СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка образовательной программы "Элементарная теория музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Программа учебного предмета дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение». Срок реализации 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка образовательной программы "Элементарная теория музыки"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №2» г. Тайшета



















ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ



Программа учебного предмета дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».


Срок реализации - 1 год























г. Тайшет


2014

«Одобрено»


Методическим советом


МКОУДОД «ДМШ№2» г. Тайшета



«____»________________2014 г.

Утверждаю:


Директор МКОУ ДОД «ДМШ№2»

г. Тайшета

_________________ Д.Г. Хохлов


«____»________________2014 г.









Составитель (автор):

Никишова Светлана Евгеньевна, преподаватель МКОУ ДОД «ДМШ №2» г. Тайшета








Рецензенты:

  1. Горбунова Лариса Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории МКОУ ДОД «ДМШ №1» г. Тайшета


  1. Пытлева Надежда Валерьевна, директор МБУ ДОД «Мельничная школа искусств», преподаватель высшей квалификационной категории














Пояснительная записка


Настоящая программа предполагает обучение по предмету «Элементарная теория музыки» профессионально-ориентированных детей, обучающихся в девятом (шестом) классе, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Возраст обучающихся по программе - четырнадцать - семнадцать лет. Срок реализации программы - 1 год.

Программа создана с учётом учебных планов и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Фортепиано», «Инструменты эстрадного оркестра», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой образовательной программы по данному сроку обучения.

Программа носит профессионально-ориентированную направленность, составлена с учётом возрастных особенностей учащихся и направлена на формирование у обучающихся комплекса знаний, навыков и умений, позволяющих в будущем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Цель программы: подготовить обучающихся к изучению курса гармонии, анализа музыкальных форм в тесной взаимосвязи с предметами «сольфеджио», «музыкальная литература» и «специальность».

Задачи:

- формирование мотивации к получению будущей профессии и к самообразованию, расширение музыкального кругозора;

- развитие музыкального мышления, аналитических способностей обучающегося;

- приобретение первичных знаний и умений в области элементарной теории музыки.

Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.

Форма проведения аудиторного учебного занятия - мелкогрупповой урок. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия – 40 минут.


Объём учебного времени,

предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета




Индекс, наименование учебного предмета

Трудоёмкость в часах




9-й класс

количество недель аудиторных занятий

33

недельная нагрузка в часах

ПО.02. УП.03

Элементарная теория музыки

Аудиторные занятия (в часах)

33

1

Самостоятельная работа (в часах)

33

1

Максимальная учебная нагрузка по предмету

66

2

Самостоятельная работа может быть использована на выполнение домашнего задания учащимися, чтение дополнительной литературы и обмен мнениями на основе полученных впечатлений. Объём времени в неделю отводимый на самостоятельную работу учащихся определён с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания и параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.

Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Видами контроля и учёта успеваемости учащихся по предмету «Элементарная теория музыки» являются: текущий контроль и промежуточная аттестация.

Текущий контроль осуществляется в рамках аудиторных занятий и направлен на выявление общего уровня подготовки и качества овладения учащимися учебного материала. Форма проведения текущего контроля может быть представлена в виде: фронтального опроса, тестирования, небольшой письменной работы, проверки домашнего задания.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля работы обучающихся. Промежуточная аттестация позволяет определить качество реализации учебного процесса, уровень теоретической и практической подготовки учащихся, а также уровень умений и навыков сформированных на определённом этапе обучения. Основная форма проведения промежуточной аттестации – контрольный урок, который проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в конце каждого полугодия.

Итоговая аттестация по предмету проходит в виде контрольного урока. Оценка, полученная на контрольном уроке в конце учебного года, заносится в свидетельство об окончании школы.

Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Система оценок успеваемости обучающихся в рамках промежуточной и итоговой аттестации основана на пятибалльной шкале дифференцированной в абсолютном значении. В рамках текущего контроля на основе пятибалльной шкалы допустимо применением плюсов и минусов.


Оценка «5» («отлично»):

- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;

- владение музыкальной терминологией;

- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


Оценка «4» («хорошо»):

- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;

- владение музыкальной терминологией;

- недостаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


Оценка «3» («удовлетворительно»):

- неполные знания музыкального, исторического и теоретического материала;

- неуверенное владение музыкальной терминологией;

- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


Оценка «2» («неудовлетворительно»):

- незнание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;

- невладение музыкальной терминологией;

- неумение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.


