Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный профессионально - педагогический колледж»
.
ФИО преподавателя: Барбашина Любовь Викторовна
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Вещества и их свойства»
Цели урока:
Образовательные: актуализация и обобщение знаний студентов по данной теме c целью обеспечения контроля и самоконтроля для последующей промежуточной аттестации, понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладное значение.
Воспитательные: вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке; способствовать формированию активности и настойчивости, максимальной работоспособности.
Развивающие: содействовать у учащихся мыслительной операции: умение анализировать, синтезировать, сравнивать; формировать и развивать общеучебные умения и навыки: обобщение, поиск способов решения; отрабатывать навыки самооценивания знаний и умений, выбора заданий, соответствующих их уровню развития.
Ход урока
Каждый этап урока студенты оценивают самостоятельно с помощью заранее заготовленных таблиц.
I.Актуализация знаний проводится в игровой форме под названием «Химическое домино». Студенты работают в парах. Каждой паре выдается карточка, состоящая из двух частей: в верхней части содержится вопрос (ответ на которой приведен на карточке другой пары студентов), а в нижней части – ответ, но уже на другой вопрос. В итоге должна получиться логическая цепочка из вопросов и ответов. За правильный ответ студенты получаю 1 балл.
Вопросы:
1. Назовите общие классы неорганических и органических соединений. Неорганические вещества: простые вещества - это металлы и неметаллы; сложные вещества – оксиды, основания, кислоты, соли. Органические вещества – углеводороды, кислород – и азотсодержащие органические соединения.
2.Чем отличаются неорганические вещества от органических веществ? В состав всех органических веществ, входят атомы углерода и водорода, что нельзя сказать об неорганических веществах.
3. Какие физические свойства характерны для металлов? Металлам присущи металлический блеск, твердость, пластичность, тепло- и электропроводность, высокие температуры плавления (большинство металлов) и большая плотность.
4. Поясните выражение «металлы являются восстановителями». Металлы способны легко отдавать внешние электроны, превращаясь в положительные ионы, тем самым металлы проявляют восстановительные свойства.
5. Как изменяются восстановительные свойства металлов с ростом порядковых номеров элементов в периодах и почему?
Восстановительные свойства в периодах ослабевают. Это связано с уменьшением радиуса атомов, что приводит к меньшей подвижности наружных электронов.
6. Какие свойства окислительные или восстановительные характерны для неметаллов?
Для атомов неметаллов, а следовательно, и для образованных ими простых веществ характерны окислительные, так и восстановительные свойства. Окислительные свойства проявляются при их взаимодействии с металлами и водородом; любой неметалл выступает в роли окислителя в реакциях с теми неметаллами, которые имеют более низкое значение электроотрицательности.
7. На какие группы делятся оксиды?
Солеобразующие и несолеобразующие. Солеобразующие делятся на основные, амфотерные, кислотные, которым соответствуют основания, амфотерные гидроксиды, кислоты соответсвенно.
8. Как классифицируют основания?
Растворимые в воде – щелочи и нерастворимые в воде основания. Кислородсодержащие – неорганические основания; Бескислородные – органические амины.
9. Как классифицируют кислоты?
По наличие кислорода – кислородсодержащие кислоты и бескислородные. По основности (число атомов водорода в молекуле) одноосновные, двухосновные, трехосновные кислоты.
10. Какие группы солей существуют?
Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл, например хлорид натрия NaCl.
Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл – гидрокарбонат натрия NaHCO3.
Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток – основной хлорид магния MgOHCl.
11. Что такое функциональная группа?
Функциональной называют группу атомов, которая определяет наиболее характерные свойства вещества и его принадлежность к определенному классу соединений.
12. Какие элементы – неметаллы являются биогенными?
С – углерод; О - кислород; N – азот; Н – водород. Эти элементы входят в состав всех живых организмов.
II.Задания с различным количеством подсказок и зашифрованной информацией. Коллективная работа у доски и с места.
Предлагается цепочка превращений генетически взаимосвязанных веществ разной степени открытости:
+Ме +HCl +О2 +Н2О +СаО
Х → А → Б → В → Г → Д
↓ + ж. НеМе
Е
С помощью подсказок нужно определить неизвестные вещества. Каждая подсказка, в зависимости от сложности, оценивается в баллах.
Подсказка для вещества Х – электронная формула последнего энергетического уровня имеет следующий вид: 3s23p3. Определить вещество Х. (2балла). По положению элемента в периодической системе Д.И. Менделеева, определите степени окисления вещества Х. (3балла).
Подсказка для вещества А – вещество А получается при взаимодействии вещества Х с металлом третьего периода, второй группы, главной полгруппы. Составьте уравнение реакции, назовите вещество А. (2 балла).
Подсказка для вещества Б – при действии на вещество А минеральными кислотами получают вещество Б – ядовитый газ с чесночным запахом. Запишите уравнение реакции, назовите вещество. ( 3 балла).
Подсказка для вещества В – вещество В получилось при сгорании вещества Б в кислороде воздуха. Запишите уравнения реакции, назовите вещество В. (1балл).
