СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока " Проблемы толерантности в современных условиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В раэработке представлен результат работы над проектом " Проблемы толерантности в современных условиях".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока " Проблемы толерантности в современных условиях"»

МОУ» Сынтульская средняя общеобразовательная школа»











Урок по теме



«Проблема толерантности

в современных условиях».











Учитель истории и обществознания

Сидорова Татьяна Викторовна.











Цель:

-подвести школьников к осознанию необходимости толерантного отношения к миру, как единому целому.

Задачи:- способствовать формированию толерантности учащихся, как важного компонента жизненной позиции личности;

- создание и презентация творческих работ;

-способствовать развитию творческого потенциала учащихся, самостоятельного мышления, принятию нравственных ценностей;

-содействовать формированию межличностных отношений учащихся в духе принятия, понимания, признания;



Оборудование:

- плакат «Живое дерево», карточки с понятиями - прощение, терпение, доверие, великодушие, чувство юмора, умение владеть собой, умение слушать и «слышать».

- плакат «Засохшее дерево», карточки с понятиями - геноцид, расизм, дискриминация, насилие, нетерпимость, фашизм, вражда.

- презентация работ учащихся.



Работа над проектом.

Этапы.

1.Организационный .Обсуждение и выбор темы для проекта .Выбор темы связан с тем, что в обществе постоянно происходят различные социальные конфликты, которые могут перерасти в глобальные. И это требует формирования новой культуры отношений, основанной на уважении и принятии другого человека таким, какой он есть, независимо от различий.

2. Разработка проекта. Проблема заключается в следующем - как способствовать формированию толерантных отношений к другим людям, неприятию любой дискриминации, уважению другой культуры. Цель - создание творческих работ, в которых показать проявление толерантности ; определить качества толерантной личности, разработать правила отношения к людям с ограниченными возможностями; представить презентацию учащимся школы, чтобы привлечь внимание к проблемам толерантности; способствовать воспитанию толерантности .

3.Реализация проекта.

Задания по группам:

1. Разработка вопросов анкеты, анкетирование.

2.Сбор и изучение материала по вопросам национальной толерантности.

3. Изучение информации о религиозной толерантности.

4. Сбор и изучение информации по проблеме - человек с ограниченными возможностями.

5. Разработка правил отношения к людям с ограниченными возможностями.

6. Создание презентации.

4. Представление проекта. Презентация.

5.Результат работы над проектом. Работая над проектом, мы поняли, как важны толерантные отношения между людьми для возможности дальнейшего существования человечества, и сами учились доброжелательным отношениям друг с другом.



План урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Понятие « толерантность». Групповая работа с понятиями « толерантность» и « интолерантность».

  3. Декларация принципов толерантности.

  4. Проявление толерантности: национальная толерантность; религиозная толерантность; отношение к людям с ограниченными возможностями.

  5. Составление правил поведения с людьми с ограниченными возможностями.

  6. Подведение итогов.







.



1.Сегодня мы продолжаем говорить о проблемах толерантности. А начать

наш урок мне хотелось бы со слов Ромена Ролана «Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».

«Я человек». Каждый ли человек на Земле может так сказать про себя? Вопрос учащимся - Скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Действительно, человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М.Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми.

2.Давайте вспомним , какие понятия мы можем отнести к слову « толерантность», толерантное поведение, а какие – к противоположному по значению - интолерантность. Работа по группам - найти свои понятия и расположить на « живом» ( прощение, терпение, доверие, великодушие, чувство юмора, умение владеть собой, умение слушать и «слышать».) и «засохшем» дереве.( геноцид, расизм, дискриминация, насилие, нетерпимость, фашизм, вражда;).

Объяснение слов с «засохшего « дерева. Обращение к « живому» дереву.

А какие еще качества толерантного человека вы можете назвать?

- терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей),справедливость ,совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков),сострадание, уважение себя, мнений и поступков других людей, сдержанность (отсутствие агрессии), прощение, принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости), милосердие (учитывать настроение окружающих), уважение прав своих и другого человека, великодушие, примирение со сложившимися ситуациями, отсутствие оскорблений и унижений по отношению к другим, негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме, отсутствие ненависти, зависти и презрения.

А теперь давайте объясним значение этого слова -«толерантность».

Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

Слово « толерантность» есть в разных языках и определение его звучит по-разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.

В китайском – позволять , принимать, быть по отношению к другим великодушным. арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием).

Обращение к» живому» дереву.

.Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути. Учитель обращает внимание на слова Б. Шоу:

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы

, Плавать под водой , как рыбы,

Нам не хватает только одного,

Научиться жить на земле, как люди.

3.Неслучайно мировое сообщество принимает такой важный документ, как Декларация принципов толерантности. 16 ноября 1995 г.-государства – члены организации ООН по вопросам образования, науки и культуры ( Юнеско) приняли Декларацию принципов толерантности. В ней говорится, что все, независимо от различий обладают одинаковой ценностью для общества и заслуживают одинакового уважения. А 16 ноября провозгласили Международным днем толерантности.

Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, во многом зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям, нравам, взглядам других народов; уважения существующих между людьми различий.

4.Но в истории человечества многие конфликты носили откровенно национальную окраску. Например, геноцид армянского народа в Османской империи в 1915г. К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и славянские народы, планируя колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «высшей расы».По национальному признаку за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд и др.) около 6 млн. человек — почти половина всего еврейского народа. Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничтожение через сожжение».

Рассказ об участии в 9 и 10 Международных конкурсах» Уроки Холокоста- путь к толерантности».

Помните, всю свою жизнь, где бы вы ни находились — у себя на родине или на территории другого государства,— вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей. Постарайтесь усвоить простейшие, но вечные истины: — природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах ;нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее — плохие или хорошие поступки. Постарайтесь также понять, что все межнациональные конфликты, даже самые тяжелые и затяжные, начинаются с внутреннего состояния личности, ее поведения. Знание этих истин очень поможет вашим добрым отношениям с окружающими, вашей личной репутации порядочного человека.

- Религия испокон веков была и остается фактором, объединяющим или раскалывающим общества. Религиозная нетерпимость становилась причиной братоубийственных войн и бедствий .Неприятие и нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводили к расколу государств и наций. Поэтому вопрос религиозной толерантности очень важен для обеспечения безопасности современных обществ .Религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозных ценностей и идей других Зачастую причиной нетерпимости становится незнание. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. А вот знание ценностей и взглядов других создает положительную настроенность по отношению к ним .Многие религиозно- философские учения содержат хорошо известное нам « золотое правило нравственности» относись к другому так , как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

В буддизме существует принцип: Не делай другому того, что считаешь злом».

В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей».

В индуизме: « Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

В исламе: « Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».

В иудаизме:» Что ненавистно тебе, не делай другому».

В христианстве: « Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».

Если ты веришь ,надо уважать и неверующих, верно и обратное. Проявляй такт и понимание в отношении верующих . Если ты не веришь, старайся не оскорблять их чувства .Вспомним слова видного представителя православного духовенства Александра Меня: «Понимание, терпимость — плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки — вот наш путь».

Касимов- место переплетения 2х культур: русской и татарской. Традиции двух народов органично вписываются в быт современного города и района. Касимовский Сабантуй, несмотря на свой национальный колорит, был и остается праздником двух народов – русских и татар .В 2011 году он совпал с Днем России и православным праздником Святой Троицы, что еще более подчеркнуло его объединяющую направленность. Традиционные для касимовского Сабантуя соревнования двух команд батыров, в которые входят юноши разных национальностей и вероисповеданий, как раз и являются наглядным примером межнациональной дружбы и религиозной толерантности. На этом построена и концертная программа Сабантуя, которая по традиции включает в себя как татарские, так и русские песни и танцы .

Человек не выбирал и не создавал свою нацию, расу и или религию; принадлежность к нации или расе не определяет качество духовной жизни человека. Человек может отличаться от нас по одному или нескольким признакам, он может иметь отличные от нас привычки и обычаи, но ценность человека составляет лишь качество его жизни, то благо, которое он несет другим.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию. Не всякая болезнь излечима, а поэтому много среди нас людей, которые нуждаются в чьей- то поддержке со стороны. И вам доводилось встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь. Речь у нас пойдет о людях с ограниченными возможностями. .Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все..Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, и мы должны ему помочь. Представьте, что вы идёте по улице .Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Из ваших ответов понятно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей. Стихотворение инвалида Сергея Ольгина

еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час - паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь и жить не устаем.



Порой бывает - жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плаву.



Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.



Так не пугай нас, трудная дорога.

Лютуй зима, грозой гроза греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.



Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда к нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь!



Вот несколько примеров человеческой стойкости, мужества и несгибаемой силы духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.

ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО. "Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину", - сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.

НИНА МАЛЕР - психолог из Швейцарии.

Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

МЭРИ ВЕРДИ - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу "Танцующие колеса".Она говорит: «Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.»

ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ.–международные спортивные соревнования для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992годя – в тех же городах.Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям. Вот какие виды спорта входят в программу параолимпийских игр.Летние виды спорта: тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, , настольный теннис, гребля, парусный спорт.Зимние виды спорта: лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг.

Наталья Януто. Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка,прикованная к постели , сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлекласьбисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе.И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю Днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила.Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту. А ещё она мечтает попробовать свои силы в марафоне. Она верит, что ей покорится любая дистанция, ведь, её возможности неограниченны.

Помните,-«Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками».

5.Я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? - Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение). Поэтому 1 правило -

«увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы? 2 правило- «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

3 правило - «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?- поставить себя на его место.

4 правило– «принять» человека таким какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

5правило– «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

6 правило- что-то «перенять» и что-то дать взамен.

7правило.– «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно. чтобы он чувствовал себя необходимым , чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

Еще в 30-е годы 20 века писатель Бруно Ясенский написал замечательные слова: «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство» .

6.Таким образом, мы видим, что основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть.