Методический семинар
ГО «Жатай» 2018 г. .
Введение
- Как же пробудить у ребят желание учиться? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги и психологи. Поэтому и придумывают преподаватели различные «завлекалочки» на уроках – игры, презентации и т.д. Но все это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней, в умелом использовании собственных мотивов обучающегося, в первую очередь –познавательных и социальных. Но это, не означает, что использование внешних стимулов не нужно совсем. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и формирования мотивации учебной деятельность учащихся.
- Историческое образование сегодня – один из наиболее сложных и противоречивых предметов федеральной системы образования. Процесс преподавания истории стал наиболее разнообразным, интересным и личностно ориентированным.
- История является одним из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений России в нравственно-патриотическом, идейном и культурологическом аспектах. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. В ее содержании отражены все этапы культурного развития человечества. Преподавание истории в современной российской школе опирается на давние традиции, в которых можно отметить как сильные так и слабые стороны. С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
- Самостоятельное мышление, умение учиться, не рождаются сами собой. Задача учителя организовать самостоятельную работу класса, оказать помощь в формировании знаний, умений и навыков, избегая при этом каких бы то ни было проявлений шаблона и формализма. Арсенал учительских средств достаточно разнообразен. В этом могут помочь современные образовательные технологии, которые непрерывно связаны с методикой обучения
Технологии и методики
Какая разница между методикой и технологией?
( по В.И.Загвязинскому)
- Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии.
- Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций , гарантирующих получение заданного результата . Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.
Современные образовательные технологии
Технологии активного обучения
Совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию
учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности
методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер;
методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящегося на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы (Мирежиков В.А.).
Интерактивные* методы обучения - специальная форма организации познавательной деятельности, направленная на диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
* Интерактивный - способный действовать или находиться в режиме диалога, беседы.
Эвристическое обучение
подразумевает не передачу учащимся опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции ориентированной на конструирование будущего.
Проблемное обучение
- Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
- В результате последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач и последовательного их разрешения, обучающие активно усваивают знания, развивая при этом познавательную активность и творческую самостоятельность.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Технология уровневой дифференциации
- Дифференцированное обучение-это форма организации учебного процесса , при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
- Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу формирования гомогенных групп :
*по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы),
* по полу( мужские, женские, смешанные классы, команды), *по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и др. группы)
*по уровню умственного развития (уровню достижений), *по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения и т. д. )
- Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик) : *внутриклассная дифференциация обучения , *развивающий цикл уроков по теме.
Технология уровневой дифференциации .
- По каждой учебной теме пять типов уроков : 1- урок общего разбора темы ( лекция), 2-комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся(от 3х до 5 уроков), 3- уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачёты), 4-уроки межпредметного обобщения материала( уроки защиты тематических заданий), 5-уроки- практикумы.
- Разноуровневые задания для учащихся ( дидактический материал для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий) : первый вариант С- соответствует обязательным результатам обучения (стандарт), второй вариант В-предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий вариант А- включение дополнительных заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.
- Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию- индивидуальный учёт достижений каждого учащегося.
Технология коллективного взаимообучения
- Парная работа используется в трех видах:
- статическая пара , которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями («учитель» - «ученик»); так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
- динамическая пара : четверо учащихся готовят одно задание, но имеющее четыре части: после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарища;
- вариационная пара , в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его. анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Технология позволяет развивать навыки мыследеятельности, совершенствовать логическое мышление и понимание, способствует более прочному усвоению знаний через активную познавательную деятельность
Способствует формированию личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала
Технология «учебные портфолио»
Технология учебные портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».
Цель: выявить и зафиксировать дидактический эффект по:
- конечным результатам;
- материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности;
- приложенным усилиям.
- В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов :
- первый - папка достижений (грамота, благодарственные письма, табель успеваемости и т.д.)
- второй - рефлексивное портфолио (творческие работы учащегося: рисунки,поделки, видеокассеты)
- третий - проблемно-исследовательский (доклады, выступления, сообщения);
- четвертый - тематический (создание материалов в процессе изучения какой-либо большой темы ).
- Портфолио могут представляется как в бумажном, так и в электронном виде. Данная технология прекрасное средство для развития интеллектуальных способностей, углубления и формирования познавательных интересов, формирования мотивации достижения.