Подсказка для вещества Г – вещество Г входит в состав АТФ. Составьте уравнение реакции, назовите вещество Г. (2балла).
Подсказка для вещества Д – вещество Д является составной частью скелета позвоночных животных. Определить вещество Д, составить уравнения реакции. (3 балла).
Подсказка для вещества Е – при взаимодействии вещества Х с единственным жидким неметаллом, образуется вещество Е. Назовите жидкий неметалл, запишите уравнения реакции, назовите вещество Е. (3 балла).
III. Самостоятельная работа. Студентам предлагается работа с тестовым заданием, с последующей самостоятельной проверкой. Время работы – 8 минут, ключи к тесту выводятся на доску. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Тема «Вещества и их свойства»
Вариант -1
1. Амфотерными гидроксидами являются вещества, формулы которых:
а) CsOH и Cr(OH)2; б) KOH и Ca(OH)2;
в) Be(OH)2 и Cr(OH)3; г) NaOH и Mg(OH)2.
2. Кислотными оксидами в ряду являются вещества, формулы которых:
а) N2O3, N2O5, CrO3; б) Cr2O3, CrO, N2O;
в) NO, Na2O, P2O5; г) SiO2, BeO, CaO.
3. Формулы только кислых солей записаны в ряду:
а) K2SO4, KOH, NaHCO3; б) Fe(HSO4)2, CaHPO4, Ca(OH)NO3;
в) NH4HSO4, NH4NO3, (NH4)2CO3; г) Na2HPO4, NaHCO3, NaHS.
4. Соль и водород образуются при взаимодействии разбавленной серной кислоты с каждым из металлов ряда:
а) Al, Zn, Cu; б) Zn, Fe, Pb;
в) Mg, Zn, Fe; г) Pb, Cu, Ag.
5. С раствором хлорида меди(II) не реагирует:
а) Mg; б) Zn; в) Fe; г) Ag.
6. Основание образуется при взаимодействии с водой оксида, формула которого:
а) Fe2O3; б) CuO; в) CaO; г) FeO.
7. Общая формула алканов:
а) CnH2n; б) CnH2n+2; в) СnH2n - 2; г) CnH2n + 1.
8.Функциональной группой для карбоновых кислот является:
а) – СОН; б) - ОН; в) - СООН; г) - NH2.
Вариант - 2
1. Основными оксидами являются вещества, формулы которых:
а) Cs2O и CrО3; б) K2O и CaO;
в) BeO и Cr2O3; г) Na2O и MgO.
2. Формулы средней, кислой и основной солей записаны в ряду:
а) Cu(HSO4)2, Cu(OH)NO3, CuCl2; б) CaCO3, Ca(HCO3)2, Ca(OH)Cl;
в)FeSO4, Fe(OH)Cl, Fe(OH)2Cl; г) BaSO4, Ba(OH)NO3, Ba(H2PO4)2.
3. Щелочами являются вещества, формулы которых:
а) CsOH и Cr(OH)2; б) KOH и Вa(OH)2;
в) Be(OH)2 и Cr(OH)3; г) NaOH и Mg(OH)2.
4. Серебро из раствора нитрата серебра вытесняют все металлы ряда:
а) Na, Cr, Zn; б) K, Fe, Cu; в) Fe, Zn, Cu; г) Zn, Fe, Au.
5. И с гидроксидом натрия, и с соляной кислотой реагирует:
а) СaO; б) BeO; в) SiO2; г) P2O5.
6. С раствором сульфата меди (II) не реагирует:
а) Mg; б) Zn; в) Fe; г) Ag.
7. Общая формула алкенов:
а) CnH2n; б) CnH2n+2; в) СnH2n -2; г) CnH2n+1.
8.Функциональной группой для спиртов является:
а) – СОН; б) - ОН; в) - СООН; г) - NH2.
Ключи к тесту:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
В - 1 | В | А | Г | В | Г | В | Б | В |
В - 2 | Б | Б | Б | А | Б | Г | А | Б |
IV. Мини исследовательская работа.
Студенты разделены на две группы. Каждая группа заранее получила свое задание. Им предстоит раскрыть актуальность задания, проделать эксперимент, записать уравнение реакций, сформулировать рекомендации по заданию. Выполненная работа оценивается в 2 балла. За запись уравнения реакции в ионном виде, помимо молекулярного, дополнительный балл. Название исследовательской работы для группы №1: «Исследование жесткости воды». Для группы №2: «Выведения пятен ржавчины».
V. Химия вокруг нас. Студентам предлагаются слайды (10 штук) с изображением неорганических и органических веществ, которые окружают нас повседневно. Задача студентов записать их формулы и названия. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
VI. Подведение итогов. Студенты подводят итоги с помощью таблицы:
Химическое домино | Задание с подсказками | Самостоятельная работа | Исследовательская работа | Химия вокруг нас |
| | | | |
Критерии оценивания:
25 - 24 баллов – оценка «5»
23 – 20 баллов – оценка «4»
19 – 13 баллов – оценка «3»
Ниже 13 баллов – оценка «2».