Тема: Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву.
Идея: Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа.
Цель: познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.
Задачи: формирование художественного вкуса учащихся, осмысление места декоративного искусства в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.
Учащиеся научатся понимать значение древних корней народного искусства; умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности; понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, уметь понимать и изображать солярные знаки
Образовательного портала Мой университет http://www.moi-universitet.ru/
Петров А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации, СПб, «Речь», 2005 г., с. 9.
Понятия: символы, солнечные диски, дерево жизни.
Оборудование для учителя: таблицы с символами солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке; таблицы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства, с образцами вышивки на полотенцах; варианты изображения коня, птицы, дерева. Картины «Снегурочка» А.Н. Островского; картины В.М.Васнецова. Эскизы для декорации театральных постановок. Иллюстрации к русским народным сказкам Билибина И.Я. г. Нижний Новгород - музей под открытым небом «Русский изб мельниц», Карелия – Кижи слайды. Иллюстративный материал учебника стр. 8-17
Структура урока:
Фаза 1. Инициация. Игра «Созвездия».
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Формулирование вопроса-проблемы.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Рассказ о видах работ и предположение результатов.
Фаза 4. Интерактивная лекция. Рассказ учителя, но не обо всём, нерешенные ответы на вопросы остаются в карточках.
Фаза 5. Проработка содержания темы. Групповая работа обучающихся по заполнению таблицы.
Фаза 6. Подведение итогов. Игра «Аукцион знаний».
Ход урока:
Фаза 1. Инициация (начало урока). В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы. Пример деления на группы: детям раздаются звезды. Учитель: каждый из нас – звезда. Звезды в небе образуют созвездия. Создайте созвездие из двух звезд (дети объединяются по два), создайте созвездия из трех, четырех звезд (в зависимости от того, сколько детей и сколько необходимо групп).
Фаза 2. Вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися). Основная задача для учителя - заинтересовать ученика в изученииданной темы.
После вводного знакомства с учебником, дети читают тему урока.
-Скажите, что нам необходимо выяснить на уроке, чем мы сегодня будем заниматься, о чем говорить?
Дети с учителем формулируют вопрос-проблему на который нужно ответить в конце урока: Какие тайны скрывают изделия наших предков?
-Ответом на этот вопрос послужит созданный нами в течение четверти проект «Деревня -деревянный мир». Каждая группа будет выполнять задания, изучать учебный материал, выполнять практические работы, чтобы в итоге мы смогли посетить предложенные вами варианты деревень.
Фаза 3. Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); На данной фазе урока учитель рассказывает ученикам, какие виды работ может ученик выбрать при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний учитель применяет на определенном этапе, что в итоге ученик может заработать по окончанию работы. На этой фазе урока ученик предварительно оценивает свои знания и делает ставки на свои знания, ставит планируемую отметку в оценочном листе, по итогам изучения материала и работы, учитель выставляет оценку ученику и сравнивает с его предположениями. Если оценка завышена, то проводится работа над ошибками и ученику дается возможность улучшить оценку, если оценка занижена, то ему после аргументации ставится лучшая оценка;
Виды работ, которые будут выполняться на уроке:
- заполнение таблиц в группах, для ответа на главный вопрос урока;
- зарисовка древних знаков с расшифровкой;
- отчет о работе группы;
-заполнение оценочного листа;
Фаза 4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации). Форма передачи информации ученикам различная - это может быть и обычная лекция (как правило, это форма самая скучная для учеников) и интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры. Более интересная, на мой взгляд, форма передачи информации для учеников - это проблемно-поисковая форма, т.е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта;
Рассказ учителя: Посмотрите на страницы учебника и скажите: кто и когда мог придумать эти образы? Что они означали, мы узнаем сегодня. Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Учитель рассказывая, рисует силуэт дерева на доске.