Технология модерации
Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
В модерации также применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений –кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др.
Цели применения модерации – эффективное управление детьми в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех учеников в процесс обучения, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени занятия (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников процесса обучения (учителя, воспитателя, обучающихся).
Технология обучения в сотрудничестве
- Цель технологии обучения в сотрудничестве (обучениие в малых группах) - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
- Идея обучения в сотрудничестве:
- учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять.
- учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
- В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий :
- формирование групп происходит до начала занятий учителем, с учетом психологической совместности;
- группа получает одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками;
- оценивается работа не одного ученика, а всей
группы;
- учитель сам выбирает ученика, который
отчитывается за задание.
Исследовательская технология.
Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).
- Знакомство учащихся с работой со справочной литературой и другими способами получения информации
- Формирование навыков пользования различными источниками информации. Обучение различным способам работы с текстом и другими источниками информации
- Формирование способности
самостоятельно создать и
защитить учебно-исследовательскую
работу
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Цель ТКМ: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни ( умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д. )
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ТКМ
- Разбивка на кластеры
- Синквейн
- Знаем/Хотим узнать/Узнали З-Х-У
- Взаимообучение
- Разработки для самостоятельных занятий
- Двойные дневники
- Оставьте за мной последнее слово
- Пятиминутное эссе
- Модельные уроки:
- Чтение со стопами
- 6 шляп критического мышления
- Зигзаг и т.д.
Игровая технология
- Технология игровой деятельности (игровая технология) - представляет собой определенную последовательность действий, операций специалиста (педагога, психолога, игротехника и т.д.) по отбору материала, разработке и подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и содержательных результатов.
Информационные технологии
- Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля; повышению уровня комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности школьников на уроке; развитию информационного мышления, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
- приобретение навыков работы на компьютере учащимися школы с соблюдением правил безопасности.
Тренинговые технологии
- Тренинговые технологии - это система деятельности обучаемых по отработке определенных решений.
- Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки.
- диалогизация;
- постоянная обратная связь;
- самодиагностика;
- добровольное участие;
- конфиденциальность.
- В основе тренинга лежат упражнения, которые предполагают при их организации: четкую постановку цели, контроль за правильностью выполнения, детальный анализ ситуации, возможность высказать свою точку зрения, поделится своими ощущениями и переживаниями, контроль за эмоциональным состоянием.
- Виды тренингов: психологические; тренировочные; интеллектуального развития; решения управленческой задачи; решения ситуации; общения; креативности и др.
Метод проектов
Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.
Дебаты.
Цель : сформировать логическое и критическое мышление , навыки организации своих мыслей , уверенность в себе , способность работать в команде , эмпатию , толерантность.
Этапы :
- подготовка к игре(тема , тезис , которые провоцируют интерес , затрагивают значимые проблемы).
-работа с информацией по теме(активизация знаний , поиск информации , составление кейсов).
-выступления(задача склонить судей и зрителей к своей точке зрения).
Методы : речь спикера , перекрестные вопросы , тайм-аут , свободные дебаты , симпозиум , эспресс-дебаты и т.д.
Кейс технология.
Цель : научить слушателей анализировать информацию , выявлять ключевые проблемы , выбирать альтернативные пути решения , оценивать их и принимать оптимальное решение , формировать программу действий.
Этапы :
-изучение текста с описанием ситуации , самостоятельно выясняется суть проблемы и определяется собственная позиция по оценке ситуации ;
-работа в небольших группах , обмен мнениями по кругу проблем ;
-общегрупповое обсуждение под руководством учителя ;
Особенностью обсуждения является то , что учитель не дает качественной оценки ответов. Любое высказывание воспринимается как допустимое.
Технология перспективно-опережающего обучения . Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования.
- Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях
- Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата)
- Способствовать формированию
методологической компетентности.
Формирование способностей
самостоятельно решать проблемы,
осуществлять поиск необходимых
сведений. Обучение способам
решения проблем
Заключение
- Я человек поиска, стараюсь привить интерес у учащихся к изучаемому предмету. Мел и доска современным детям уже не интересно, поэтому стараюсь сама узнать что-то новое и показать это учащимся.
- Все это способствует повышению интереса к истории, в следствие чего повышается качество успеваемости и средний балл итоговой аттестации.
- Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. Современные образовательные технологии обладают большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.
Благодарю за внимание