Организационный момент (до 1 мин.) Вводная беседа (до 15 мин.) Изучение новой темы (15 мин.) Практическая часть (10 мин.) Подведение итогов (4 мин.) | Добрый день. Занимайте свои рабочие места. Доставайте свои рабочие тетради, ручки, карандаши. Сегодня мы с Вами узнаем интересные факты из истории возникновения и использования узлов, и научимся вязать некоторые из них. При практической работе с веревками необходимо соблюдать правила – ни в коем случае не баловаться репшнуром на занятии, бросать его, резко дёргать, и т.п. Работать с репшнуром при завязывании узлов необходимо аккуратно, чтобы не захлестнусь концами глаза и глаза соседа. Первобытный человек строил жилища из жердей, создавал орудия труда и охоты, ловил рыбу, держал домашних животных, и.т.п. Во всех этих делах трудно было обойтись без одного из древнейшего изобретения человека – узла. Можно предположить, что первобытный человек придумал узел раньше, чем научился добывать огонь. - Как вы думаете, из чего древние люди делали веревки? (Из волокон растений, из полосок кожи или сухожилий убитых животных). - Где использовал древний человек веревку? (Связывал жерди и бревна своего жилища, прикреплял каменный молоток и топор к деревянной рукоятке, привязывал к дереву домашних животных, делал узду для лошади, вязал бревна плотов, связывал пленников). Один из самых древних узлов, найденный исследователями, служил для крепления наконечника копья к древку. С помощью узлов можно было даже передавать информацию. Особенно преуспели в этом деле древние инки (жители Южной Америки). Они изобрели «узелковое письмо» - "кипу", что на местном языке означало "узел". На толстую веревку привязывали разноцветные тонкие шнурки разной длины, и на этих шнурках завязывали узелки. - Как вы думаете, ребята, какие элементы помогали передать информацию в «кипу»? (Толщина нитей и их цвет, узелки и их расположение). Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь даже, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Например, дверь гробницы фараона Тутанхамона была закреплена веревкой, завязанной «выбленочным» узлом. Этим узлом мы пользуемся и сейчас, называя его «стремя». - - Ребята, какого самого известного античного героя вы можете назвать? (Геракл, совершивший 12 подвигов). В одном из своих подвигов Геракл победил кровожадного льва, шкуру которого он носил на плечах в виде плаща, завязанного на груди узлом, который мы теперь используем как «прямой». «Гераклов узел» был широко распространен в быту у древних греков и римлян. Его часто изображали на античных ювелирных украшениях. В древности узлы часто использовались и как магическое средство. Например, в древней Руси существовали специальные узлы — «наузы». Считалось, что наузы, как обереги, способны передавать волшебную силу, охранять от несчастий и даже лечить. От этого слова возникло название науки об узлах – наузистика. - Ребята, знаете ли вы одно «крылатое выражение», которое говорят, когда нужно разрешить какое-либо сложное, запутанное дело очень просто, волевым решением, без долгих размышлений? («Разрубить Гордив узел») Согласно древнегреческой легенде, фригийский (древнегреческий) царь Гордий привязал ярмо телеги к алтарю храма запутанным узлом. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. IV века спустя, Александр Македонский рассек его мечом Одним из применений мастерства завязывания узлов стало морское дело. Моряки оказались изобретателями самых хитроумных и надежных узлов. Ведь именно им, а не постоянным обитателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще. Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса. Многими, изобретенными в те времена, узлами мы пользуемся и сейчас. Узел «беседочный» был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Мы сейчас знаем этот узел как булинь. Еще один из древнейших морских узлов, который применяли на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых, применяется и сейчас – «фламандский узел» - это узел «встречная восьмерка», который мы используем для связывания двух веревок. С появлением специфической деятельности – туризма – техника вязки узлов получила дальнейшее развитие. В спелеотуризме, альпинизме, горном, пешеходном, водном туризме закономерно применяются морские узлы. Узлы стали выполняться на новых по свойствам материалах, появилось большое количество узлов, неизвестных раннее (узел Прусика, узел Гарда, и.т.