СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Плотность вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методическая разработка урока по теме "Плотность вещества", к ней методические рекомендации и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложения 1

Ф.И. _________________________

Вариант 1.

1. Как обозначается масса тела? ____

2. С помощью какого физического прибора можно определить массу тела? ________________________________

3. 10 г = ________кг

5 т = _________ кг

  1. г = ________кг

4.Явление сохранения телом скорости при отсутствии воздействия на него других тел называется ___________

5. Масса первого тела равна 3 кг, масса второго тела 6 кг. Какое тело более инертно?

Ф.И. _________________________

Вариант 2.

1. В международной системе единиц масса измеряется в _________

2. С помощью какого физического прибора можно определить объем тела? ________________________

3. 20 г = _________кг

7т= __________кг

400 г = _______ кг

4.Какие еще единицы массы вы знаете? _______________________

5. Масса первого тела равна 7 кг, масса второго тела 4 кг. Какое тело более инертно?



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3

Вариант 1.

1.При одинаковых объёмах какое тело имеет большую массу?

- мраморная плита, кирпич.

2. При одинаковых объемах какая из двух жидкостей имеет большую массу?

-Ртуть, вода.

3. Чему равна плотность тела, если его масса 2 г, а объем 1 см3?

Вариант 2.

1.При одинаковых объёмах какое тело имеет большую массу?

- лед, сахар-рафинад.

2. При одинаковых объемах какая из двух жидкостей имеет большую массу?

- Мед, молоко.

3. Чему равна плотность тела, если его масса 4 г, а объем 2 см3?



Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Приложение 4

Составьте синквейн по теме «Плотность».

Прием «синквейн» - кодирование полученной информации в пяти строках по строго определенному правилу.

1-ая строка : одно слово –существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2-ая строка: два слова – прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета.

3-ая строка: три слова – глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

4-ая строка: фраза из 4-х слов, выражающая личное отношение автора к предмету или объекту.

5-ая строка: одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.




















Просмотр содержимого документа
«мет.разработка»

Тема «Плотность вещества»

Цель урока: Сформировать понятие новой физической величины – плотности, рассмотреть её характеристики (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).
Планируемые результаты:

- предметные: дать понятие плотности вещества; вывести формулу для определения плотности; научить учащихся пользоваться таблицей плотностей.

- метапредметные:

1) личностные: демонстрировать желание осваивать новые действия, участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

2) регулятивные: принимать учебную задачу, планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

3) познавательные: понимает информацию представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково- символические средства для решения различных учебных задач.

- коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно - познавательных задач.

Перечень используемого оборудования и материалов: мультимедийный проектор, компьютер, презентация в формате PowerPoint, тела разного объема, но равной массы; весы; тела равного объема, но разной массы.

Ход проведения урока

I .Организационный момент (1-2 мин)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга , подарите улыбки, пожелайте успехов в работе! Садитесь!

II. Проверка домашнего задания (5 мин)

Учащиеся получают карточки с заданиями.

( Приложения\Приложение 1.docx )

III. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока. (7 мин)

Учитель. Продолжить урок мне хотелось бы словами Аристотеля «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью». (слайд 3 )

Прислушаемся к его советe.

Учитель. Сейчас вы поделитесь на группы и проделаете небольшие опыты. Перед вами на столах находятся весы и по два тела. У первой группы цилиндры, а у второй - шарики.  ( Приложения\Приложение 2.docx)

Положите тела на чаши весов и ответьте на вопросы :

  1. Как объяснить, что у тел одинакового объема разные массы?

  2. Как объяснить, что у тел разного объема одинаковые массы?

Учащиеся. Группа 1. Массы разные, так как цилиндры изготовлены из разных веществ.

Группа 2. Массы шариков равны, потому что вещества, из которых они изготовлены, разные.

Учитель. От чего зависит масса тела?

Учащиеся. Масса любого тела зависит от его объема и от того, из какого вещества это тело состоит. (слайд 4)

Учитель. Сегодня мы узнаем новую физическую величину, которая связывает эти три понятия. А чтобы узнать, что эта за величина, отгадайте ребус. ( слайд 5)

Учащиеся. Плотность.

Учитель. Правильно. Какая тема нашего урока?

Учащиеся. Плотность.

Учитель. Запишите в тетрадь тему урока.

Какая цель нашего урока?

Учащиеся.

-Узнать что такое плотность;

- узнать, как она обозначается;

- узнать от чего она зависит;

- узнать единицы измерения плотности.

IV. Изучение нового материала ( 15 мин)

Учитель. Правильно. Все это предстоит узнать нам сегодня на уроке. (слайд 2)

Мы получили, что тела равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы. Это объясняется тем, что разные вещества могут иметь разную плотность. Как вы думаете, что показывает плотность?

(слайд 6)

Учащиеся. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3.

Учитель. Как найти плотность вещества? Например, известно, что 5 м3 массу 5000 кг. Чему равна масса 1 м3?

Учащиеся. 1000 кг.

Учитель. Сделайте вывод о том, как найти плотность.

Учащиеся. Чтобы найти плотность вещества, надо массу разделить на его объем.

Учитель. Плотность обозначается буквой ρ - «ро». ( слайд 7)

Запишите формулу в тетрадь.

Чтобы лучше усвоить формулу, я вам предложу такую запоминалку.

Плотность тела так найдем:

Делим массу на объем.

Из этой формулы как найти массу и объем?

Учащиеся. Чтобы найти массу, нужно плотность умножить на объем.

Чтобы найти объем, нужно массу поделить на плотность.

Учитель. Посмотрите внимательно на формулу, в каких единицах выражается эта величина?

Учащиеся.

Учитель. Запишите единицу плотности в тетрадь.

Плотность вещества выражают очень часто и в граммах на кубический сантиметр. (1 ) . Запишите и эту единицу плотности в тетрадь. Обратимся к учебнику на стр.62. Посмотрим как перевести кг/м3 в г/см3 .

Учитель. Плотность редкого металла осмия равна 22600 . Что это означает?

Учащиеся. Что в 1 м3 находится 22600 кг осмия.

Учитель. Плотность – это величина векторная или скалярная?

Учащиеся. Скалярная, так как имеет только числовое значение.

Учитель. Плотности некоторых твердых тел, жидкостей и газов представлены в таблице вашего учебника на с. 63-64. Рассмотрите таблицу и определите плотность льда, воды и водяного пара.

Учащиеся. Плотность льда - 900 , воды- 1000 - , водяного пара – 0,59 .

Учитель. Вода может находиться в трех состояниях. В каком состоянии ее плотность наибольшая?

Учащиеся. В жидком.

Учитель. Выполните следующее задание. На слайде представлены названия веществ, проставьте номера от 1 до 5 в порядке возрастания их плотности.

( слайд 8)

Учащиеся. 3, 1, 4, 5, 2.

V.Физкультминутка. (3 мин)

Учитель. Мы уже много узнали о плотности. Давайте немного отдохнем.

Я буду читать предложения, если ответ - «да», вы поднимаете руки вверх, если «нет» - разводите руки в сторону.

-Тела состоят из различных веществ. (да)

- Возьмём пластилин массой 100 г и 200 г. Будет ли отличаться их плотность? ( нет)

- Плотность для каждого вещества постоянна? ( да)

- Будет ли меняться плотность вещества, если тело перемещать вверх, вниз, влево, вправо? (нет)

VI. Закрепление изученного материала. ( 6 мин)

Учитель. Зачем нам надо изучать плотность вещества? Где нам это пригодится?

Учащиеся. Чтобы решать задачи, проводить опыты.

Учитель. Выполните задания на карточках. ( Приложение3)

( выполняют самостоятельно с последующей проверкой)

Учащиеся.

1 вариант: 1. Мраморная плита. 2. Ртуть. 3. 2

2 вариант: 1. Сахар-рафинад. 2. Мед. 3. 2

Учитель. Откройте учебники на стр.64 упр.7 номер 5.

( один ученик решает задачу у доски)

Ученик. Плотность сахара 1.6 г/см3.

Переводит г/см3 в кг/м3, получает 1600 кг/м3. Сравнивает полученный ответ со значением в таблице.