Методические рекомендации

К изучению предмета «Элементарная теория музыки» обучающиеся приходят с уже приобретенными определенными знаниями и музыкально – исполнительским опытом. Но, в то же время, для обучающихся профессионально ориентированных к поступлению в средние специальные учебные заведения, необходим систематический курс, в котором наиболее важные проблемы теории музыки сконцентрированы в комплексные темы и расположены в логической последовательности.

Основа музыкального языка – средства музыкальной выразительности (ритм, метр, звук, интервал, мелодия, аккорд, фактура и т.д.) Отсюда вытекает возможность рассмотрения каждого выразительного средства с двух сторон: как элемента музыкального языка (без учета художественного контекста) и как элемента художественного целого. Важнейшее условие профессионального освоения музыкального произведения – анализ того, что сделано (музыкальный образ) и как сделано (использованные средства музыкальной выразительности, музыкальная форма, жанр и т. п.) Соответственно, опора в этом процессе приходится, прежде всего, на теоретические основы учений о метроритме, мелодии, фактуре, интервалах, аккордах, гармонии в целом, музыкальной форме и музыкальных жанрах.

Практические задания предполагают:

  • письменное построение и разрешение ступеней, интервалов, аккордов;

  • определение тональности, размера, и ритма в музыкальных примерах;

  • определение синтаксического строения примеров, правильная их группировка;

  • расшифровка цифровой записи и исполнение на фортепиано интервальных и аккордовых последовательностей;

  • анализ нотных примеров, включающий: описание особенностей мелодического и ритмического рисунка;

  • определение синтаксического строения;

  • характеристику гармонического языка, модальной основы, фактурных приемов.

Формы уроков могут быть различными. Это и объяснение материала и изложение содержания темы, игра на фортепиано примеров из музыкальной литературы, мелодий, секвенций, цифровок, гамм, интервалов, аккордов, транспозиций; выполнение письменных и устных заданий на построение гамм, интервалов, аккордов, транспозицию, группировку; анализ музыкальных произведений; опрос по пройденному материалу. В процессе работы задания должны варьироваться, в зависимости от темы, постепенно усложняясь.

Важной частью учебного процесса является организация домашних заданий обучающихся. Домашняя работа - процесс, направляемый и контролируемый преподавателем. Объем и форма домашних заданий, равномерное распределение времени в течение недели, четкий и постоянный контроль (своевременная проверка домашних заданий, еженедельный опрос всех обучающихся, контрольные уроки по темам, итоговые контрольные уроки) должны обеспечить качественное усвоение материала и овладение всеми необходимыми навыками. Различны формы творческих заданий. Не чаще одного раза в полугодие возможны задания на сочинение пьес-миниатюр для фортепиано.

Работы аналитического плана включают разбор музыкального произведения (миниатюра или фрагмент крупного произведения) либо подбор музыкальных примеров на какую-либо тему с обобщением и описанием их. Подобные работы намного сложнее и требуют от учащихся определенной зрелости мысли. Музыкальные произведения должны быть наделены интонационно-техническими особенностями, при этом понятны учащимися по эмоционально — образному содержанию. В задачу преподавателя входит обсуждение с каждым учащимся группы анализа музыкального материала, а также проработка текста. При распределении подобных тем возможно их  дублирование вплоть до анализа всеми учащимися группы одного и того же произведения. В последнем случае доля самостоятельной работы учащихся увеличивается, преподаватель же делает дополнения и замечания в момент обсуждения ее итогов (после устных сообщений или прочтения всех работ), подчеркивая позитивные и негативные стороны каждой.

Необходимо с самого начала ориентировать обучающихся на целостный охват музыкального произведения, определение прежде всего характера данной музыки, качества звучания, ее звукового облика с последующей оценкой тех средств, которые выполняют наиболее существенную роль в создании целостного музыкально-художественного образа. В качестве вспомогательного пути к воссозданию целостного облика произведения может быть предложено выявление отдельных самых существенных его черт. В ряде тем предлагаются вопросы для анализа отдельных элементов музыкальной речи.


Необходимое техническое оснащение занятий

Учебные аудитории для групповых занятий должны быть оснащены:

  • клавишным инструментом: пианино, рояль;

  • аудио- и видеоаппаратурой;

  • учебной мебелью: досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами;

  • наглядными пособиями.



Учебно-тематический план


темы

Наименование темы

Кол –во

часов


1 полугодие


1.

Ритм. Метр. Размер. Темп.

Ритмические задания в пройденных простых и сложных метрах и размерах. Переменный размер.