д.) Узлы помогают спасать человеческие жизни – в медицине, когда накладывается хирургический шов, или при поисково-спасательных операция. - Где еще в современной жизни применяются узлы? (Завязывание шнурков, переплетное дело, туризм, альпинизм, спелеология, декоративное искусство и мода (макраме, вязание, плетение кружев), шитье, электромонтаж (протягивание кабелей), рыболовство, и многих других вещей). Сейчас мы с вами изучим узлы, которые применяются в спелеотуризме. Для преодоления препятствий (спусков, подъёмов, переправ) в спелеопутешествиях применяются верёвки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется тот или иной узел и где он применяется. - Как вы думаете, какие свойства важны для узла? (Надежность, несложное завязывание, минимальные потери в прочности веревки после завязывания). Существуют правила вязки узлов: узел должен быть расправлен; узел должен быть затянут (отсутствие просветов в теле узла). Из затянутого узла при приложении усилия рук вытягивается не более 2 Ø веревки. Узел затягивается весом спелеолога. основной узел вяжется с контрольным узлом. Исключение: узлы на основе восьмерки, срединные узлы, грейпвайн; контрольный узел вяжется не далее 5 см от основного узла; остаток веревки, выходящий из узла, не должен быть менее 10 Ø веревки. Для стопорных узлов на конце веревки – не менее 20 Ø веревки. Применяемые в спелеотуризме узлы можно отнести к трем категориям: узлы для крепления веревки к точке или к спелеологу; узлы для связывания двух веревок; вспомогательные и специальные узлы. Узлы для крепления веревки к точке или к спелеологу: восьмерка, двойная восьмерка, булинь, двойной булинь, девятка, австрийский проводник. Узлы для связывания двух веревок: прямой, встречный, встречная восьмерка, грейпвайн, брамшкотовый, Вспомогательные и специальные узлы: стремя, узел Пруссика, узел Гарда, узел УИАА, контрольный узел. Вязать узлы – дело нетрудное. Гораздо сложнее научиться вязать узлы правильно и быстро, используя подходящий для того или иного случая узел. Техника завязывания узлов требует определенных практических навыков, которые вырабатываются систематическими тренировками. В спелеотуризме от правильности узла и соответствия назначению зависит жизнь. Приступаем к вязке узлов. Для начала необходимо условиться о терминологии. Неподвижный конец верёвки (тот, вокруг которого вяжут) мы будем называть коренным концом, а движущийся в процессе вязания (тот, который вяжут) будем называть рабочим концом. Сейчас мы с вами научимся вязать узел прямой («Гераклов узел») и узел восьмерка («фламандская петля»). Прямой узел применяется для связывания верёвок одинакового диаметра. На коренном конце делается петля, в неё снизу вверх продевается рабочий конец, затем рабочим концом петля обносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно. Узел обязательно расправляется и слегка затягивается. Следует проследить, чтобы короткие и длинные концы верёвок выходили из узла напротив друг друга. После чего завязываются контрольные узлы. Кстати возможен и другой способ завязывания узла. Узел восьмерка завязывается на конце верёвки для закрепления на рельефе или на страховочной системе участника, на концах верёвок, используемых для самостраховки. Способ вязки: конец верёвки складывают петлёй, и эта петля накладывается сама на себя, образуется как бы «петля из петли», после чего рабочая петля обносится вокруг коренной, поворачиваетсяна 360гр. и вынимается в то же отверстие. Полученный узел имеет характерный рисунок, напоминающий восьмёрку, поэтому его легко запомнить. На сегодняшнем занятии мы соприкоснулись ещё с одной стороной туристской техники, узнали много нового. - Давайте повторим, какие узлы служат для привязывания к опоре? (восьмерка, двойная восьмерка, булинь, двойной булинь, девятка, австрийский проводник). - Какими узлами мы свяжем две веревки? (прямым встречным, встречной восьмеркой, грейпвайном, брамшкотовым) - Какие вспомогательные и специальные узлы могут понадобиться спелеологу? (стремя, узел Пруссика, узел Гарда, узел УИАА, контрольный узел). Мы сегодня научились вязать два узла, теперь вы знаете, что правильно завязывать туристские узлы не такая уж лёгкая задача. А поэтому мы с вами из занятия в занятие будем повторять их, пока не научимся вязать с закрытыми глазами. Ну, а домашнее задание будет следующим: тренируйтесь вязать узлы на верёвках в свободное время. На следующем занятии мы будем вязать эти узлы на время. На сегодня мы с вами прощаемся. Следующие занятия по расписанию. До свидания. | Вся необходима аппаратура подготовлена до начала занятия. Проверяю готовность ребят к занятию, добиваюсь тишины и внимания. Отмечаю отсутствующих, уточняю причину отсутствия на прошлом занятии. Перехожу к ведению занятия. Показ презентации «Из истории узлов» 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд Ребята записывают древнее и современное название узла. 5 слайд Ребята записывают древнее и современное название узла. 6 слайд Ребята записывают понятие «наузы», «наузистика» 7 слайд 8 слайд 9 слайд Ребята записывают древнее и современное название узла. 10 слайд Ребята записывают древнее и современное название узла. 11 слайд 12 слайд Начинаю показ презентации « Узлы в спелеотуризме» 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд Раздаю ребятам каждому по репшнуру Строю по кругу, чтобы каждый обучающийся видел, как я показываю вязку узла, и мне было видно каждого Правильно, медленно, красиво, поэтапно (по разделениям) завязываю изучаемый узел, расправляю его, обращаю на него рисунок и его особенности. Затем предлагаю каждому попробовать завязать узел самостоятельно, после чего перехожу к изучению следующего Задаю вопросы ребятам, выявляю тех, кто активно отвечает. |