Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6
Предмет: динамическая пауза
3 класс
Занятие по внеурочной деятельности
на тему:
«Весенние народные игры»
Составила и провела:
учитель начальных классов
Трубина Ольга Михайловна
г.о. Новокуйбышевск
2016г.
Тема урока: Весенние подвижные игры
Цель урока: ознакомление с календарными играми древней Руси.
Задачи:
- формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны;
- создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств;
- познакомить с новой игрой «Ручейки и озёра».
Оборудование: толковые словари Ожегова, кегли, раздаточный материал (ребусы, анаграммы), колокольчик, повязки.
Место проведения: спортивный зал
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• развитие навыков сотрудничества в группе, организации со сверстниками подвижных игр и элементарных соревнований, осуществления объективного судейства;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• совершенствование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные результаты:
• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(подвижные игры и т.д.);
Виды деятельности на занятии:
- беседа об истории старинных русских игр;
- разгадывание ребусов, анаграмм, для определения названия игры;
- самостоятельное изучение правил новой игры (работа с деформированным текстом);
- работа с толковым словарём;
- игры.
Ход занятия
1. Объявление темы занятия.
Ведущий 1: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Давно мы вас поджидаем,
Занятие без вас не начинаем,
Я смотрю на ваши лица, хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной дружной и приветливой семье!
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно?
Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Учитель: Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Хоть и более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним добрые обычаи, вспомним нашу старину!
Учитель: Русские народные игры имеют многовековую историю, они передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
В каждое время года развлечения были разными.
Сегодня речь пойдёт о весенних играх.
2. Разминка
Игра в общем кругу «Полено»
- Что такое полено?
(Отпиленный и расколотый кусок дерева для топки печей.)
Учитель сообщает правила игры: На площадке в виде звёздочки ставятся кегли. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. По сигналу они стараются затянуть соседа к середине так, чтобы он ногой сбил полено. Сделавший это, также как и расцепившие руки, выходят из игры, которая продолжается до тех пор, пока не выявится единоличный победитель.
Вопрос после проведения игры:
- Какие качества вы старались проявить в игре?
(В игре нужно проявить ловкость, сноровку.)
3. Повторение изученных игр.
Учитель: Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история нашего народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость, силу и стремление к победе.
Вспомним некоторые из них.
Русская хороводная игра «Идёт матушка Весна»
- Что такое хоровод?
(Хоровод – это самый распространённый, самый древний вид русского танца, обычно состоящий из кругового движения с пением и плясками, который прославлял солнце. Он является важным элементом нашей национальной культуры.)
Учитель сообщает правила игры: Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:
Отворяйте ворота
Идёт матушка Весна!
Первым март прошёл,
Всех детей провёл!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хошь гуляй,
Сколько хошь гуляй, только не зевай!
С последним словом «ворота» опускают руки и ловят тех детей, которые оказались в это время перед «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.
Учитель: (Работа в группах. Победители выбирают водящего.)
- Разгадайте название следующей игры, вычеркнув в шифре повторяющиеся буквы.
С Ф Г Ш О А Р Ф Е С А Л Ш К И |
Игра «Горелки»
- Образуйте к имени существительному ГОРЕЛКИ однокоренное слово, обозначающее водящего в этой игре.
(ГОРЕЛЬЩИК)
- Выберем горельщика с помощью считалочки.
СЧИТАЛОЧКА
Таря-Маря в лес ходила,
Шишки ела — нам велела.
А мы шишки не едим,
Таре-Маре отдадим!
Учитель сообщает:
- Разновидностей этой игры много. Мы будем следовать таким правилам:
Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки. «Горельщик» с платочком становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, лицом к игрокам. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
По окончании песенки, последняя пара бежит к ведущему с разных сторон. Дети выхватывают из рук «горельщика» платочек. Водит игрок добывший платочек.
Вопрос после проведения игры:
- Какие качества развивает эта игра?
(Игра развивает у детей выдержку, внимание к слову. Упражняет в быстром беге.)
Учитель: (Работа в группах. Победители выбирают водящего.)
- Расшифруйте название следующей игры:
Игра с «Солнцем».
- Выберем водящего с помощью считалочки.
СЧИТАЛОЧКА
Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три –
Это верно будешь ты.
Учитель сообщает правила игры:
В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.
4. Изучение новой игры “Ручейки и озера”.
Учитель: Русский народ всегда трепетно относился к природе, прославлял её, в том числе и в играх. Сегодня разучим новую игру “Ручейки и озёра”.
* Проводится работа в группах
1) Работа со словарём
Первая группа найдёт в толковом словаре Ожегова слово «Озеро»
- Озеро - замкнутый в берегах большой естественный водоём.
- Изобразите этот природный объект.
Вторая группа найдёт в толковом словаре Ожегова слово «Ручей»
Ручей - водный поток, текущий струёй.
- Изобразите этот природный объект.
2) -Сейчас вам предстоит изучить правила новой игры «Ручейки и озёра». Для этого пронумеруйте предложения по-порядку.
| На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озёра. |
| На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). |
| Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. |
| Дети стоят в двух-трёх колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. |
Дополнительные Правила игры:
1. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны.
2. Строиться в круг можно только по сигналу ведущего.
5. Игра «КОЛОКОЛЬЧИКИ»
Учитель: Разгадайте название игры ваших сверстников прошлых столетий.
Ключ к разгадке
- Что такое колокольчик?
- Колокольчик
1. Звонок в форме маленького колокола.
2. Ударный музыкальный инструмент набор металлических пластинок, звук из которых извлекается ударами деревянных молоточков или при помощи механического устройства.
3. Травянистое растение с лиловыми или тёмно-голубыми цветками, по форме похожими на маленькие колокола.
- У этой игры есть другое название: «Бубенцы». В чём отличие от колокольчика?
- Бубенцы
Полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании. Бубенцы под дугой.
- «Жмурки» — старинная игра, которая проводится у всех народов. Она имеет много разновидностей.
Цель игры как можно дольше убегать от «Жмурки».
Играющие встают в круг. На середину выходят двое - один с колокольчиком, а другому завязывают глаза. Все остальные поют:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
После этих слов водящий с завязанными глазами должен по звуку колокольчика поймать игрока. Когда участник с колокольчиком пойман, он становится водящим, а второй игрок становится в общий круг.
Вопрос после проведения игры:
- Какие качества развивает игра «Жмурки»?
(Она развивает смелость, координацию движений, чувство пространства.)
6. Рефлексия
Подведение итога:
Ведущий:
- Какая игра вас больше заинтересовала?
- Можно ли игру назвать устным народным творчеством? Почему?
- Как вы объясните народную мудрость:
В игре и в дороге узнают людей.
(Человек проявляет положительные и отрицательные качества).
Оцените свою работу:
Поднимите руку
1. Для кого занятие было увлекательным?
2. Кто узнал на сегодняшнем занятии что-то новое?
Источники
1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. http://tolkslovar.ru/h1924.html
3. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. - Издательство: Атемп, 2010.
10