Ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі / методическая разработка открытого урока.
Пән/ Предмет: «География»
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия: «География транспорта». Сабақтың үлгісі/Тип занятия: Изучение нового материала.
Сабақтың түрі/Вид занятия: Урок-лекция.
Білімдік / образовательная: Изучить значение транспорта, общую характеристику и виды транспорта.
Дамытушылық/ развивающая: Развивать умение, анализировать, систематизировать и излагать материал по теме, выделять главное, делать сравнение.
Тәрбиелік/ воспитательная: формировать у студентов такие личностныхе ценности, как желание узнавать новое на каждом занятии, воспитание чувства ответственности за настоящее и будущее, чувства патриотизма.
Межпредметная связь: Обществознание, всемирная история, история Казахстана
Көрнекі қуралдар/ Оборудование: мультимедийный комплекс, дидактический материал, презентация по теме.
Формы организации познавательной деятельности студентов: Индивидуальная, групповая, коллективная
Сабақтың барысы/ План занятия
I.Ұйымдастыру кезені / Организационная часть: 2 минуты.
1. Приветствие.
2. Проверка подготовленности аудитории к уроку.
3. Организация внимания.
4. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.
II. Өткен материалды қайталау және тексеру / Опрос и проверка пройденного материала: 25 минут
- Сәлеметсізбе, студенттер және оқытушылар!
Сегодня мы продолжим знакомство с отраслями мирового хозяйства и поговорим о транспорте мира. Нам важно это знать, т.к. тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности
- Цель нашего урока – изучить значение, общую характеристику и виды транспорта.
1 задание: Блиц -опрос «Вопрос-ответ» (Слайд)
- Ребята, прежде чем приступить к новой теме, давайте повторим пройденный материал.
Форма обучения: индивидуальная, парная (преподаватель –студент)
Для проверки ваших знаний я вам предлагаю, следующее задание, где вы должны ответить на поставленный вопросы: (на слайдах высвечиваются вопросы, студенты должны отвечать на вопросы).
Что такое промышленность в целом?
Из каких двух направлений состоит современная индустрия? Охарактеризуйте их.
Что входит в топливно-энергетический комплекс?
Какая страна занимает первое место в мире по добыче нефти на душу населения?
Какие продукты мы получаем из нефти?
Где используется газ?
Почему угольная промышленность уходит на второе место?
На какие отрасли делится металлургия?
2 задание: Тест (Слайд) - А теперь ребята давайте выполним следующее задание: решим тесты.
Методика проведения: На слайдах высвечиваются тестовые задания и варианты ответов. Студенты отмечают верные ответы на контрольных листах, сами проверяют их и выставляют оценки по указанным критериям
3 задание: Работа с терминами.
Методика проведения: На слайдах высвечивается таблица с терминами, студенты выполняют задание. Глоссарий.
Пищевая промышленность
Химическая промышленность
Топливно-энергетический комплекс
Обрабатывающая промышленность
Форма обучения: индивидуальная, парная (Студент –студент).
Закрепление: (рефлексия).
- Итак, ребята что мы с вами повторили?
III. Жана тақырыпты өту / Изучение нового материала: 35 минут.
Жоспар / план.
Вводное слово преподавателя
Проблемный вопрос
Из истории транспорта
География мирового транспорта
Мировые пути сообщения
Автосборочный завод «АО Агромашхолдинг»
1.Вводное слово преподавателя. Транспорт составляет материальную основу внутригосударственного и международного разделения труда.Все пути связи, транспортные предприятия и транспортные средства обьединяются в мировую транспортную систему (сеть). Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится 100 млрд. т. грузов и более 1 трлн. Пассажиров. НТР сыграла большую роль в интенсивном развитии всех видов транспорта. Применение ее достижений позволило улучшить такие его характеристики, скорость, грузоподьемость, объем перевозок.
2. Для того, чтобы ответить на вопрос: “Почему транспорт – ведущая отрасль материального производства”, давайте представим, с какими проблемами столкнулись бы люди, если бы не было транспорта?
3. Студенту было дано заранее опережающее задание приготовить сообщение «Из истории транспорта» (2-3 мин)
4. География транспорта. Транспорт является третьей составной частью материального производства после промышленности и сельского хозяйства. Транспорт оказывает огромное влияние на мировое хозяйство, географическое разделение труда, размещение отраслей производства, международную интеграцию. Общая характеристика. Мировая транспортная система – совокупность всей транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и систем управления в совокупности. Мировая транспортная система сформировалась в XX веке. В эпоху НТР увеличились скорости транспорта, возросли показатели грузоподъемности, комфорта и пр. Виды транспорта. По среде перемещения: водный, воздушный транспорт, авиация, воздухоплавание, космический транспорт, наземный транспорт. По числу колёс: железнодорожный, автомобильный. Транспорт движимый животными: гужевой, вьючный, верховой. Прочие виды наземного транспорта: лифтовой, эскалатор, фуникулёр, канатная дорога. По назначению: транспорт общего пользования, общественный транспорт, транспорт специального пользования, индивидуальный транспорт. По используемой энергии: транспорт с собственным двигателем, приводимый силой ветра, транспорт движимый человеком, транспорт движимый животными. Значение. Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики. От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов. Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.

Вопросы для закрепления:
1. Какие виды транспорта имеются в вашем регионе проживания?
2. Назовите древнейшие и новейшие виды транспорта?
3. Почему транспорт именуют «кровеносной системой государства»
6.Мировые пути сообщения. Пути сообщения классифицируются соответственно наименованиям используемого типа транспорта воздушные линии, рельсовые, безрельсовые, судоходные линии, линии метрополитена и мн.др. В сухопутный транспорт входят железные, автомобильные дороги и трубопроводные пути. Морской транспорт, воздушный транспорт. Как и в других цивилизованных странах, в Казахстане постоянно совершенствуются системы и линии транспорта. Подтверждением этого является правительственный проект, направленный на улучшение инфраструктуры и видов транспорта. Он предусматривает вхождение нашей страны в международную транспортную систему. Для развития этой отрасли в нее ежегодно вкладываются 320 млн. долларов США. В Казахстане одной из отраслей, где интенсивно растет удельный вес перевозок пассажиров и грузов, является железнодорожный транспорт.
Вопросы для закрепления:
Какие пути сообщения имеют наибольшую протяженность?
Что такое линии метрополитена?
Какими путями транспортного сообщения пользовались вы? И наиболее удобный по вашему мнению транспорт для передвижения?
5. Студенту было дано заранее опережающее задание приготовить сообщение Автосборочный завод «АО АгромашХолдинг» (2-3 мин)
III .Бекіту / Закрепление: 8 минут.
Итак, ребята что мы с вами изучили?
1. Что вы для себя усвоили из нового изученного материала?
2.Что такое мировая транспортная система ?
3. Какие пути сообщения вы узнали?
Задание в тетради.
Методика выполнения: На слайдах высвечиваются предложения, которые нужно дополнить.
IV. Подведение итогов.
Комментарий оценок за урок. (5 минут).
Рефлексия:
Ребята! Итак!
- Какие чувства Вы переживали в процессе изучения темы?
- Что нового для вас дал сегодняшний урок?
- Вам понравился урок?
V . Ұй тапсырмасы / Домашнее задание: 1 мин
Написать эссе на тему «Мой экологически чистый транспорт будущего»
VI. Әдебиет/ Литература/:
География: Общий обзор мира. Страны СНГ. Учебник для 10 кл.естеств.мат.направления общеобр.шк./ А.С. Бейсенова, К.Д. Каймулдинова, С.А. Абилмажинова.