VII. Рефлексия. (5 мин)

Учитель. Составьте синквейн по теме «Плотность». Карточки с заданием у вас на столе. ( Приложение 4)

Учащиеся.

1. Плотность

2. Скалярная, постоянная.

3. Сравнивают, вычисляют, получают.

4. Отношение массы к объему.

5. Физическая величина.

Учитель. Молодцы, ребята, справились с заданием. Все работали на уроке хорошо. У вас на столах лежат смайлики – веселый и грустный. На моем столе находятся весы, на одной чаше – веселый смайлик, на другой – грустный. Положите свой смайлик на ту чашу весов, которая больше соответствует вашему настроению на уроке.

Учитель. Какая чаша весов перевешивает?

Учащиеся. С веселыми смайликами.

VIII. Домашнее задание. ( 2мин)

§ 22, упр.7 (3-5) письменно

С. 64. Задание: в вашем распоряжении имеются весы с разновесами, измерительный цилиндр с водой и металлический шарик на нити. Предложите, как определить плотность шарика. ( дополнительно)

























Список использованной литературы:

1.Библиотека «Первое сентября» , Серия «Физика» Учение с увлечением на уроках физики, 2006 г

2.Газета «Первое сентября» Физика №10, 2015 г

3.Газета «Первое сентября» Физика №3, 2016 г

4.Рабочая тетрадь по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика.7 класс». ФГОС/ В.А. Касьянов , В.Ф. Дмитриева, 2015.-191с.

5.Физика. 7 кл.: учебник /А.В. Перышкин Ф.-4-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2015.-224с







Просмотр содержимого документа
«мет.рекомендации»

Методические рекомендации по организации урока и подведению итогов:

Одним из видов учебной деятельности на уроках физики является решение задачи, в процессе которой развивается творческая сторона мышления. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать. Это станет залогом развития креативных способностей учащихся. Только через деятельность, где требуется поиск, усилие, при котором на базе определенных знаний появляется ситуация открытия, формируется творческая личность. Наиболее эффективный, на мой взгляд, является  технологический прием создания проблемной ситуации. 

  1. При проверке домашнего задания учащиеся выполняют задания на карточках по теме «Масса».

  2. На следующем этапе перед учащимися возникает проблемная ситуация, которую они разрешают , выполняя небольшие опыты. Формулируют тему и цель урока.

  3. На основе проделанных опытов и работе с презентацией учащиеся вводят понятие плотности, формулу для ее вычисления, единицы измерения плотности. Работая с таблицей плотности веществ, делают вывод о том, что плотность постоянна для каждого вещества.

  4. На этапе закрепления учащиеся выполняют задачу из учебника. Обязательно перевести плотность в г/см3 в кг/м3.

  5. На этапе рефлексии используется прием «Синквейн», позволяющий обобщить представление о плотности.



Просмотр содержимого презентации
«Плотность вещества»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»  п. Бабынино ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА  Кочанова Е.В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино

ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА

Кочанова Е.В.

Цель: Сформировать понятие новой физической величины – плотности, рассмотреть её характеристики (определение, формула, единицы измерения).

Цель:

Сформировать понятие новой физической величины – плотности, рассмотреть её характеристики (определение, формула, единицы измерения).

«Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью».  Аристотель

«Сперва собирать факты и только после этого связывать их

мыслью».

Аристотель

От чего зависит масса тела?

От чего зависит масса тела?

  • от объема тела
  • от рода вещества
Физический смысл плотности Свинец V=1 м 3 m= 11300 кг Алюминий V=1 м 3 m= 2700 кг

Физический смысл плотности

Свинец

V=1 м 3

m= 11300 кг

Алюминий

V=1 м 3

m= 2700 кг

Плотность – физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.  ρ=   =    

Плотность – физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.

ρ=

 

=

 

 

Задание. Проставьте номера от 1 до 5 в порядке возрастания плотности веществ. 1. Алюминий 2. Золото 3.Фарфор 4. Медь 5. Серебро

Задание. Проставьте номера от 1 до 5 в порядке возрастания плотности веществ.

1. Алюминий

2. Золото

3.Фарфор

4. Медь

5. Серебро