Размер 6/8. Группировка. Синкопа внутритактовая, междутактовая, внутридолевая. Размер 3/2. Группировка. Размеры 9/8, 12/8. Особые виды ритмического дробления.

3

2.

Лад. Тональность. Диатоника. Хроматизм. Модуляция.

Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм тональностей. Мажор трех видов. Дважды гармонические лады. Целотонный звукоряд. Уменьшенный звукоряд.

2


Хроматизмы. Альтерация. Мажорные и минорные хроматические гаммы.

1


Модуляция. Тональности I –й степени родства. Анализ тонального плана.

2


Монодические семиступенные лады. Пентатоника

1

3.

Интервалы.

Интервалы простые и составные. Энгармонически равные интервалы.

1


Диатонические и хроматические интервалы с разрешением.

2


Роль интервалов в горизонтали (контуры мелодической линии, плавное движение, скачки).

Роль интервалов в образовании вертикали. Интервал, как основа музыкальной интонации.

3


Контрольный урок.

1


2 полугодие


4.

Аккорды

Трезвучие. Четыре вида трезвучий с обращениями.


1


Семь видов септаккордов и их обращения. Аккордовые последовательности. Двойная доминанта (ДД7). Цифровки. Кадансы и кадансовые обороты. Гармонический анализ.

3


Значение аккордов, роль в построении мелодии. Развертывание по горизонтали, структурный элемент вертикали. Функциональная роль аккорда. Игра аккордов на фортепиано.

2

5.

Мелодия. Фактура. Музыкальный синтаксис.

Музыкальные термины.

2


Анализ мелодий, фактуры, каденций.




Период единого строения, однотональный, модулирующий. Период квадратный, неквадратный, период повторной структуры. Анализ музыкальных произведений.

2


Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма. Сложная трехчастная форма. Вариации. Анализ музыкальных произведений.

2


Рондо. Сонатное Allegro. Анализ музыкальных произведений.

2


Фактура. Гармония. Характеристика кульминации. Тональный план. Жанровые связи.

2


Контрольный урок

1


Итого

33

Содержание предмета

Содержание программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» направлено на:

- приобретение обучающимися первичных знаний и умений в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- формирование умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- приобретение первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).


Тема: Ритм. Метр. Размер. Темп.

Метр и размер. Простые, сложные метры и размеры. Переменный размер. Различные сочетания

длительностей в размере 6/8. Синкопа (внутритактовая, междутактовая и внутридолевая). Триоль.

Различные сочетания ритмических групп с шестнадцатыми. Ритмические задания с использованием всех пройденных длительностей. Размеры 9/8 и 12/8. Группировка длительностей нот в более сложных сочетаниях длительностей, размерах. Особые виды ритмического дробления .


Тема: Лад. Диатоника, Хроматизм. Модуляция.

Квинтовый круг тональностей. Энгармонизм тональностей. Мажор и минор трех видов. Диатонические разновидности мажора и минора. В них: распределение полутоновых тяготений, наличие или отсутствие вводного тона, соотношение высоких и низких ступеней, характерная ступень, характерный интервал (лидийская кварта, миксолидийская септима, дорийская секста, фригийская секунда). Применение диатонических ладов. Пентатоника. Хроматизм: проходящий, вспомогательный, взятый и покинутый скачком. Альтерация. Дважды гармонические лады. Увеличенные и уменьшенные звукоряды. Хроматические мажорные и минорные гаммы. Модуляция и отклонение. Тональности 1 степени родства. Анализ тонального плана музыкального произведения.

Тема: Интервал.

Все диатонические интервалы во всех пройденных тональностях и от звука вверх и вниз. Тритоны (ув.4, ум5), на VII, IV ступенях и на II IV ступенях гармонического мажора и гармонического минора. Разрешение в тональности. Построение тритонов от звука и способы их разрешения. Характерные интервалы (ув2,ум.7, ув.5, ум.4). Энгармонизм интервалов. Интервалы простые и составные. Разрешение хроматических интервалов. Роль интервалов в горизонтали (контуры мелодической линии, плавное движение, скачки). Интервал как основа музыкальной интонации. Роль интервалов в образовании вертикали.

Тема: Аккорд.

Трезвучие. Четыре вида трезвучий. Трезвучия главные и побочные. Разрешение неустойчивых трезвучий. Обращения трезвучий. Способы разрешения побочных трезвучий и их обращений. Субдоминанта в гармоническом мажоре. Септаккорды. Виды септаккордов и их обращения. Септаккорд II ступени. Аккордовые последовательности, включающие Д7 с обращениями, вводные септаккорды и септаккорд II ступени с обращениями. Функциональная роль аккордов. Аккорды двойной доминанты. Кадансы. Простые и сложные кадансовые обороты. Аккорд – структурный элемент вертикали. Значение аккордов в музыке. Гармонический анализ музыкальных произведений.

Тема: Мелодия. Фактура. Музыкальный синтаксис.

Приемы мелодического развития (повторение, варьирование, обращение, опевание, восходящее и нисходящее движение). Музыкальный синтаксис. Цезура. Мотив. Фраза. Предложение. Каденция. Виды каденций. Период. Разновидности периода. Простые двухчастная и трехчастная формы. Сложная трехчастная форма. Вариации.

Рондо и сонатная форма. Фактура. Типы фактуры. Гармония и мелодия, интервалика мелодий и ритм. Характеристика кульминаций. Тональный план и жанровые связи. Анализ музыкальных произведений.


Ожидаемые результаты обучения по программе:

Результатом освоения программы учебного предмета «Элементарная теория музыки» является:

- знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

- наличие первичных знаний о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

- наличие умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).



Примерный список музыкальной литературы для анализа:

  1. Алябьяев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1985.;

  2. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. М., Музыка, 1972;

  3. Бетховен Л. Багатели. М. Музыка, 1974.;

  4. Бетховен Л. Сонатины. М., Музыка, 1976.

  5. Гайдн Й. Избранные сонаты. М., Музыка,1966

  6. Глинка М., Избранные романсы. М., Музыка,1980.

  7. Григ Э. Лирические пьесы. М., Музыка, 1978;

  8. Денисов Э. Детский альбом. М. , Музыка, 1986.;

  9. Мендельсон Ф. Песни без слов. М., Музыка, 1986.;

  10. Моцарт В. А.Сонаты. Л., Музыка, 1982.;

  11. Чайковский П. Детский альбом. М., Музыка, 1971.;

  12. Чайковский П. Времена года. М. Музыка, 1969.;

  13. Шопен Ф. Прелюдии. М., Музыка, 1979.;

  14. Шуберт Ф. Лендлеры и вальсы. М., Музыка, 1985.;

  15. Шуман Р. Альбом для юношества. М. Музыка, 1972.



Список литературы

  1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М. Музыка, 1986.

  2. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М. Музыка, 1983

  3. Глухов Л. Теория музыки и сольфеджио. Учебное пособие для уч-ся старших классов ДМШ. Ростов – на – Дону, Феникс, 2004

  4. Дадиомов А. Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ и ДШИ. М., Издательство В. Катанского, 2003.

  5. Золина Е., Синяева Л.,Чустова Л. Сольфеджио 6 -8 классы. Учебное пособие:

- Тетрадь 1 Музыкальный синтаксис. Метроритм. М., Классика XXI, 2003.

- Тетрадь 2 Диатоника, лад. Хроматика. Модуляция. М., Классика XXI, 2006.

- Тетрадь 3 Интервалы . Аккорды. М., Классика XXI, 2007.

  1. Незванов Б., Лащенкова А. Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу. Л. Музыка, 1967.

  2. Островский А. Курс теории музыки. Л., Музыка 1984.

  3. Ройтерштейн М. Музыкальный язык. М., Музыка, 1974

  4. Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа. М., Владос. 2001.

  5. Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. С.-П.,1998.

  6. Середа В. Музыкальная грамота. Сольфеджио. Учебное пособие. Методическое пособие 6 -7 кл. М.,Классика XXI, 2005.

  7. Середа В. Теория музыки. Сольфеджио. Учебное пособие. Методическое пособие для 1 курса музыкального училища. М., Классика XXI, 2005

  8. Способин И. Музыкальная форма М., Музыка, 1980.

  9. Способин И. Элементарная теория музыки. М., Музыка , 1980

  10. Ушаков К. Вопросы и задачи по теории музыки. Кемерово, ЦДМШ №1, 2003.

  11. Филатова О. Пособие по теории музыки для музыкальных школ. Москва, Престо, 1995

  12. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М., Музыка, 1980

  13. Упражнения по элементарной теории музыки. Л., Музыка, 1986.

  14. Холопова В.Н. Теория музыки. С.-П., Лань, 2002

  15. Холопова В. Фактура. М., Музыка 1979.

  16. Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. С.-П. Музыка, 1999.