Деревня – деревянный мир, с дерева все начинается, им строится, обогревается, дышит.В глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной - с небом (Правь), землей (Явь), "нижним миром" (Навь) и сторонами света. При этом со сторонами света связывались определенные понятия. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, "красную" весну, полдень, "красное" лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался Ирий - обитель Богов, света, добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с "гибелью" солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными богами. Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла,
смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели просто желание осветить жилище.
Окончательно освоенной "освященной", полностью "прирученной" и обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Именно к этим моментам языческого освещения в позднейшую эпоху приурочивали и христианское освещение, происходившее, таким образом, иногда через несколько лет после постройки избы. Только с этого времени новый дом становился воистину Домом, в котором, согласно пословице, "и стены помогают".
Новая жизнь - новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой - не будет тебе житья в новом доме.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом месте что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
Как же представляли себе свой дом языческие славяне? Об этом вы узнаете, когда будете работать с таблицей, ответ можно найти в карточках, которые у вас на партах.
Карточка.
Славяне делили дом на три части: верхний мир - ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей - «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир - ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир -НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье. Были и чужие мертвые - «навьи души» - это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и отовсюду. Но есть у человека надежная защита - его мир, его дом. «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков.
Рассказ учителя:
После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или — всего хуже - пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить - и подавно!
После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень-валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.
О том, из каких частей состоит изба и чем украшена мы узнаем на следующем уроке. Кому интересна эта тема, можете дома самостоятельно подобрать материал.
Заполняя таблицу, вам необходимо будет описать образы народного искусства, найти ответ на этот вопрос можно в учебнике и в карточке.
Карточка.
Прежде всего, наши предки смотрели на природу: красивые оперения птиц, причудливые формы цветов вдохновляли их, будили фантазию. И они создавали прекрасные узоры из цветов, птиц, ягод. Очень часто изображали коня; ведь он главный помощник крестьянина. На конях ездили и пахали, боронили и перевозили тяжести.
В народе всегда любили сказки: появляются могучий лев, птица «сирин» - вещая птица, которая в сказках предсказывает людям будущее.
Рассказ учителя:
Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду.
Фаза 5. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся). При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.
Учащимся предложены таблицы, каждый член группы ищет ответ на отдельный вопрос, а затем сообща дети записывают ответ в нужную колонку. Ответы можно найти в учебнике и карточках.
Какие тайны скрывают изделия наших предков? |
Что значит: «Мой дом - моя крепость»? | Как Вселенная (макрокосм) отразилась в жилище (микрокосм) славян? | Выпишите, пользуясь карточками и материалами учебника на стр. 10-16 наиболее яркие названия образов народного искусства | Чем можно объяснить, что в прошлом жители стремились к украшению своих жилищ, например наличниками, карнизами и другими декоративными изделиями выполненными из дерева? | Определите, что обозначают знаки на стр. 12 учебника. Зарисуйте их и подпишите. |
Фаза 6. Подведение итогов .Итог подводится в виде игры «Аукцион знаний». На вопросы из таблицы дети дают ответы по очереди, определяется группа, собравшая больше других информации. Члены группы-победители получает бонусную пятерку в оценочный лист.
После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят итог работы каждого ученика, группы и класса в целом, заполняют оценочные листы:
1 четверть. Древние корни народного искусства | |
| Моя планируемая оценка | Моя оценка в конце урока | Оценка группы | Оценка учителя | Бонусная оценка | Что мне было непонятно, какие вопросы у меня остались после окончания урока. |
1 урок | | | | | | |
2 урок | | | | | | |
3 урок | | | | | | |
4 урок | | | | | | |
5 урок | | | | | | |
6 урок | | | | | | |
7 урок | | | | | | |
8 урок | | | | | | |
9 урок | | | | | | |
Итоговая отметка | | | | | | |
Фаза 7. (может проводится в любой момент урока, на усмотрение учителя и детей) Эмоциональная разрядка (разминка).
Все движения разминки повторяем без запинки!
Бабочка летала, над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)
Два своих больших крыла опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)
Полетела дальше, чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Домашнее задание: постараться найти древние образы у себя дома.