изменилось с 65 тыс. м³ до 98,2 тыс. м³. На сколько процентов увеличилось оборотное водоснабжение?


Решение. 1) 98,2 – 65 = на 33,2 (тыс.м³) - увеличилось оборотное водоснабжение;

2) 33,2 : 65 * 100 % ≈ на 51,1 % - увеличилось оборотное водоснабжение.


  1. США ежегодно выбрасывают в атмосферу более 200 млн. т вредных веществ. Из них более 40 % по вине транспорта, главным образом автомобилей. Сколько тонн вредных веществ выбрасывается в атмосферу транспортными средствами США?


Решение. 1) 200 : 100 * 40 = 80 (млн т).

  1. В окрестностях Тюмени, Омска и Томска уже к 30-м гг. ХХ в. строевой лес был вырублен в радиусе 30 – 40 км. Какова площадь вырубленных лесов в окрестности каждого из этих городов?

Решение. Поскольку данные приблизительные, естественно выбрать их среднее арифметическое, т.е. считать, что радиус вырубки в каждом случае равен 35 км. По формуле площади находим:

3,14 * 35² = 3846,5 (км²).


  1. Город Екатеринбург с населением свыше 1 млн. человек занимает площадь около 20 тыс. га. За 1 год такая территория при хорошем озеленении производит в среднем 25 тыс. т кислорода. Однако для обеспечения здоровья горожан требуется не менее 10 млн. т кислорода. Во сколько раз нужно увеличить площадь зеленых насаждений, чтобы получить для города необходимый объем кислорода?


Решение. 10000000 : 25000 = в 400 раз - нужно увеличить площадь зеленых насаждений.


Указания на площадь города, на число его жителей совершенно бесполезны для решения задачи.


  1. Аральское море в год недополучает воды: из Амударьи более 60 млрд. км³ и из Сырдарьи – более 40 млрд. км³. Эта вода направляется из этих рек на орошение земель. В 1986 г. ученые подсчитали, что сохранись такие темпы расходования воды к 2000 г., от этого крупнейшего водоема осталась бы только десятая часть. Каков объем воды был в Аральском море в 1986 г.?


Решение. 1) 40 + 60 = 100 (млрд. км³) - воды Аральское море не получает за год;

2) 100 * 14= 1400(млрд. км³) - за 14 лет, что составляет 0,9 частей воды;

3) 1400 : 0,9 ≈ 1556(млрд. км³) - был равен объем воды в Аральском море в 1986 г.


  1. Сегодня в распоряжении человечества находится 11 млрд. га пахотной земли, которая может прокормить 47 млрд. человек. Сколько человек кормит 1 га пахотной земли?


Решение. 47 : 11 ≈ 4,27 человек.


Но вопрос задачи не точен. Не сказано, к какому периоду времени относятся наши расчеты. Однако, если учесть, что в большинстве стран мира снимают только один урожай в год, придется заключить, что 1 га кормит 4-х человек в год.


  1. Сосновый лес задерживает на своих кронах 20% выпадающих осадков, еловый – 40%, пихтовый – 60%. За время дождя выпало 10 см осадков. Сколько вылилось на вас влаги, если вы прятались под пихтой, елью, сосной? Считайте, что площадь, занимаемая вами, равна 1/6 м².


Решение. «Выпадение 10 см осадков» на языке метеорологов означает, что выпало 10 см осадков на 1 см площади.

    1. 1/6 м² = 10000 см² : 6 = 1666,7 см² - площадь, занимаемая человеком, в сантиметрах;

    2. 1666,7 * 10 = 16667 (см³) = 16,7 (л) - объем выпавшей воды

Пихта задержит 60% осадков, значит, на человека прольется 40% дождя, т.е.

16,7 * 0,4 = 6,68 (л) – влаги прольется на человека, прятавшегося под пихтой.

Ель задержит 40% воды, человеку достанется 60%, т.е.

16,7 * 0,6 = 10,02 (л).

Сосна удержит 20% воды, а 80% направит вниз, т.е.

16,7 * 0,8 = 13,36 (л).


Выходит от дождя лучше спрятаться под пихтой.


  1. В реку Чусовую и ее притоки поступают промышленные и бытовые сточные воды из 5 населенных пунктов. В 2003 г. из этих пунктов было сброшено свыше 90 млн. м³ сточных вод. Из них загрязненных – 47 млн. м³. Какой процент сточных вод составляли загрязненные?


Решение. 47 : 90 * 100% ≈ 52% - загрязненных сточных вод.


Число населенных пунктов, загрязняющих реку, в данной задаче совершенно излишне.


  1. «В 79 году н.э. произошло сильное извержение вулкана Везувий. В результате ближайшие города Помпея и Геркуланум были погребены под пеплом. Только в ХVIII в. был раскопан Геркуланум под 20-метровой толщей наносов. Опустошения вокруг Везувия произошли в радиусе до 18 км на площади свыше 310 км².» Так писала о древней трагедии одна из газет. Определите ошибку в расчетах площади.


Решение. 1) S = 3,14 * 18² = 1017, 36 (км²) - площадь опустошений.

2) 1017,36 – 310 = на 707,36 (км) - ошиблись в заметке.


Редкий случай, когда газета не преувеличила, а приуменьшила размер бедствий.